про фильмы Эльдара Рязанова

топ 100 блогов marss230.09.2023
вот к этому https://marss2.livejournal.com/4123692.html
..
Эльдар  Рязанов  оставил после себя  наследие., — комедии и мелодрамы «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Старики-разбойники» и «О бедном гусаре замолвите слово» любимы многими.
.
Произведения маэстро после 1991 года – откровенно бездарны, любители мэтра стараются о них не вспоминать.
Они, помимо всего прочего, совсем не смешные – даже улыбки не вызывают.
Все эти рязановские «Старые Клячи» и «Небеса обетованные» – провалились уже на старте, и сегодня никому не интересны.
… Что стало с Рязановым? – заламывали руки поклонники
Именно тогда, в «лихие 90-е» родилась байка о «талантливом цензоре»,.
Мол, кончилась цензура – вместе с ней кончился и Рязанов!
.
. Рязанов, как художник, умер гораздо раньше своей физической смерти,.
+++
Неужели, правда, не было никакого Рязанова, а были только «талантливый цензор, оставшийся неизвестным» или сценарист Эмиль Брагинский?
Думаю, если копнуть глубже, разгадка в другом.

Постараюсь объяснить свою мысль аналогией.
..
Если вы всё время кушаете блюда без соли, привыкнув к пресной безвкусице, и кто-нибудь чуть-чуть подсолит вам в тарелку, вы воскликнете: «божественный вкус!».
Но если ваше блюдо состоит наполовину из соли, если вы устали от солонины, а кто-то сверху ещё досаливает – то вы скажете «пересолил».
.
Как человек и художник, Рязанов всегда был верен самому себе: он всегда изображал только пошлость,.
Подобно тому, как есть на свете художники, рисующие только пейзажи или только море (маринисты), или только насекомых – Рязанов с дебютных своих лент был пленён и одержим звенящей  пошлостью, которой откровенно наслаждается из кадра в кадр.
А когда художник что-то страстно любит – это передаётся и читателю, зрителю.
.
Казалось бы – пошлость и есть пошлость, может ли купание в ней сделать кого-то великим?
Но тут нужно учесть, в каком обществе жил и творил Рязанов.
.
Вряд ли найдём мы в истории другого «повара», который бы так «недосаливал» свой «комплексный обед», как это делала Советская власть 60-80-х годов!
.
Рязанов вышел на подмостки славы в 1956 году со своей знаменитой «Карнавальной ночью».
Эта простенькая, пустенькая и пошленькая история принесла Рязанову поистине всесоюзную славу.
Фильм в 1956-57 гг. посмотрело более 50 миллионов зрителей, и большинство были в восторге, длящемся доселе.
.
Сними сейчас молодой режиссёр что-нибудь подобное – не заметят.
Да потому что сейчас такого «добра» – лютое перепроизводство.
А в 1956 году «Карнавальная» была подобна щепотке соли для всю жизнь кушавших несолёное .
..
Рязанов жил в очень специфическом обществе, которое я бы назвал «монахами безбожного монастыря».
В этом обществе, в плане культуры, было явное перепроизводство пафоса, символизма, романтизма, зашкаливающей всякое чувство такта «значимости», сводящей скулы в оскомину серьёзности и деловитости.
А вот пошлости, банальной, жалкой, «человеческой, слишком человеческой» – обществу чугунных богов явно не хватало на экране.
Она ведь часть жизни, как ни крути!
..
Советское искусство стремилось показать выдающегося человека: учёного или писателя, выдающегося рабочего или знатного колхозника, учителя, кого угодно – лишь бы был на голову выше обывателей.
А Рязанов (отчасти параллельно с ним и знаменитый Гайдай) показал дурачка и алкаша, недотёпу и пустомелю, человека, который, вопреки завету Горького – не звучит гордо.
Этот человек не слишком умён, не слишком щепетилен в нравственных вопросах, вороват и хитрозад, он ни в чём не выдающийся и никого никуда за собой не ведёт.
Пресмыкаясь перед пьяным Ельциным, Рязанов лишь завершал то, что начал в 50-х годах.
Он  любил пошлость – и обречён был ненавидеть всё то, что не оставляет пошлости тихого угла, мещанской самодостаточной слабоумной радости.
..
В чопорном и ханжеском, монастырском, зашкаливающе-пафосном, повёрнутом на «служении человечеству» советском обществе 50-70-х годов ХХ века Рязанов угощал своих зрителей «солёненьким» и пользовался тем, что они почти не знали вкуса соли.
..
Перед зрителем Рязанова раскрывался целый мир, в бытовом смысле знакомый зрителю, но совершенно закрытый, и даже табуированный традициями «соцреализма».
....
Даже Зощенко, знавший о пошлости житейской всё – давал её карикатурой, шаржем, с нравоучительным пинком пошлякам.
И вдруг нашёлся художник, который эту, столь знакомую бытовую пошлость, подаёт с любовью.
..
По сути, любовь к фильмам Рязанова 50-70-х годов стала отражение борьбы советского человека за право на личную жизнь,
на право быть невеликим и не-героем, не выдающимся, непритязательным, лишённого того пафоса «ответственности за всю планету»,
который у большинства советских киноделов получался очень фальшивым.
Рязановский человек – это животное.
Иногда агрессивное, хищное, иногда жалкое и травоядное, слабоумно-инфантильное, но всегда животное.
..
Здесь, наверное, и сошлись Рязанов и Правда.
..
Персонаж Рязанова – это советский человек, реализующий свободу личности посреди  обострённо-служебного комплекса, он как бы выпутывается из смирительной рубашки.
И – пока нашим людям этого не хватало – они рукоплескали Рязанову.
.
А когда (в 90-е) с этим стал явный перебор –спасибо Эльдар, нам теперь твоя солонка не нужна, у самих соли пуды!
.
+++
.
Пока персонажи Рязанова находятся в герметике советской среды – они милы и тактичны, они человечны.
Это не их внутренняя человечность (глядя современными глазами, видишь, что они очень жестоки), а, подобно отражённому свету Луны, человечность того, в чём они замкнуты.
..
Система держит персонажей Рязанова в ежовых руковицах, и потому их барахтанья вызывают симпатию, снисхождение, жалость, сочувствие.
Система перегибает палку – и палка отыгрывает назад, к удовольствию зрителя, отвоёвывая для советского нелепого интеллигентика маленькую, «индейскую» резервацию свободы.
..
Мегалитическому пафосу муравьиных великих строек, замешанному на постоянном самопожертвовании – Рязанов противопоставил забавное бытовое разгильдяйство,  и тем «взял кассу» зрительских сердец.
..
Герои Рязанова живут для себя – а не для ненасытной прорвы «высоких идеалов».
Они – животные, но выглядят очень человекообразно и даже человечно.
А знаете, почему?
Подобно тому, как сломанную кость замуровывают в гипс, эти разгильдяи из фильмов Рязанова стянуты в лубки советской действительности.
Она, чопорная до противности, занудная до оскомины, как гувернантка над первоклашками – не даёт им совсем уж разложиться «на плесень и липовый мёд».
..
Но одно дело – эзоповым языком иронично фрондировать во втором ряду казарменной шеренги, уставшей от команды смирно».
Одно дело – вертеть фиги с задней парты отвернувшейся грымзе-училке.
.
А ну как лубки снимут, лубочные картины-призывы отменят, гипс железной дисциплины уберут?
Что тогда станет с этой милотой, аппетитно жующей и романтично бренчащей на гитарах, скептично-ироничной до цинизма в своей насмешливости над «идолами отцов»?
Собственно, ответ дал сам Рязанов – в своих поздних кинокартинах.
Пошлость – отбросила фиговый листок советской цензуры и стала хлюпать откровенной, конченной мразотностью.
Образы раскрылись по логике: лапушки-дурачки стали гадкими дураками, ребячливые шалуны – шалыми тварями, , и т.п.
+++
..
Не знаю, как Рязанову такое удалось, но в его кинолентах советской власти… нет.
Причём задолго до её исторического падения.
Пространство схвачено в таком ракурсе, что тень от протянутой руки долгоруких бронзовых Лениных нигде не входит в кадр.
..
Советская власть у Рязанова – нечто, приносящее героям еду и квартиры за кадром.
Нечто, снабжающее их работой и деньгами, за которые ни разу нигде не прозвучит ей благодарности от снабжённых.
Нечто, имеющее только обязанности обслуги – и лихо, к восторгу зрителей, поражённое в правах.
«Накрой банкет – а потом уйди, чтобы тебя не видели!».
..
Я прекрасно понимаю чувства зрителей – потому что советскую власть помню лично.
Она была очень докучливой и не в меру занудной.
Она, как говорит молодёжь – «реально доставала» и постоянно лезла в каждую бочку затычкой.
Советские люди недолюбливали свою власть, как бунтующий подросток не любит чрезмерно опекающих его родителей.
..
Чего у советской власти никогда не было – так это чувства такта и чувства меры в нотациях.
К тому же и рука у неё была тяжёлой, могла наказать за шалости, даже невинные, со всей строгостью пролетарской родительницы, простой, безыскусной, даже отчасти туповатой, с деревенским воспитанием…
Если Софья Власьевна для интеллигентного зрителя рязановских фильмов – не в меру строгая мать, которую, к тому же, отпрыск считает, в отличие от себя, недоучкой – то мадам Пошлость подобна девушке лёгкого поведения.
С ней тянет проводить время.
Она ненавязчива, она не нудит, не пилит, она терпима, смешлива и снисходительна ко всем твоим слабостям…
..
..
Наверное, в том типе общества (монашествующем безбожии) перерождение Корчагиных в Лукашиных и Новосельцевых было неотвратимым и неизбежным.
И в этой неизбежности – наверное, заключается величие художника Рязанова,.
Потому что после 1991 года он, как мавр, сделавший не своё дело: стал ненужным, скучным, плоским и жалким.
..
..
Субъективно Эльдар Александрович сколько угодно (и сколь угодно искренне) мог «признаваться в ненависти» к КПСС,.
Но объективно Эльдар наш Александрович – нужен только там, в советских недрах, и только тогда.
.
Он – продукт системы, которую ненавидел,
..
Эльдар Рязанов кончился вместе с советской властью, они, можно сказать, умерли в один день.
Сам Рязанов, думаю, этого не понимал
..
В силовом поле советской гипертрофированной серьёзности шаловливая  пошлость научилась  подниматься на немалую высоту –советская система с её махровым занудством и сусловским замшелым начётничеством, гоняя пошлость веником по всем углам – придала пошлости миловидные, притягательные черты.
...
А когда эта гравитация исчезла (вместе с цензурой) – пошлость, как и положено, упала вниз и донизу. Упав – уронила туда, «ниже плинтуса» и  Эльдара Рязанова.
..
То, что Рязанов снимал в 90-е – трудно назвать кино, тем более художественным.
. Многие люди удивляются, узнав, что в 90-х годах Эльдар Рязанов отчаянно снимал фильм за фильмом.
..
Это такое позорище, что о фильмах из уважения к прошлому мастера стараются не вспоминать.
Многие ли из вас, дорогие читатели, слышали про фильмы «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Единица порядочности – один Галлай» (1997). А картина «Тихие омуты» (2000) вам знакома? А фильм 2003 года «Ключ от спальни»? А фильм 2006 года – «Андерсен. Жизнь без любви»?
В 90-е Рязанов пишет стих, в котором есть такие строчки:
..
«…Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
Покамест никому ещё не видно…»
..
Типичное самообольщение! Тонул он не «потихоньку», а стремительно, и это было видно всем,.
..
Полностью тут
https://dzen.ru/a/YVqc7DMPH2wbuarc

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересно в каком-нибудь городе мира стоит на улице уличный актер (для фотографирования), который был бы реальным одноногим инвалидом - на деревянной ноге, в форме Джона Сильвера, с попугаем на плече? PS: Кто опознает цитату в заголовке, тот крутой ...
Хочу поговорить сегодня об артисте, чьё творчество в своё время "наши" фарцовщики пластинок пробросили, соответственно должного маркетинга артиста в СССР не произошло... Сэр ...
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. ...
...
Терезка тут искала костюм себе на хеллуин-вечеринку, измаяла всех муками выбора, а меж тем можно прийти и в обычной одежде и быть круче и хеллуинестей всех. надо только правильно накраситься и ...