Про глотание

Знаете, чем занимается логопед в отделении вроде нашего?
Она учит пациентов есть через рот. Естественно, тех, кто на это способен.
Обычно пациенты попадают к нам из реанимаций с назогастральными зондами или с гастростомами. Предполагается, что человек на ИВЛ априори не может проглотить нужное количество пищи. Как правило, так и есть.
Но у нас возможны различные варианты. Кто-то так и не сможет глотать и ему придется жить с гастростомой. Обычно это прогрессирующие заболевания вроде БАС (боковой амиотрофический склероз). А бывают истории вроде черепно-мозговой травмы или инсульта, при которых, если человек в сознании, возможность глотать может восстановиться. Иногда же, пациент просто очень истощён каким-нибудь воспалительным процессом, той же пневмонией, и поэтому не может глотать из-за банальной слабости.
Вот тут приходит логопед. Первая её задача — оценить, есть ли вообще перспектива глотания. Если есть, начинаются тренировки, естественно, с кормлением. Подбирается консистенция пищи. Эту пищу логопед учит есть, зачастую простаивая рядом с пациентом не меньше часа, каждый день. Оказывается, легче всего проглотить довольно густую однородную кашу или суп-пюре, а сложнее всего — воду. Иногда пациент способен глотать, но сам процесс занимает у него очень много времени, так что усталость приходит раньше, чем насыщение. В таком случае логопед рекомендует давать через рот часть еды (определенной густоты), а остальную — в зонд или через гастростому. Так сохраняется удовольствие от вкуса, а это одна из радостей нашей жизни.
Как ни странно звучит, в случае, если пациент начинает дышать сам, именно логопед решает, можно ли ему удалить трахеостомическую трубку. Логика тут простая: пока в трахее раздута манжетка трубки, ничего из ротовой полости в трахею ниже манжетки не затекает, в том числе, слюна. Если же убрать трубку у человека, не способного проглотить слюну, последняя будет затекать в дыхательные пути и провоцировать пневмонию: в слюне много бактерий, которым в бронхах и альвеолах делать нечего. Так что логопед будет проверять и тренировать, пока не убедится, что вся слюна будет проглочена. Сначала ставится трубка меньшего размера, чем была раньше, потом спускается манжетка, потом на отверстие надевается голосовой клапан и пациент начинает говорить. Весь процесс занимает несколько дней. Если не выходит, пациент остается с трубкой.
Почему логопед? Потому что при речи и при глотании мы используем одни и те же мышцы и нервы. Плюс, логопед умеет с этими мышцами работать.
Знаете, что тут главное? То, что всё это требует большого количества времени на каждого пациента. Приходит логопед с мисками супа, пюре, соком, какао, загустителем, ложками, зондами и зеркалами и начинает медленно и не спеша кормить. Полчаса, час и так дней десять. Если всё продвигается, оставляет нам список: чего и сколько давать через рот и через какое-то время возвращается с новыми занятиями. У нас это время есть — и у логопеда, и у пациентов. И те, кто может, начинают есть. А кто-то избавляется от зонда. Кто-то и от аппарата ИВЛ, но это уже другая история. Вот наша фея, избавляющая людей от зондов, знакомьтесь!
https://t.me/hospice_kolomenskiy/378
|
</> |