про фильмы Эльдара Рязанова
marss2 — 30.09.2023
вот к этому
https://marss2.livejournal.com/4123692.html
..
Эльдар Рязанов оставил после себя наследие., —
комедии и мелодрамы «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Ирония
судьбы, или С лёгким паром», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Берегись
автомобиля», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев
в России», «Старики-разбойники» и «О бедном гусаре замолвите слово»
любимы многими.
.
Произведения маэстро после 1991 года – откровенно бездарны,
любители мэтра стараются о них не вспоминать.
Они, помимо всего прочего, совсем не смешные – даже улыбки не
вызывают.
Все эти рязановские «Старые Клячи» и «Небеса обетованные» –
провалились уже на старте, и сегодня никому не интересны.
… Что стало с Рязановым? – заламывали руки поклонники
Именно тогда, в «лихие 90-е» родилась байка о «талантливом
цензоре»,.
Мол, кончилась цензура – вместе с ней кончился и
Рязанов!
.
. Рязанов, как художник, умер гораздо раньше своей физической
смерти,.
+++
Неужели, правда, не было никакого Рязанова, а были только
«талантливый цензор, оставшийся неизвестным» или сценарист Эмиль
Брагинский?
Думаю, если копнуть глубже, разгадка в другом.
Постараюсь объяснить свою мысль аналогией.
..
Если вы всё время кушаете блюда без соли, привыкнув к пресной
безвкусице, и кто-нибудь чуть-чуть подсолит вам в тарелку, вы
воскликнете: «божественный вкус!».
Но если ваше блюдо состоит наполовину из соли, если вы устали
от солонины, а кто-то сверху ещё досаливает – то вы скажете
«пересолил».
.
Как человек и художник, Рязанов всегда был верен самому себе:
он всегда изображал только пошлость,.
Подобно тому, как есть на свете художники, рисующие только
пейзажи или только море (маринисты), или только насекомых – Рязанов
с дебютных своих лент был пленён и одержим звенящей
пошлостью, которой откровенно наслаждается из кадра в кадр.
А когда художник что-то страстно любит – это передаётся и
читателю, зрителю.
.
Казалось бы – пошлость и есть пошлость, может ли купание в ней
сделать кого-то великим?
Но тут нужно учесть, в каком обществе жил и творил
Рязанов.
.
Вряд ли найдём мы в истории другого «повара», который бы так
«недосаливал» свой «комплексный обед», как это делала Советская
власть 60-80-х годов!
.
Рязанов вышел на подмостки славы в 1956 году со своей
знаменитой «Карнавальной ночью».
Эта простенькая, пустенькая и пошленькая история принесла Рязанову
поистине всесоюзную славу.
Фильм в 1956-57 гг. посмотрело более 50 миллионов зрителей, и
большинство были в восторге, длящемся доселе.
.
Сними сейчас молодой режиссёр что-нибудь подобное – не
заметят.
Да потому что сейчас такого «добра» – лютое
перепроизводство.
А в 1956 году «Карнавальная» была подобна щепотке соли для всю
жизнь кушавших несолёное .
..
Рязанов жил в очень специфическом обществе, которое я бы
назвал «монахами безбожного монастыря».
В этом обществе, в плане культуры, было явное перепроизводство
пафоса, символизма, романтизма, зашкаливающей всякое чувство такта
«значимости», сводящей скулы в оскомину серьёзности и
деловитости.
А вот пошлости, банальной, жалкой, «человеческой, слишком
человеческой» – обществу чугунных богов явно не хватало на
экране.
Она ведь часть жизни, как ни крути!
..
Советское искусство стремилось показать выдающегося человека:
учёного или писателя, выдающегося рабочего или знатного колхозника,
учителя, кого угодно – лишь бы был на голову выше обывателей.
А Рязанов (отчасти параллельно с ним и знаменитый Гайдай)
показал дурачка и алкаша, недотёпу и пустомелю, человека, который,
вопреки завету Горького – не звучит гордо.
Этот человек не слишком умён, не слишком щепетилен в нравственных
вопросах, вороват и хитрозад, он ни в чём не выдающийся и никого
никуда за собой не ведёт.
…
Пресмыкаясь перед пьяным Ельциным, Рязанов лишь завершал то,
что начал в 50-х годах.
Он любил пошлость – и обречён был ненавидеть всё то, что не
оставляет пошлости тихого угла, мещанской самодостаточной
слабоумной радости.
..
В чопорном и ханжеском, монастырском, зашкаливающе-пафосном,
повёрнутом на «служении человечеству» советском обществе 50-70-х
годов ХХ века Рязанов угощал своих зрителей «солёненьким» и
пользовался тем, что они почти не знали вкуса соли.
..
Перед зрителем Рязанова раскрывался целый мир, в бытовом
смысле знакомый зрителю, но совершенно закрытый, и даже
табуированный традициями «соцреализма».
....
Даже Зощенко, знавший о пошлости житейской всё – давал её
карикатурой, шаржем, с нравоучительным пинком пошлякам.
И вдруг нашёлся художник, который эту, столь знакомую бытовую
пошлость, подаёт с любовью.
..
По сути, любовь к фильмам Рязанова 50-70-х годов стала
отражение борьбы советского человека за право на личную жизнь,
на право быть невеликим и не-героем, не выдающимся,
непритязательным, лишённого того пафоса «ответственности за всю
планету»,
который у большинства советских киноделов получался очень
фальшивым.
Рязановский человек – это животное.
Иногда агрессивное, хищное, иногда жалкое и травоядное,
слабоумно-инфантильное, но всегда животное.
..
Здесь, наверное, и сошлись Рязанов и Правда.
..
Персонаж Рязанова – это советский человек, реализующий свободу
личности посреди обострённо-служебного комплекса, он как бы
выпутывается из смирительной рубашки.
И – пока нашим людям этого не хватало – они рукоплескали
Рязанову.
.
А когда (в 90-е) с этим стал явный перебор –спасибо Эльдар,
нам теперь твоя солонка не нужна, у самих соли пуды!
.
+++
.
Пока персонажи Рязанова находятся в герметике советской среды
– они милы и тактичны, они человечны.
Это не их внутренняя человечность (глядя современными глазами,
видишь, что они очень жестоки), а, подобно отражённому свету Луны,
человечность того, в чём они замкнуты.
..
Система держит персонажей Рязанова в ежовых руковицах, и
потому их барахтанья вызывают симпатию, снисхождение, жалость,
сочувствие.
Система перегибает палку – и палка отыгрывает назад, к
удовольствию зрителя, отвоёвывая для советского нелепого
интеллигентика маленькую, «индейскую» резервацию свободы.
..
Мегалитическому пафосу муравьиных великих строек, замешанному
на постоянном самопожертвовании – Рязанов противопоставил забавное
бытовое разгильдяйство, и тем «взял кассу» зрительских
сердец.
..
Герои Рязанова живут для себя – а не для ненасытной прорвы
«высоких идеалов».
Они – животные, но выглядят очень человекообразно и даже
человечно.
А знаете, почему?
Подобно тому, как сломанную кость замуровывают в гипс, эти
разгильдяи из фильмов Рязанова стянуты в лубки советской
действительности.
Она, чопорная до противности, занудная до оскомины, как
гувернантка над первоклашками – не даёт им совсем уж разложиться
«на плесень и липовый мёд».
..
Но одно дело – эзоповым языком иронично фрондировать во втором
ряду казарменной шеренги, уставшей от команды смирно».
Одно дело – вертеть фиги с задней парты отвернувшейся
грымзе-училке.
.
А ну как лубки снимут, лубочные картины-призывы отменят, гипс
железной дисциплины уберут?
Что тогда станет с этой милотой, аппетитно жующей и романтично
бренчащей на гитарах, скептично-ироничной до цинизма в своей
насмешливости над «идолами отцов»?
Собственно, ответ дал сам Рязанов – в своих поздних
кинокартинах.
Пошлость – отбросила фиговый листок советской цензуры и стала
хлюпать откровенной, конченной мразотностью.
Образы раскрылись по логике: лапушки-дурачки стали гадкими
дураками, ребячливые шалуны – шалыми тварями, , и т.п.
…
+++
..
Не знаю, как Рязанову такое удалось, но в его кинолентах
советской власти… нет.
Причём задолго до её исторического падения.
Пространство схвачено в таком ракурсе, что тень от протянутой
руки долгоруких бронзовых Лениных нигде не входит в кадр.
..
Советская власть у Рязанова – нечто, приносящее героям еду и
квартиры за кадром.
Нечто, снабжающее их работой и деньгами, за которые ни разу нигде
не прозвучит ей благодарности от снабжённых.
Нечто, имеющее только обязанности обслуги – и лихо, к восторгу
зрителей, поражённое в правах.
«Накрой банкет – а потом уйди, чтобы тебя не видели!».
..
Я прекрасно понимаю чувства зрителей – потому что советскую
власть помню лично.
Она была очень докучливой и не в меру занудной.
Она, как говорит молодёжь – «реально доставала» и постоянно
лезла в каждую бочку затычкой.
Советские люди недолюбливали свою власть, как бунтующий
подросток не любит чрезмерно опекающих его родителей.
..
Чего у советской власти никогда не было – так это чувства
такта и чувства меры в нотациях.
К тому же и рука у неё была тяжёлой, могла наказать за
шалости, даже невинные, со всей строгостью пролетарской
родительницы, простой, безыскусной, даже отчасти туповатой, с
деревенским воспитанием…
…
Если Софья Власьевна для интеллигентного зрителя рязановских
фильмов – не в меру строгая мать, которую, к тому же, отпрыск
считает, в отличие от себя, недоучкой – то мадам Пошлость подобна
девушке лёгкого поведения.
С ней тянет проводить время.
Она ненавязчива, она не нудит, не пилит, она терпима, смешлива
и снисходительна ко всем твоим слабостям…
..
..
Наверное, в том типе общества (монашествующем безбожии)
перерождение Корчагиных в Лукашиных и Новосельцевых было
неотвратимым и неизбежным.
И в этой неизбежности – наверное, заключается величие
художника Рязанова,.
Потому что после 1991 года он, как мавр, сделавший не своё
дело: стал ненужным, скучным, плоским и жалким.
..
..
Субъективно Эльдар Александрович сколько угодно (и сколь
угодно искренне) мог «признаваться в ненависти» к КПСС,.
Но объективно Эльдар наш Александрович – нужен только там, в
советских недрах, и только тогда.
.
Он – продукт системы, которую ненавидел,
..
Эльдар Рязанов кончился вместе с советской властью, они, можно
сказать, умерли в один день.
Сам Рязанов, думаю, этого не понимал
..
В силовом поле советской гипертрофированной серьёзности
шаловливая пошлость научилась подниматься на немалую
высоту –советская система с её махровым занудством и сусловским
замшелым начётничеством, гоняя пошлость веником по всем углам –
придала пошлости миловидные, притягательные черты.
...
А когда эта гравитация исчезла (вместе с цензурой) – пошлость,
как и положено, упала вниз и донизу. Упав – уронила туда, «ниже
плинтуса» и Эльдара Рязанова.
..
То, что Рязанов снимал в 90-е – трудно назвать кино, тем более
художественным.
. Многие люди удивляются, узнав, что в 90-х годах Эльдар
Рязанов отчаянно снимал фильм за фильмом.
..
Это такое позорище, что о фильмах из уважения к прошлому
мастера стараются не вспоминать.
…
Многие ли из вас, дорогие читатели, слышали про фильмы
«Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Единица
порядочности – один Галлай» (1997). А картина «Тихие омуты» (2000)
вам знакома? А фильм 2003 года «Ключ от спальни»? А фильм 2006 года
– «Андерсен. Жизнь без любви»?
В 90-е Рязанов пишет стих, в котором есть такие строчки:
..
«…Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
Покамест никому ещё не видно…»
..
Типичное самообольщение! Тонул он не «потихоньку», а
стремительно, и это было видно всем,.