про гуманизм
kommari — 13.05.2011 Один уважаемый товарищ написал в своем ЖЖ:...человечество-то важнее всего, что его существование важнее любых идей и важнее существования каких-то отдельных стран; и что планета у нас в сущности очень маленькая.
Кабы не был я тертым калачом и битым-перебитым красноком (или как там нас называют), я бы даже согласился: "Была бы Земля родная - и нету других забот!"
Но - опыт, сын ошибок трудных, сразу мне напомнил кое-что. А именно.
Советский пацифист № 1, Алесь Адамович, о котором я не так давно писал, кроме слезинки ребенка (и последующей подписью в 1993-м под позорнейшим письмом 42-х, одобрявшем убийство сторонников российского парламента в Москве) отметился на заре "перестройки" еще вот чем.
Тогда, кстати, еще не было разоблачений Сталина, были лишь абстрактные "мысленные упражнения". Например, в "Комсомольской правде" описали довольно-таки типичный случай, как в каком-то колхозе молодой комсомолец погиб, спасая из горящего ангара трактора и прочую технику, но - в отличие от предшествуующих многих лет, оценка этому факту была дана совсем иная: "А стоит ли человеческая жизнь каких-то тракторов? Ведь человеческая жизнь - это же высшая ценность!!!" И сотни писем в ответ: да, да, жизнь дороже железок!
Так шла "гуманизация" сознания советского человека - после десятилетий "дегуманизации", когда погибнуть, спасая народное добро - считалось подвигом (сейчас мы не ужасаемся 40 000 убитым в год, что на порядок больше, чем в брежневское время - ага, догуманизировались!).
Ну вот, а наш Алесь Адамович написал статью, в которой была такая мысль: предположим, враг ударит по нам ракетно-ядерным оружием, и уничтожит все наши ракеты и самолеты, и только одна подводная лодка-ракетоносец останется у нас - но ведь и ее хватит, чтобы превратить весь Запад в радиоактивную пустыню - поставив на этом точку в существовании цивилизации на планете Земля. И, с многочисленными вопросами и оговорками, но проводилась такая мысль - а не будет ли со стороны советского капитана-командира этого самого ядерного подводного ракетоносца подвигом гуманизма перешагнуть через мысль о мести, мщении - и НЕ выстрелить в ответ, сохранив таким образом нашу цивилизацию - такую хрупкую, беззащитную и уникальную?
Ну и посыпались в редакцию тут же письма: "Ах, как верно, вот он - высший гуманизм, вот это очень правильно!!!"
И осталось незамеченным одно письмо (тогда еще соблюдали видимость плюрализма) от какого-то реального командира атомной подлодки, который написал очень немногословно: "Именно тот факт, что противная сторона знает, что в случае удара она получит ответный и адекватный удар - он и удерживает ее от начала войны и использования ядерного оружия. Безусловная уверенность противника, что капитан этой подводной лодки выполнит свой долг без колебаний. То есть Ваш гуманизм - это, как ни парадоксально, увеличение риска войны: а вдруг противная сторона не ответит Армагеддоном, так может и стоит попробовать?"
Письмо осталось без ответа, но я вот запомнил (у нас, красноков, длинная память).
Так - и в эпизоде с парнем, погибшим за колхозные трактора, и вбрасыванием таких вот внешне мегагуманных идей, - разлагали сознание советских людей (это были ранние годы, 85-й или 86-й). Это уже потом уже принялись сначала за Сталина, потом за Ленина и за нашу Революцию вообще.
Это просто информация к размышлению. Не давайте себя запутать.
С любовью, ваш Коммари.