Про довоень пишут всякую хрень

* * *
Весом вклад Тухачевского в разработку теории применения танков в общевойсковом наступательном бою. Михаил Николаевич неоднократно подчеркивал, что основной задачей танков является содействие атаке. Они целиком подчиняются пехоте, и каждый отдельно взятый танк получает задачу на поддержку того или иного стрелкового взвода (роты), который наступает за ним на небольшом удалении (до 200 м). «Пехота, — предупреждал он, — должна отдавать себе при этом отчет, что очень легко отстать от танка и далеко не легко догнать его, что танки, не поддержанные пехотой, в конце концов будут истреблены артиллерией противника, если пехота не сможет закрепить и поддержать развитый ими успех». Его мысли шли вразрез с утверждениями тех специалистов, которые считали, что танки способны самостоятельно решать задачи наступления, а роль стрелковых подразделений сводили исключительно к занятию очищенного боевыми машинами от врага пространства.
Еще сложнее было преодолеть сопротивление тех, кто видел в новом роде войск угрозу для любимой ими конницы. Так, активный участник гражданской войны в составе 1-й и 2-й Конных армий Е. А. Щаденко в ответ на выступление Тухачевского на широком совещании командного состава Западного фронта о роли и месте родов войск в будущей войне, где Михаил Николаевич предсказал закат конницы и бурное развитие бронетанковых войск, «компетентно» заявил, что война моторов, механизация, авиация и химия придуманы военспецами, главное, мол, — лошадка, которая по-прежнему будет играть решающую роль(1). К сожалению, его в то время поддерживали многие, в том числе К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный.
_______________
Работа Триандафиллова.
* * *
Ещё один «специалист», подвизающийся на «собачке», утверждает:
«Судя по всему, это ушедшее в народ и ставшее поговоркой выражение придумал лично Сталин. Во всяком случае, до мая 1941 года мне этой фразы найти так и не удалось».
Что не удалось гр. Костенкову, то удалось мне. Например, у того же Гудериана в Achtung - Panzer! (1937) чёрным по белому написано (S. 186): Die eine Richtung erblickt in der Infanterie nach wie vor "die Königin des Schlachtfeldes"... В связи с этим у меня другая гипотеза — Сталин позаимствовал выражение из книги Гудериана, которую как раз перевели в этот период.
* * *
Но есть и позитивные моменты. В статье, опубликованной в «Красной звезде», нашлись дополнительные сведения об одном из авторов книги «Тактика танковых войск», Владимире Степановиче Тамручи. Небольшая выдержка из неё:
Из справки Центрального государственного архива Советской Армии:
«...В годовом плане научно-исследовательской работы Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе на 1939 г. указано, что полковник Тамручи разрабатывает учебные пособия: «Основы боевого применения танковых частей и соединений», «Танковые части и соединения в оборонительном бою» (в соавторстве с полковником Ашихминым), «Танковые части и соединения в наступательном бою» (в соавторстве с комбригом Котельниковым), «Танковые части и соединения во встречном бою» (в соавторстве с полковником Гершевичем). В. С. Тамручи являлся одним из составителей «Сборника задач по тактике автобронетанковых войск» и учебника «Танковые части и соединения».
И еще одна любопытная деталь. В справке упоминается об
участии Владимира Степановича в составе авторского коллектива
академии в подготовке учебника «Тактика танковых войск»,
выпущенного в 1940 году. Кроме него, в авторский коллектив входили
генерал-майор Л. И. Котельников, полковники Д. И. Побле, С. Н.
Кузьмин, Н. А. Эрнест.Из заключения отборочной комиссии на книгу «Тактика танковых войск»:
«В целом труд представляет большую ценность. Он является значительным вкладом в нашу военную литературу и настольной книгой командира Красной Армии.
Комиссия считает труд «Тактика танковых войск» достойным представления на соискание Сталинской премии».
Правда, учебник вышел под псевдонимом «Капитан Кузнецов Т.
П.» Для того якобы, чтобы не привлекать внимание западных военных
специалистов. Но это не умаляло его истинного значения. Подлинные
авторы «настольной книги командира» вправе были гордиться своей
работой. И они гордились. А еще, как вспоминает Олег Владимирович
Тамручи, видевший их в те дни в московской квартире отца,
радовались. Признание труда означало для них и признание
неформальных по тем временам взглядов на тактику, на военное дело в
целом. Взглядов, не во всем совпадающих, если не сказать больше, с
точкой зрения некоторых высокопоставленных конников, делавших
ставку в современной войне на красную кавалерию.Миранович Г. Возвращение. Неоконченная одиссея бывшего штабс-капитана // Красная звезда. 1990. 14 июля (№ 162).
|
</> |