Про Египет
twower — 09.11.2015 Руслан, как профильный специалист по региону, знает, что говорит (текст не для прессы, поэтому написан несколько неакадемическим языком):*****
Душераздирающая готовность прессы делать обобщения и выводы с молниеносной скоростью. Всем все понятно, что ничего не понятно, но каждый раз новые обертона и "версии". Не вполне понятно, почему хоть одна редакция до сих пор не удосужилась поручить какому-нибудь ретивому стажеру погуглить по запросам "египет безопасность", "египет терроризм", "египет туризм атаки" и (для надежности) то же самое с "синай" вместо "египет".
Лучше гуглить по-английски, конечно.
Выяснилось бы примерно следующее.
С безопасностью туристов в Египте было посредственно всегда, не только в связи с авиаударами ВКС России по целям в Сирии. Правда, в предыдущих инцидентах обычно доставалось в основном не россиянам.
Естественно, что с падением режима Мубарака в 2011 г. безопасность вообще и безопасность туристов нисколько не улучшилась. Про Мубарака надо будет позже сказать отдельно.
В особенности все вышесказанное касается Синая. Эта пустынная, бедная, малонаселенная территория, отрезанная от основного Египта, долгое время была эдаким стратегическим буфером, отделяющим Египет от Израиля. Несмотря на наличие мирного договора, за подписание которого поплатился жизнью президент Анвар Садат. Но это мы опять возвращаемся к Мубараку, а про него надо будет сказать отдельно.
Надо вспомнить, что и до 2011 г. Синай был пристанищем разнообразных нелегальных элементов, причем криминал там был вполне органично и очень тесно переплетен с террором. В частности, на границе с Сектором Газа регулярно происходили инциденты, в т.ч. с применением оружия. Тогда, помнится, очень на слуху были туннели, соединяющие Египет с палестинскими территориями. Говорят, по некоторым из них можно было доставить авто, не говоря уж про оружие и взрывчатку. Египетские власти, конечно, с этим потихоньку боролись, но даже авторитарный и близкий к тоталитарному режим Мубарака в этом как-то не очень преуспел. Но про Мубарака все-таки надо чуть погодя говорить.
Так вот начиная прямо с января 2012 г. Синай превратился в исключительно комфортную для разного рода бандюганов территорию. Режим Мубарака пал, в стране воцарилась неразбериха, население массово стало еще беднее, в Каире к власти триумфально пришли "братья-мусльмане", т.е. вполне себе махровые исламские фундаменталисты -- очень подходящие для развития экстремизма условия.
Египетская армия, и до того чувствовавшая себя на Синае не вполне комфортно, начала регулярно получать весьма чувствительные удары. Очень быстро дошло до того, что военные оказались едва-едва способны защитить самих себя, не говоря уже о традиционной цели экстремистов -- туристах. И именно тогда, т.е. не позднее конца 2011 -- начала 2012 г. стало ясно, что в Шарм кататься категорически нежелательно. А когда в 2013--2014 гг. дело дошло до полноценных войсковых операций на Синае -- отдых в Шарме окончательно превратился в рулетку.
Кстати, о туристах. Запугивание иностранцев -- давний приоритет египетского подполья. Там много всего намешано -- и борьба с вестернизацией, и какие-то отголоски борьбы с колониализмом, и борьба за чистоту нравов, и много чего. В очень значительной степени все сводится к тому, что доходы от туризма -- одна из важнейших подпорок "антинародного и богопротивного" режима власти военных. Поэтому туристов надо иногда показательно расстреливать и взрывать, чтобы они поменьше топтали своими грязными неверными ногами египетскую землю и коррумпировали своими грязными долларами продажных военных и ментов. Самое время вспомнить Мубарака, но сначала еще один момент.
У нас тут нередко можно услышать, что местное население Хургады и Шарма горой встанет за туристов и собственные дома отдаст на разграбление исламистам, но грудью отстоит отели первой линии и ряд других полюбившихся русским и иных туристам стратегических объектов экономики. До некоторой степени так оно и есть -- ни малейшего интереса пугать туристов у местных нет. И конечно, все местные "авторитетные бизнесмены" прилагают определенные усилия к тому, чтобы "у нас тут порядок был и туристов не обижали". Но очень желательно понимать, что и Хургада, и Шарм -- это для многих, если не для всех, местных бизнесменов хотя и ценный, но актив, а их жизнь все-таки больше связана с какой-нибудь Александрией или даже самим Каиром. Там обычно и родня, и дети учатся и проч. Т.е. основная надежда, конечно, все равно на полицию и армию.
И тут придется наконец вспомнить Мубарака. Собственно, самое интересное, на что стоило обратить внимание газетам в котексте странной резвости Бортникова (и Путина) -- это на роль военных во внутренней политике Египта.
Из всего многообразия подробностей эпохи Мубарака наиболее интересно для нас вспомнить, как бомбануло в Египте -- Тахрир, демократия, вот это все. Если очень коротко, то история, по-видимому, заварилась вокруг конфликта военной верхушки и престарелого Мубарака, который за пару лет до Тахрира недвусмысленно начал готовить страну к переходу в руки преемника -- сына Гамаля. Остальные генералы, каждый из которых вместе со всей родней и знакомыми был глубоко интегрирован в экономическую жизнь страны (а проще говоря -- имел легальные и нелегальные доли и откаты во всех сколь-нибудь прибыльных делах), очень сильно возмутились и решили, что это несправедливо и Гамаля надо бы поставить на место. Мубарак-старший нажимал и давил, поэтому когда студенты вышли на Тахрир, военные (до сих пор бережно хранившие основы строя и не допускавшие никаких там демократических волнений) резко заявили, что они за все хорошее против всего плохого и не дадут свободу и демократию в обиду. Ну мы все видели эти фото -- цветы в стволах танков, обнимашки студентов и военных и проч. Кстати, танки -- американские. Буквально -- сделанные либо в США, либо в Египте по лицензии. Это важный момент, между прочим! Египет, не забываем -- крупнейший после Израиля получатель американской военной помощи. Ну и союзник до некоторой степени. Нам это будет важно, когда договорим про Мубарака.
Короче, военные завалили Мубарака, вовремя дистанцировавшись от противостояния. Дальше был Высший военный совет, глава военной же разведки Омар Сулейман на посту исполняющего обязанности, демократические выборы... НА которых -- хоба! -- побеждает лидер исламистов! Причем махровый такой лидер.
Это тот момент, который надо помнить всем верящим, что братский египетский народ Хургады и Шарма не даст в обиду кормящего его туриста. В принципе, так оно и есть -- вся экономика обоих городов развивается вокруг туризма. Но вокруг -- огромный, бедный, местами наивный, абсолютно безответственный в плане политических симпатий египетский народ. Чтобы понять его политические симпатии, достаточно слово Майдан заменить на Тахрир, слов Янукович -- на слово Мубарак, слова права человека и демократические ценности -- на слова чистый ислам и нравственное поведение. Их, в общем, там порядком достала и коррупция, и безработица, и безнадежность: и они решили, что приличные верующие люди, многие к тому же отсидевшие за убеждения, -- самое то для возрождения страны.
Короче, дальше произошло то, что и должно было произойти -- из всего богатства возможностей победившие исламисты воспользовались ровно одной: первым делом задвинули военных подальше и попытались у них все отнять. Оставшийся ресурс был потрачен на скаканье по граблям и свары. В частности, они на полном серьезе обсуждали перспективу запретить гостям Хургады и Шарма употреблять алкоголь, целоваться и купаться без специальной экипировки, защищающей нравственность местных жителей.
Надо отдать должное египетскому народу и египетским военным -- первый довольно быстро пришел в себя и слегка пересмотрел свое отношение к чистому исламу, а вторые -- тоже не долго думая затеяли и провернули переворот. Исламистов заарестовали, побросали в кутузку и то ли осудили уже, то ли еще судят, я не помню. Обвинений там весь стандартный комплект -- измена, саботаж, контрреволюция, работа на польскую и японскую разведки. И коррупция.
Так у власти оказался нынешний президент тов. Сиси. И вот что сделал Сиси, что меня очень сильно беспокоило и что, возможно, объясняет всю эту историю с экстренными докладами Бортникова и решениями Путина?
Тов. Сиси (впервые со второй половины семидесятых годов) обратил свой лучезарный взор в сторону России -- и не только обратил, а начал интенсивнейшим образом дружить! Напомню, впервые с самого того времени, как советских специалистов стремительно и невероятно унизительно вышвырнул из Египта друг Израиля и США Садат. Думаю, многие помнят, когда Шойгу только-только занял свое нынешнее кресло -- какие там были встречи и визиты из Каира в Москву и из Москвы в Каир!
Возвращение абсолютно триумфальное: встречи на самом высоком уровне, миллиардные контракты разного рода, огромные перспективы и планы на будущее... Напомню -- это в стране, где десятилетиями формировалась во-первых, военная и спецслужбистская, во-вторых -- проамериканская элита.
При этом собственно военные таланты египетских военных оцениваются не очень высоко. Американцы, например, судя по Викиликс, считают, что египетская армия с восьмидесятых непрерывно деградировала, а весь нерастраченный на боевую и политическую подготовку пыл пустила на дележку экономики и борьбу за сферы влияния в политике.
И тов. Сиси попадает в очень скверную ситуацию. Во-первых, он сильно помял бока исламистам внутри страны и немножко за пределами (вспоминаем операцию в Ливии, где египтяне бомбили ИГИЛ). Во-вторых, он наступил на хвост не одному матерому генералу в ходе борьбы за власть. В третьих, явно взял курс на дружбу с Россией. В четвертых, говорят, понабрал кредитов у разного рода саудовских и эмиратских фондов. В пятых, начал контрповстанческую кампанию на Синае (правда, унылую и малоуспешную).
И теперь все вышесказанное позволяет, решительно отбросив бритву Оккама, сделать одно предположение.
Есть, имхо, ненулевая вероятность, что нападение на эйрбас Когалымавиа могло быть спланировано и осуществлено не без поддержки кого-то влиятельного из числа конкурентов тов. Сиси. Предположу, что это могли быть какие-то матерые, мубараковских времен, военные и спецслужбисты. И тогда это не дерзкая выходка подонков из ИГИЛ, а всплеск внутриполитической борьбы в Каире, нацеленный на изгнание Сиси из президентского дворца, а России -- из всего региона Ближнего Востока. Не знаю точно насчет Египта, но думаю, там, как и в Сирии, и в Алжире, и в Йемене, такие вещи традиционно находятся в компетенции военной разведки.
Уместно ли обвинять наш местный режим в утаивании, скрывании и других подлых вещах? Честно говоря, не знаю. Не имею ни малейшего понятия, что должен сказать президент страны в такой ситуации. Опыт прошлого показывает, что даже гораздо более развитые демократии в таких случаях предпочитают действовать не очень публично.
Значит ли это, что во всем виноват подонок Путин, возомнивший о себе черт знает что и полезший со своими геополитическими амбициями в регион, откуда уже с треском выперли СССР? Честно говоря, мне еще на третьем курсе института, в мае 2003 г. показалось, что от истории, которую замутили в регионе США, России уже никак не отвертеться. Ну просто потому что от Багдада до Волгограда существенно ближе, чем до Нью-Джерси или Калифорнии.
Значит ли это, что нужно бояться или наоборот, не бояться отдыхать в Египте? Честно говоря, сугубо для себя думаю, что в Шарм и два года назад уже было смертельно опасно ездить, а Хургада, скорее всего, более-менее безопасна.
Значит ли это, что Путин справедливо обрезал авиасообщение? Думаю, значит. Сейчас очень многое зависит от действий египтян и, наверняка, от той информации, которую нам, вероятно, и через десять лет вряд ли сообщат.
*****
|
</> |