Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

топ 100 блогов kladun20.12.2022

Ну что же, я приступаю к обещанному циклу лекций про PMR-рации. А начну я его с аккумуляторов. Могу представить ваше удивление: чел желает рассказать про радиосвязь – а начинает с аккумуляторов. Это так логично! Меня это самого́ улыбает. От раций все в первую очередь хотят дальность и качество связи. Только дело в том, что эти вещи ограничиваются не столько аппаратной частью, сколько стандартом и законами физики. В прошлый раз мы посчитали, что дальше девяти километров всё равно не достать – если только не влезать на пригорки и этажи. В лесу по тем же причинам далеко не выйдет, как ни старайся. Мощность передачи ограничена – и стандартом, и аппаратными причинами. Фактор мощности, кстати говоря, далеко не такой значимый, как может по незнанию казаться. В благоприятных условиях дальность связи увеличивается как квадратный корень от мощности. А в неблагоприятных – как кубический. Благоприятные – это гладкая степь. А у нас тут – сами видите. Увеличьте мощность в восемь раз – дальность связи увеличится только в два. Увеличьте в тридцать – дальность увеличится в три. Увеличьте в тысячу – дальность увеличится в десять. Тенденция, надеюсь, понятна.

Антенны у раций – тоже плюс-минус туда-сюда. Чувствительность приёмника... Может, они и отличаются – только когда сигнала нет, его не принять даже лучшим приёмником. А когда есть – примет и обычный. Выше головы-то не прыгнешь. В Москве это очень удобно наблюдать. Тут в эфире всё время что-то происходит. Переговариваются всякие строители, грузчики, охранники, бригады рабочих. Дофига в эфире знаете кого? – ага, уже догадались. Правильно догадались – чурок. Постоянно прилетают какие-то сигналы: с близкого расстояния, с дальнего. Которые с близкого – там сразу всё отлично слышно. Которые с дальнего – рация сигнал чувствует, а выделить из него речь уже не может – хрипит. И вот включаешь две рации на одном канале – и слушаешь. Где дорогая принимает – там и дешёвая принимает. Где дешёвая хрипит – там и дорогая хрипит. Выше головы, повторю, не прыгнешь.

Это не значит, что разницы нет. Есть. Где сигнал хороший – нет разницы. Где сигнала нет – нет разницы. А вот в пограничной области что-то станет заметно. Вот только сама эта пограничная область получается не сказать велика. Соответственно, количественная разница между классными рациями и не очень классными составляет проценты – ну, десятки процентов. Но не разы.

Из этих условий и приходится исходить – что в плане собственно радиосвязи разные рации отличаются не сильно. И тут мы начинаем сравнивать остальные характеристики: функционал, тембр динамика – вот это всё. Только это, скажу я вам, ерунда. Вы не беспокойтесь: вот то, про которое я сказал выше – ну, про проценты и даже десятки оных – мы про них ещё поговорим в дальнейших выпусках. А сейчас я хочу сказать, что сценарии применения у раций могут быть разные – но лично мне представляется, что главный из них – это связь в особых условиях. То есть когда никакой другой нет. Когда Вас фактически отрезало от цивилизации – и кроме рации у Вас ничего нет. Станете ли Вы общаться по рации в городе? Маловероятно – потому что есть мобильный телефон. А если сел – зашёл в кафешку и воткнулся в розетку заряжать. Или в зарядный пункт на любой станции метро. А если Вы за городом – ну, в каком-нибудь этом вашем походе? И мало ли что там может случиться – кто знает, как надолго вдруг угораздит застрять. Или если в Вашем городе вырубится к чертям электричество – а вместе с ним и мобильная связь. Поглядите на соседнюю страну. Полагаю, там сейчас очень рады те, кто прихотью судьбы оказался обладателем рации. И очень расстроились те, у кого эта рация через полдня села – а электричества зарядить нету. В общем, лично мне в рации представляется крайне важной ёмкость аккумулятора, возможность иметь запасной, возможность всё это легко и быстро заряжать, а при необходимости чем-то заменять. Если сказанное Вас до сих пор не убедило – возможно, убедит то, что будет сказано далее. Так или иначе, я начинаю свой рассказ про аккумуляторы.

У аккумуляторов для раций можно выделить три главных характеристики:

1. Ёмкость
2. Химическое устройство
3. Типоразмер (стандартный или фирменный)

С ёмкостью всё понятно, про неё говорить не будем. Тем более она прямо связана с остальными двумя пунктами. По типу химии аккумуляторы бывают литиевые и никелевые. Вначале расскажу про литиевые – они же литий-ионные. Это целый класс аккумуляторов, в разновидностях которых разбираются даже не все специалисты – так что и мы не будем. Рабочее напряжение – 3,7 В (не считая литий-железо-фосфатных – которые тоже литий-ионные, но стоя́т настолько особняком, что о них всегда говорят отдельно). Вот про напряжение – это вам сейчас знать не надо, я это сказал только для того, чтобы сослаться в следующем выпуске: мол, «по́мните, я говорил». Преимущества литий-ионных аккумуляторов:

– Высокая удельная энергоёмкость
– Низкий саморазряд
– Возможность заряжать быстро
– Без проблем переносят высокие токи разряда
– Отсутствие так называемого «эффекта памяти»

Последнее преимущество, на мой взгляд, важнейшее. Отсутствие эффекта памяти значит, что характеристики аккумулятора не зависят от истории его эксплуатации. Аккумулятор можно подзаряжать с любого уровня до любого уровня – таких действий аккумулятор не помнит, его ёмкость от этого не страдает.

Недостаток литий-ионных аккумуляторов – что они сильно теряют ёмкость на морозе. Второй недостаток – сильная чувствительность к перезаряду и переразряду. О том и другом заботятся электронные схемы, а второе также значит, что не следует оставлять разряжённый аккумулятор надолго – чтобы за счёт саморазряда он не разрядился ниже критического уровня. То есть хранить литиевые аккумуляторы следует заряженными. Лучше всего – заряженными наполовину. И хранить лучше в холоде (но не ниже 0oC). То есть герметично упакованные в холодильнике (но не в морозильнике). Но даже это не спасёт от третьего недостатка: литий-ионные аккумуляторы со временем теряют ёмкость. Даже если ими не пользоваться – они всё равно просто протухают от времени. Пять лет – и выбрасывай.

Для нас же важно то, что практически во всех рациях литий-ионные аккумуляторы имеют фирменный типоразмер. Да не просто фирменный – а уникальный. Такой, который не подходит ни к какой другой рации даже того же производителя. Смотри́те сами. Вот две довольно похожие рации – Retevis RT27 и Retevis RT24:

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

А вот аккумуляторы для них:

Аккумулятор для Retevis RT27. Ёмкость 1100 мА·ч. Сто́ит 550 р.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Аккумулятор для Retevis RT24. Ёмкость 1100 мА·ч. Сто́ит 500 р.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Функционально и схемотехнически это один и тот же аккумулятор. Но они не взаимозаменяемые. Заряжаются только в зарядных стаканах. Причём стаканы тоже имеют уникальный типоразмер – хотя функционально и схемотехнически это опять же одно и то же устройство. Вставить аккумулятор в чужой стакан можно – но заряжаться он не будет: контакты не совпадут с клеммами.

Зарядные стаканы для Retevis RT27 и RT24

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

И это ещё на фотографии стаканы с портом USB. Такие можно подключить как к сетевому зарядному устройству, так и к портативному заряднику (он же пауэр-банк – что за дурацкое слово). А у многих раций стаканы могут подключаться только к розетке. Вот и представьте себе, что Вы отбыли куда-то в длительную отлучку, где рацию нужно будет подзаряжать. Нужно будет взять с собой не только рацию – но и стакан. Для которого ещё обязательна розетка – от простого зарядника хрен зарядишь.

Добавьте сюда, что все эти фирменные аккумуляторы обыкновенно имеют относительно низкую ёмкость, а в своих стаканах заряжаются довольно долго. Кроме того имеют относительно высокую цену, а купить их отдельно можно только у производителя. Зачем делается вся эта уникальность, объяснять не буду – сами должны понимать, не маленькие. А теперь представьте себе ситуацию. Вы купили такую рацию с фирменным литиевым аккумулятором. Да хотя бы даже ещё и запасной аккумулятор. Прошло пять лет, аккумулятор протух от времени. А саму рацию к тому моменту уже перестали выпускать – и, соответственно, аккумуляторы к ней тоже. И вот валяется у Вас мёртвая бесполезная рация, которую нечем запитать. А тут как раз и свет в городе отключили, хе-хе.

Это, в общем-то, всё, что я хотел рассказать про фирменные литиевые аккумуляторы. А бывают не фирменные. Бывают стандартные. Самый распространённый и популярный типоразмер литиевых аккумуляторов – 18650.

Литиевый аккумулятор 18650. С пимпочкой и такой же без пимпочки. Рядом для сравнения обычная пальчиковая батарейка.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Странным образом, простые люди про аккумуляторы 18650 почти не знают, хотя они окружают нас повсюду. Они используются в фонарях и радиоприёмниках. Но это ерунда. Именно из аккумуляторов 18650 набраны батареи для ноутбуков. Именно из этих аккумуляторов собираются батареи для электроинструментов – шуруповёртов и дрелей. Более того, батареи для электромобилей «Тесла» – это огромная сборка из многих тысяч аккумуляторов 18650. В сборках эти аккумуляторы используются с плоской плюсовой клеммой (без пимпочки), в бытовых приборах чаще с пимпочкой (но вовсе не обязательно).

Аккумуляторы 18650 производит много кто, продаются они много у кого. До недавнего времени мне была известна только ОДНА модель рации, которая работает на аккумуляторе 18650. Это Abbree AR-A2. Я её вам уже показывал:

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Возможно, вас это удивит, но именно вот этого мелкого уродца лично я считаю лучшей рацией по совокупности параметров (включая цену). Суди́те сами: комплект из двух раций стоит 2000 р. Это с кабелем программирования. Программировать обязательно, потому что по умолчанию рация прошита чужими частотами. Про программирование я ещё расскажу в отдельном выпуске (вообще всех раций, не только этой). Если Вы берёте ещё комплект – тогда ещё один кабель не нужен и выйдет ещё дешевле. 16 каналов. Функционал базовый – но покажите мне простого человека, которому на практике нужны сканирование или мониторинг каналов. Простым людям от рации нужно выставить канал – и друг друга вызывать. 2 километра на открытой местности у Вас будет точно, а сколько максимум – измерьте сами. И, кстати, я не говорил, что она больше ничего не может. У неё даже маскиратор есть (он же скрэмблер). Маленькая, тонкая, плоская – можно положить в карман даже брюк и уже через минуту о ней забыть. Ну и по нашей сегодняшней теме. Вот аккумулятор (купленный отдельно, в комплекте идёт ерунда) – сравните с теми, что выше:

3400 мА·ч, цена 300 р.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Заряжать можно в само́й рации. Никакой зарядный стакан для этого не нужен. Простой USB-кабель, который втыкается в зарядное устройство, зарядник или вообще компьютер. Заряжается, правда, не слишком быстро – но ведь заряжать можно и не в рации, а на внешнем зарядном устройстве. В этом вся прелесть стандартного типоразмера, понимаете меня?! Сам по себе аккумулятор ёмкости колоссальной. Время работы, извините, не засекал, но по прикидкам в режиме ожидания хватит суток на 6-7, а в стандартном режиме работы 90/5/5 (90% – ожидание, 5% – приём сигнала, 5% – передача сигнала) часов на 40. А можно сделать какой угодно запас. Запихнуть в специальные пенальчики для удобства:

Контейнер для двух аккумуляторов 18650

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Или даже герметично запаять вакуумным упаковщиком – чтоб никакая влага не смогла испортить ценный неприкосновенный запас:

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

А уж если совсем припрёт – так всегда можно наковырять нужных батареек хоть из электродрели, хоть из шуруповёрта. Правда, рации нужен аккумулятор с пимпочкой – а в шуруповёртах они с плоским верхом. Но это не проблема ВООБЩЕ. Контакт под плюсовую клемму – это такая очень удобная плоская пружина:

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Так что делаем раз:

берём обычную спичку и затачиваем.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Делаем два: вставляем её под второй от центра виток.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Делаем три: по этой спичке как по направляющей задвигаем аккумулятор.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Делаем четыре: вдавливаем его до самого низа.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Делаем пять: обламываем торчащий конец.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Делаем шесть: закрываем крышку.


Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

И вуаля – всё работает. Второй способ – без спички. Берём кусочек обычной фольги, сминаем её в комок и этот комок заталкиваем под плюсовую клемму – отвёрткой или остриём ножа. И всё будет работать. Этот способ оставлю без фотографий, уж извините – я и спичку-то фотографировать замудохался.

А ведь ещё в эту рацию можно вставить того же типоразмера литий-железо-фосфатный аккумулятор. Это вообще лучшие аккумуляторы – но и отдельный разговор. Я о них как-нибудь расскажу в отдельном выпуске (или нет).

Есть точно такая же рация, но в другом корпусе – Abbree AR-Q2. Я выше говорил, что одна модель – ну так это же ведь одна модель – корпус значит немного.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

У неё есть клоны, которые выпускаются под другими брэндами: Lira CP-115, Voyager Connect, iRadio 210. То же самое, только сто́ят немного дороже.

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

У этих раций, кстати говоря, контакт под плюсовую клемму другой. Фокус со спичкой не получится. Но точно получится с фольгой.

А ещё недавно я обнаружил, что появилась ещё одна модель под аккумулятор 18650 – Vtesping M01:

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

По форме и размеру – один в один с Abbree AR-A2. Только добавлен ещё один элемент управления – ручка регулирования громкости наверху. Это позволило высвободить место на боковых кнопках под функционал – так что у неё есть те самые сканирование и мониторинг. Остальное, полагаю, не отличается. Скорее всего, сделано на той же микросхеме. Я пока это писал, не утерпел да и заказал комплект из двух вот этих «Втеспингов». Сто́ят-то копейки. Когда приедут, напишу про них отдельный обзор. А, может, не напишу.

На этом про литиевые аккумуляторы закончу. А другие – никелевые. Там всё наоборот – они чаще всего стандартные. Бывают, конечно, фирменные сборки – но с ними лучше не связываться. К тому же даже в случае фирменных есть возможность установить стандартные. А стандарт у них – АА, он же всем знакомые пальчиковые. Такие аккумуляторы много кто производит и их можно много где купить. И вместо них всегда можно вставить не аккумуляторы, а самые обычные батарейки – которые есть везде и всегда.

Рация Midland G70XT с родными никелевыми аккумуляторами и с батарейками

Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Рация Retevis RT45P с родными никелевыми аккумуляторами и с батарейками


Про гражданские рации – 3: аккумуляторы

Всё, лучшее решение найдено – вот что нужно покупать! Казалось бы. Если бы всё было так просто. Но об этом в следующем выпуске.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На России совок окутал все сферы бытия и сознания: скрин sergey_knish ...
Знаете, зачем художникам «крепкая вода»? Нет, речь не о горячительных напитках для поиска музы. Так с французского буквально переводится eau-forte. И речь пойдет об офорте — ...
Сегодня в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция первого вице-президента Федерации футбола Сергея Стороженко. Заявленная тема «Актуальные проблемы украинского футбола». Суть: объявление о том, что из 49 коллективных членов ФФУ уже 38 ...
Прочитал на сайте anekdot.ru вот такой текст: «Скорей бы нефтью стали торговать по $20, а ещё лучше по $10 за баррель, чтобы все смогли убедиться, что Россия не бензоколонка, а действительно великая страна». https://www.anekdot.ru/id/1047065/ Полагаю, всем понятно, что хотел ...
Как жить и не работать: южноуральцы уходят в землянки Челябинск, Октябрь 19 (Новый День – НР, Виктор Елисеев) – Жители Челябинской области нашли возможность жить и не работать. Как передает корреспондент NDNews.ru, о «находчивых» южноуральцах рассказал пожарный инспектор из Сосновск ...