Про бить или не бить

топ 100 блогов ludmilapsyholog07.04.2011 Выдохнув с облегчением по поводу нашедшегося мальчика, родителя в ленте начали азартно обсуждать, следует ли в таких случаях ребенка выпороть, или все же не надо, а то потом опять сбежит. Примеряя, понятное дело, на себя.
Тут я одно могу сказать: если родитель может обдумывать на полном серьезе, как бы выпороть, да что сказать до и после, а тем более воплотить этот замысел в жизнь, так и ребенок может сбежать. Это не значит, что всякий, кто сбежал, бывал бит. Но всякий, кто бывал бит осознанно -- не в момент сноса крыши у родителя подзатыльник огреб, а вот после "здравых размышлений" и с воспитательной целью -- может сбежать и искренне не понимать, что переживают взрослые, которые его ждут и ищут.
Потому что суть, механизм первого и второго один и тот же -- отсутствие эмпатии, способности напрямую воспринимать чувства другого человека. Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ребенку боль. Психологически, физически, как угодно -- просто НЕ СМОЖЕТ, потому что это противоестественно. Сорваться, психануть -- да, шлепнуть в раздражении -- да, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни -- да, но вот решить заранее, а потом  взять ремень и пороть -- не сможет. Потому что когда ребенку больно  и страшно -- родитель это чувствует напрямую и сразу, всем существом. И продолжать причинять боль в этой ситуации -- все равно что, как Муций Сцевола, держать руку в очаге.
Дальше. Если родитель с младенчества относится к ребенку эмпатически, то и ребенок научается у него эмпатии, еще в раннем детстве он точно воспринимает чувства родителя, а после созревания способности удерживать в сознании целостный образ родителя, примерно около 9-10  лет, уже  очень хорошо представляет себе, что чувствует родитель в той или иной ситуации, даже если прямо сейчас не видит его. И для него обрекать родителя на муки тревоги столь же противоестественно, как родителю его бить.

Да, бывают дети с задержанным психоэмоциональным развитием, бывают дети с особым прошлым, которое не дало вполне развиться эмпатии. То есть эмпатичность родителя еще не гарантирует эмпатичности ребенка, к сожалению. Зато ОТКАЗ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа)  с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он загуляет  на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

Ну, и даже проще: вынуждая ребенка чувствовать боль и страх, чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких -- раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог. Ничего, кроме горящей задницы.


АПД, Большая просьба ко всем: не обсуждать конкретного ребенка и его семью. Мы ничего про них не знаем, они нас про них говорить не просили и все это нехорошо. И даже если вы что-то знаете, не надо здесь это писать, очень прошу. Я пишу для тех, кто примеряет НА СЕБЯ. И сама примеряю на себя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
 Днем рождения, любимый Поэт Всех Армян! Прекрасный биографический мульт от музея Туманяна: Кстати! Мульт снят и на западном и на восточном армянском. ...
Больше нет ни сил, ни желания заниматься домом. Бьюсь, как рыба об лед, все без толку. Я занимаюсь ТОЛЬКО уборкой (кроме ухода за малышом). Не смотрю ТВ, не читаю, не вышиваю, не гуляю (для себя, без коляски). Просто не хватает времени. Каждая свободная минута посвящена расхламлению, выт ...
Погоды у нас стоят разнообразно-оборонительные. После позавчерашнего ледяного дождя и вчерашней метели вдарил морозец под -20, изрядно подбодрив и тех, кто по утрам едет на работу ...
Оригинал взят у yury_finkel в Альфред Козинг. «Сталинизм». Исследование происхождения, сущности и результатов. 4.5 4.5. Сталинская теория нации Обычно к важнейшим теоретическим достижениям Сталина причисляют его различные работы о национальной проблеме. Действительно, он ...