Про глупости и главное- о расколах и смешанном обучении в Израиле

Все это проходит мимо меня, по большому счету не задевая вообще никаким боком.
За всем этим я вижу бОльшую проблему. Начиная примерно с 1995 года (убийство Рабина) общество в стране разрознено и относится друг к другу враждебно и настороженно. Причин на то, по большому счету, нет. Есть бесконечные взаимные обвинения, как между равзодящимися мужем и женой.
Раскол усугубился в 2005 году (одностороннее размежевание от Газы и насильное переселение около 9000 израильских граждан, больше трети из которых были на тот момент несовершеннолетними детьми). Раскол продолжал усугубляться и влиять на общество, превращая одних в хозяев положения, и делигитимируя других. При этом, первые заняли ключевые позиции в СМИ, а вторые занимают их в армии. Что будет дальше и так понятно. Не буду продолжать этот мягкий и специально неполный сценарий.
Где оказываются обычные люди?Где-то в промежности, если не сказать хуже. Две государственные системы образования являются прямым отражением раскола. Одна уходит в крайность одну, выколачивая из себя любые исторические, культурные и религиозные ценности, дабы не ограничить детей в рамках национальной культуры. Вообще, все национальное становится очень условным. Тут нарисовали мацу, там сделали макет шалаша. Попросите светских евреев нашего поколения (30 лет) сказать кидуш наизусть или прочитать хотя бы какой-то текст из Библии, то есть, Торы.. эту прерогативу оставляют только "религиозным". Можно подумать, что Библия не является культурным багажом не только евреев, но практически всего человечества.
Также, почему то, автоматически, если я зажигаю свечи в субботу, значит я уже не светская, неважно сколько креветок я съем, поехав в субботу на море..
Если б, при этом, светская система образования в Израиле прививала детям любую другую культуру еще.. однако пока у нас уже почти лет 20 полу-вакум вместо ценностей. Другаяже система замыкается в себе и усугубляет ситуацию тем, что вместе с дрожанием над любыми проявлениями собственных культурных ценностей уходит все больше в те религиозные течения, которые больше ультраортодоксальный иудаизм вместо всего остального. Девочек и мальчиков разделяют со все более раннего возраста, внешняя религиозная атрибутика все больше подчеркивается, образ жизни по галахе все более имеет значение как проявление высокоморальности человека, ну и прочие прелести тоталитарного религиозного образования.
Почему это плохо, если людям так нравится?
Сразу скажу- это неплохо для тех, кто хочет жить в четких рамках своей идентификации как светского израильтянина или религиозного израильтянина. А что остается делать простым евреям? Которые не видят себя в рамках галахи с одной стороны, но не собираются отрекаться от своей культуры, истории и литературы с другой? Куда нам посылать своих детей? Нет, конечно можно послать их в светскую школу и дома развернуть массовое послеобеденное еврейское образование, наподобие воскресной школы в Америках-Европах. Однако, хочется, чтоб ребенок после обеда ходил на кружки, к друзьям и вел нормальный образ жизни, а не учился в двух школах, по сути.
Можно и послать их в религиозную школу и, скрипя зубами от ежедневной злости на зашоренную систему, внушать им, что быть белой вороной в школе это супер как интеллектуально, круто и сильно. Тоже можно. Но вот зачем?
А можно собрать группу людей, которым не хочется подгонять себя под искусственно придуманные рамки, делая себя удобнее для чужого восприятия, и просто открыть общую израильскую школу для светских и религиозных, которым до фени они "правильные" светские или "правильные" религиозные.
За последние 9 лет количество таких школ возросло от 5 до более 30 на сегодняшний день.
Вчера нас собралось более 20-ти семей (в каждой семье по 2-3 детей), которые хотят открыть такую общую школу, где ребенок, который хочет быть светским сможет быть светским, при этом изучая весь культурный багаж своего народа и понимая свое место в истории, а ребенок, который хочет вести религиозный образ жизни и учиться в соответствии с религиозными ценностями и нуждами, получает возможность делать это, не отделяясь и не отдаляясь от своих светских сверстников.
Форма в школе -футболка и джинсы. Девочкам можно в юбках, если хотят. Шорты, вьетнамки и майки на бретельках не приветствуются у обоих полов, впрочем, как в обычной светской школе или в любой школе в Европе. Можно приходить в кипе, можно без кипы. Каждый класс ведут два учителя-светский и религиозный. На обычных предметах (математика, английский, наука, искусство, итп) все учатся вместе. На переменах тоже, естественно, все вместе. На уроках Торы итп. класс опять разделяется. Религиозных детей обучают Торе по религиозной системе, включая уроки Галахи, светских обучают по системе, которая сильно напоминает, если кто знает- бейт мидраш хилони. Утро начинается для религиозных детей с молитвы, а для светских детей с урока-обсуждения на любую тему, связанную с культурой, историей, литературой итд, на выбор учителя, а у старшеклассников, на выбор и самих детей.
Эта система называется "смешанной" и в нашем городе мы ее решили продвигать, так как у нас высокий процент
А почему пост начался с раскола? Потому, что такие школы способствуют нормализации отношений и сближению двух течений в одном народе.
И получилось знаменательно, что первая встреча с организацией, которая помогает нам продвигать и реализовывать эту идею, несмотря на то, что была назначена уже почти месяц назад, прошла именно в день похорон троих мальчиков, из-за похищения которых развязалось столько споров на идеологические темы между приверженцами обоих течений. Я написала, что на встречу пришли преставители более 20-ти семей, но каждый из нас представлял еще как минимум одну или две семьи друзей, которые не смогли прийти на встречу, но уже записаны (мы начинаем школу в первый год с садиков).
Светских и религиозных 50-50.
Пожелайте нам удачи.
|
</> |