Про евреев и людей

По причинам, которые я неоднократно объяснял, стараюсь не высказывать своего мнения по внутриполитическим и особенно связанными с ними культурно-религиозным вопросам Израиля.
Повторять эти объяснения не стану, отмечу лишь, что, кроме многого прочего, тут прежде всего имеет значение то, что я в этом просто не слишком разбираюсь и, думаю, уже никогда до конца не разберусь.
Но есть несколько моментов, на которые мне всё пришлось обратить внимание за уже почти два года проживания в этой стране, и, возможно, эти "наблюдения постороннего" будут любопытны и некоторым "старым" и "коренным" израильтянам. При этом обещаю не быть излишне навязчивым и категоричным, а так же не часто загружать этот Журнал подобными размышлениями и наблюдениями.
Прежде всего о массовом и стандартном мнении, что в Израиле религия не отделена от государства, то есть, по сути это именно религиозное государство. И как будто в этом действительно есть правда. Многое в стране, один из самых явных и наглядных показателей, например, это общественный транспорт по субботам или определенные моменты, связанные с погребениями, регулируется именно законами иудаизма. Но всё-таки классическим в строгом понимании религиозный государством Израиль, конечно, не является. Поскольку принципиальным моментом здесь является другое.
Вот в Иране верховная власть принадлежит духовному лидеру и вообще в более широком смысле аятоллам. Или, скажем, в Афганистане абсолютным законом является шариат. Но в Израиле и багац, то есть практически Верховный суд, и правительство по сути своей абсолютно светские, вне зависимости от степени религиозности каждого конкретного судьи или министра. А Главные раввины, хоть и являются в реальности госслужащими, но, несмотря на весьма немалое свое влияние, особенно в определенных кругах, всё же никаким образом не относятся к тем людям, которые действительно руководят страной.
То есть, если попытаться взглянуть объективно, то по большей части в этих вопросах существует некая "серая зона", до конца не определенная, но безусловно не дающая оснований говорить о каким-то теократическом государстве в целом.
Теперь по поводу религиозности населения как таковом. Вот тут уже совсем черт ногу сломит, настолько всё перемешано. Вот, скажем, есть тут такой довольно известный радиоведущий и политический комментатор Цви Зильбер. Он знаменит ещё и тем, что является почти воинствующим атеистом в стилистике чуть ли не советских богоборцев двадцатых годов прошлого века. Даже специальные антирелигиозные передачи ведет. Но при этом свято соблюдает субботу, празднует Песах и все прочие иудейские праздники, искренне и радостно всегда поздравляет своих слушателей с ними и считает, что это к вере никакого отношеия не имеет, а просто так он проявляет свою еврескую самоидентичность.
И я, несмотря на очень узкий и, наверное, достаточно специфический круг своего общения, знаю очень много таких людей. Которые с одной стороны к религии не имеют никакого отношения, но с другой - никогда не возьмут в рот и кусочка свинины, а на Пурим обязательно напиваются до потери пульса и пляшут как подорванные.
Но и среди действительно религиозных людей - полный винегрет. Кипы такие, кипы сякие, литваки, хасиды, хабадники... Да что там говорить. Вот конкретно мой брат - раввин. Кстати, довольно известный и авторитетный, всю жизнь посвятивший изучению и преподаванию Торы, основатель и ректор крупной религиозной школу ну, и все такое подобное. При этом он аккуратнейше платит все налоги, тщательно выполняет все свои обязанности перед государством а все его сыновья служили в армии, двое и сейчас воюют в Газе.
Но вот тут и начитается один любопытный момент, на который хочу обратить внимание и который относится уже к более широким вопросам устройства общества и государства. Когда я иногда посмеиваюсь над депутатами Кнессета, а то и министрами, которые на полном серьезе заявляют, что израильтянам вообще ничего делать не нужно, а только читать Тору и молиться, тогда Он всё сам устроит наилучшим образом для своего любимого народа, мне многие неглупые люди постоянно отвечают примерно следующее.
Да, мы тоже, возможно, не со всем этим согласны. Но у нас демократическая страна. И раз народ Израиля выбрал этих людей на свободных выборах, значит этому народу нужны в руководстве именно такие люди, а выбор народа следует уважать прежде всего.
И это всё звучит, конечно, очень благородно и убедительно. Но на самом деле является полной чепухой. Поскольку тут дело не в демократии и выборе народа, а в недоделанности и, пусть и исторически обусловленной, но ущербности всей системы.
Давайте просто посмотрим на цифры. Только не надо тут цепляться к мелким нюансам, естественно, как и везде здесь возможны погрешности, но, поверьте, они не принципиальны.
В Израиле проживают около миллиона трехсот тысяч граждан, которые причисляют себя к ультраортодоксам (харедим). Это составляет примерно тринадцать процентов общего населения Израиля. Повторю и подчеркну, что даже среди них отнюдь не все не желают никаким образом участвовать в социальной и экономической жизни государства и не признают никакой иной деятельности, кроме изучения Торы и молитвы. Но оставим эти подробности и даже примем, что они все такие.
Но тогда как же получается, что эти максимум тринадцать процентов по сути диктуют свою волю остальным и считаются "гласом народа"? Да всё предельно просто.
При огромном количестве подробностей, нюансов и якобы сложностей устройства избирательной системы Израиля и структуры руководства Израилем, всё на самом деле сводится к довольно примитивной схеме.
В кнессете сто двадцать депутатских мандатов. Формально и законодательно не существует количества мандатов, необходимых для формирования правительства. Но, поскольку для принятия законов и решений требуется хоть какое-то большинство голосов, то элементарная арифметика говорит, что бессмысленно давать возможность для создания правительства тем силам, у которых нет поддержки хотя бы шестидесяти одного мандата. Такое правительство будет просто неработоспособно.
Однако дело в том, что в Израиле политических партий до жопы (извините мне мой плохой иврит). И даже самые крупные и влиятельные из них редко набирают больше мандатов двадцати пяти. Что делать дальше? Ну, как вы, видимо, уже догадались, остается только торговаться. Это у них называется "создать коалицию". И вот в неё собирается несколько партий, у которых хоть очень относительно, но примерно сходные взгляды и позиции по основным вопросам. Но всё равно набирается всего мандатов пятьдесят восемь - пятьдесят девять. И тогда начинается самое главное.
Эти самые крайне условные "харедим", работать не хотят, служить не хотят, в принципе государство Израиль или не признают, или в лучшем случае признают весьма относительно и вообще не хотят ничего, кроме уже названного, при этом голосуют удивительно единодушно, аккуратно и массово. Точно так, как им скажет их ребе. И за счет этого в Кнессет проходят электоральный барьер несколько таких этих самых "харедимных" партий. У каждой из них может быть всего два-три мандата. Но с ними у коалиции получается как раз требующиеся шестьдесят один, а то и несколько больше.
А при этом привлечь их к коалиции очень просто. Они, несмотря на всю свою ортодоксальность, совершенно не интересуются какими-то высокими и великими политическими или идеологическими принципами. Их волнует исключительно только доступ к распределению бюджета и так называемым "коалиционным деньгам" (что это такое сейчас подробно объяснять не вижу смысла, но, если очень грубо и кратко, это совершенно официальные деньги именно за участие в коалиции).
И вот опытный и ловкий политик, вроде того же Нетаньяху, эдаким образом получает коалицию с необходимым количеством мандатов, что позволяет ему сформировать правительство и стать-премьер-министром.
Ну, как будто это его полная победа и реальное торжество демократии. Однако, как сказал бы Василий Иванович, есть нюанс. Эта крохотная партия с двумя-тремя мандатами начинает самодурствовать, капризничать и пытаться рулить страной. Поскольку в её руках оказывается идеальный инструмент для самого примитивного шантажа. Если что не по её, то она выйдет из коалиции, правительство перестанет иметь большинство в Кнессете, в результате отставка, роспуск парламента и внеочередные перевыборы. И великий авторитарный тот же Нетаньяху начинает крутиться как уж на сковородке, чтобы свое правительство сохранить, выполняя разные экзотические фантазии "харедим".
Так что, пардон, но по поводу всей этой тотальной религиозности и "гласа народа", никакое это не торжество демократии, а исключительно бобэ майсес, как говаривала моя прабабушка.
Очень мудрая была женщина.
|
</> |