про девяностые
marss2 — 09.05.2024
(с) Лангобард
.
И это все о них - про девяностые (важнейший перелом 1996
года).
Как известно, первый опыт оболванивания граждан т.н. "партией
власти" у демократической ельцинской власти провалился. Партия
"Выбор России" опозорилась на думских выборах 1993 года.
.
И второй опыт тоже не удался. "Наш дом Россия" получил
скромноватый результат на думских выборах 1995 года, которые
выиграла КПРФ.
В моих записках 1995 года обнаружил радостную запись про то,
что российский народ показал Кремлю, что его облапошить
невозможно.
.
Однако уже в следующем 1996 году те же самые политические силы
научились-таки обманывать народ - избрали полуживого Ельцина на
второй срок.
А в 1999 году подтвердили это свое умение - разгромив "блок
Примакова" (за полгода до этого очень популярного) и избрав в думу
виртуальное "Единство" (условную партию преемника Ельцина).
.
Некоторые свидетели моей лекции после тех выборов - в декабре
1999 года - тогдашние студенты истфака, им теперь за сорок,
вспоминают, что я начал лекцию с того, что наш народ жестоко
расплатится за то, что упустил шанс показать властям, что его
нельзя обмануть с помощью политических технологий.
.
Юмор ситуации в том, что в каком-то смысле так и произошло -
многое в дальнейшей политической истории случилось из-за того, что
народ тогда не показал Кремлю, что его нельзя обмануть (как в 1993
или 1995), но эта дальнейшая история меня устраивала в намного
большей степени, чем тех, кто был счастлив результатами обмана 1999
года.
.
Много лет спустя я пытался разобраться, что именно у них
изменилось в 1996 году, почему они научились обманывать?
Тут довольно просто.
В политической пропаганде перестали рассказывать людям об идеалах и
ценностях той политической силы, что двигали к победе,
стали заходить на людей не извне, а изнутри них самих,
отталкиваться от чего-то для самих людей непосредственно
важного.
.
Поэтому в 1996 году "купи еды в последний раз" сработало на
порядок лучше, чем рассказы о демократии и свободах.
.
Ну и далее я не припоминаю ни одной пропагандистской кампании
властей, в которой упор делался бы не на то, что люди хотят
услышать,
а на то, что с точки зрения каких-то политиков людям обязательно
надо сказать.
Оппозайцы этому так и не научились, хотя говорили им, предупреждали
(смайл).