про это
waltzzz — 22.12.2010Я 12 числа высказался в паре дружеских блогов,
хотел написать у себя развернутее, потом передумал, а сегодня после
визита Пу на кладбище не утерпел. Но постараюсь покороче. Я про
"революцию справа", если кто не догадался.
Первое. Моральная сторона погромов и лозунгов, а также реакция
верховного махатмы Путина мне кажется настолько очевидной, что я не
готов в этом месте дискутировать. Те, кто вышел на Манежную
площадь, не говоря уже о тех, кто через 4 дня вышел на площадь
Европейскую, были движимы чем угодно, но не отчаянием от
бездействия и продажности властей и органов, как это пытаются
представить некоторые обозреватели. Они - представители отряда
"гопота обыкновенная", они же - опора режима, они же - благодарные
и чуткие телезрители "Дома-2" и прочих пацанских медиарадостей типа
чемпионата России по футболу, который можно смотреть без зевоты и
икоты либо в состоянии сильного подпития, либо просто по скудоумию.
Они вышли не протестовать, они почувствовали себя толпой, упились
инстинктами и пошли бузить, попутно вспомнив патриотические
лозунги. Патриотизм этот, выпестованный многолетним болением или
дворовым образованием, умещается в однозначность выбора
"свой-чужой" в любой конкретной ситуации, без лишних абстракций и
размышлений. На мне красно-белый шарфик, а на тебе бело-голубой -
чужой, получи в рыло. У меня стрижка "горшок", а у тебя длинные
волосы - получи, нефор, в рыло. То есть и не патриотизм вроде, а
просто отставание в развитии, в клинических случаях именуемое
дебилизмом. Процент таких людей в нашей отчизне не меняется
последние полвека, меняется только повестка. В мое прекрасное
детство в моем чудном городе можно было спокойно среди бела дня
"схватить", простите, "пизды", банально зайдя в чужой квартал и
даже двор. Удивляться, что в Москве, с национальным составом ее
"московских дворников" и тружеников частного извоза и не только,
повестка такая, какая она есть, наверное, не стоит. Равно как не
стоит надеяться, что она вдруг изменится, если только не изменится
вдруг национальный состав.
Второе. Я не очень понимаю возбуждения, вызванного у френдов
погромами и демонстрацией численной мощи гопоты. Их, готовых
достать нож или запинать ногами, куда больше, чем 3 тысячи. В одной
Москве, включая Люберцы и Южное Бутово, я думаю, даже больше 300
тысяч. Мы с ними все периодически сталкиваемся, когда выходим из
кинотеатра "Пионер" или кафе "Пропаганда" и спускаемся, например, в
метро. Около 30 тысяч таких собирается в день города в центре этого
самого города, где я однажды случайно оказался в первое воскресенье
сентября и радовался, что ушел живым. Толпу эту от скандирования
"Россия для русских" удерживает только благоразумие "нерусских",
которые в праздничек банально не показываются молодчикам на глаза
(а выходят ночью, чтобы прибрать пивные банки за титульной нацией,
"лучшие" представители которой, к счастью, в другие дни в центр не
суются, потому что банально они себе там могут позволить в лучшем
случае привезенную с собой банку "Ягуара"). Мы много читали про
"бразилизацию", основанную на более-менее надежном и почти
ненасильственном апартеиде социальных аутсайдеров от социальных
победителей. Если вы не заметили, она давно здесь, у нас под
окнами. Лично мое бытие весьма надежно отделено от всех их
горестей, напастей, а также их присутствия. Оно отмаршрутизировано
так, что я минимально сталкиваюсь как с гопотой, так и с "чурками":
я почти не пользуюсь метро, хожу не на стадионы, а в клубы с
адекватным фейсконтролем, закупаюсь в гипермаркетах, а не на
рынках. У меня даже у машины посадка такая низкая, а скорость такая
большая, что я не успеваю разглядеть, кто там меня подрезал на
маршрутке или на убитой "копейке". Я понимаю, что так получается не
у всех, но на то и нужен дурной пример социального аутсайда, чтобы
стремиться устранить этот стресс из своей жизни всеми доступными
способами. Наша действительность давно организована во множество
гетто для людей с разным уровнем достатка и разными ценностными
установками, на системе этих гетто зиждется наша так называемая
"социальная стабильность", она же спасительная слепота, причем
спасительная для людей по обе стороны высокого забора. Я не
восхваляю элитизм или снобизм, я всего лишь предлагаю очевидное
решение: если вам не по силам изменить социальную реальность, по
крайней мере научитесь пользоваться ее туннелями и
бомбоубежищами.
Наконец, третье. Я довольно скептично отношусь к умственным
способностям как нашей политической элиты, так и ее "наиболее
вероятных противников", сиречь всяких немцовых и яшиных. И я не
вижу, за счет чего ситуация могла бы в обозримой перспективе
улучшиться. Я также понимаю, что запаса прочности моего
бомбоубежища пока что хватит и не на такие выступления, во всяком
случае пока нефти хватает на содержание полицейского государства в
соотношении один мент на 100 граждан. И я примерно представляю, как
будет выглядеть тот момент, когда надо будет срочно паковать
чемодан и быстро ехать в сторону эстонской границы. В общем-то,
если моя самоуверенность меня однажды и подведет, я, вероятно, даже
не успею в ней раскаяться, если вообще успею сообразить, что
происходит. Что меня действительно пугает - это сочувствие к
ультраправым идеям (разумеется, соединенное с отвращением к гопоте)
среди людей, от которых ждать такого сочувствия не принято - то
есть от вполне успешных и образованных (я не принимаю в расчет
"народных трибунов" национализма, с политиканами счет особый). Мне,
как человеку достаточно левых по нынешним временам убеждений, легко
их понять, но невозможно принять. Позволю себе очередной раз
сослаться на Мориса Дюверже, который писал в начале 50-х, что
коммунизм от фашизма, при некоторой схожести метацелей и методов,
отличает то, что первый идеологически основан на социальном
оптимизме и вере в победу лучшего в человеке, а фашизм исходит из
врожденной порочности человеческой натуры и веры в пассионарных
героев-небожителей, которые придут и установят свое царствие на
земле. Очевидно, что когда ситуация в отечестве выглядит тупиковой,
легко впасть в правую крайность и поверить в действенность простых
решений, тем более что особого комфорта от присутствия в
непосредственной близости от тебя чужаков с их укладом и
непонятными ценностями не испытывает никто. Но, на мой взгляд, уж
лучше жить в такой оптимистичной уютненькой слепоте и не видеть
(или хотя бы не принимать близко к сердцу) всех ужасов,
несправедливости и беззакония, творящихся вокруг, чем поставить
себя на одну доску с гопотой. Ну а что, если по-другому быть выше
этого не получается?