Про беспилотных пилотов

топ 100 блогов onepamop14.03.2016
Про беспилотных пилотов

Рассказ о 924 Центре беспилотной авиации уместно будет начать с исторического экскурса. Совсем краткая история отечественных БПЛА такова: начало формирования частей беспилотной авиации в ВС СССР можно отнести к середине 60-х годов прошлого века. От беспилотных самолётов-мишеней советская конструкторская мысль шагнула к «одноразовым» тактическим беспилотным самолётам-разведчикам ТБР-1 (Ла-17Р) и дальним беспилотным самолётам-разведчикам ДБР-1 (Ту-123 «Ястреб»). Приборный отсек «Ястреба» разрабатывался как многоразовый, а вот остальная часть БПЛА была одноразовой, тормозной парашют не спасал от разрушения центральную и хвостовую часть самолёта.

В конце 70-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии появились оперативно-тактические беспилотные разведчики Ту-141 «Стриж» (входил в состав комплекса ВР-2 «Стриж»), а за ними и беспилотные разведывательные комплексы ВР-3 с турбореактивными БПЛА Ту-143 «Рейс». Это были уже «многоразовые» комплексы, позволявшие решать гораздо более сложные задачи.

В 1980-е годы появляется очередное поколение БПЛА — лёгкие «многоразовые» разведчики. В СССР таким «беспилотником» стала «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенная для наблюдения за боевой обстановкой с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры. За «восьмидесятыми» пришли и «девяностые», когда у страны появились гораздо более важные заботы, чем разработка беспилотных разведывательных комплексов. Но пришло время навёрстывать упущенное.

О том что и как происходит в отечественной беспилотной авиации рассказал начальник 924-го Государственного центра беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник Валерий Викторович Фролов.

Обращаю внимание: материал снимался в декабре 2014 года, по техническим причинам (флешку заклинило) опубликовать его ранее возможности не было.



Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов Про беспилотных пилотов Про беспилотных пилотов Про беспилотных пилотов Про беспилотных пилотов



Про беспилотных пилотов

Государственный музей авиации Украины, Жуляны.

На заднем плане видны Ту-141 «Стриж» и СПУ (самоходная-пусковая установка) от Ту-143 «Рейс». Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе путём фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. БПЛА Ту-143 «Рейс» до сих пор состоят на вооружении отдельного полка БПЛА ВСУ, а один из них даже был сбит (как говорят) бойцами подразделения Моторолы 1 августа 2014 года в районе города Шахтёрска.

Про беспилотных пилотов

Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат разработки ОКБ им. Туполева. Предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части.Комплекс выпускался в Харькове, состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы, преимущественно дислоцировался на западной границе СССР.

Про беспилотных пилотов

Ту-141 «Стриж» с бортовым номером «05» в экспозиции Центрального музея ВВС в подмосковном Монино.

Про беспилотных пилотов

В 924-м Государственном центре беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации о «Стрижах» и «Рейсах» помнят, но своих курсантов обучают владению совсем другой техникой.

Про беспилотных пилотов

1 декабря 2013 года исполнилось 30 лет со дня создания Межвидового центра беспилотных летательных аппаратов.

Про беспилотных пилотов

В настоящее время в состав Центра входят управление центра, исследовательский отдел (применения и войсковых испытаний беспилотной авиации), курсы переподготовки и повышения квалификации (специалистов беспилотной авиации), две эскадрильи БЛА (исследовательско-инструкторская и средней дальности).

Про беспилотных пилотов

Со дня формирования личный состав Центра участвовал более чем в 200 военных учениях различного уровня.

Про беспилотных пилотов

Центр расположился на территории бывшего Коломенского высшего артиллерийского командного училища (КВАКУ), в «старом» городе.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

В момент моего визита в Центре кипело строительство. Ломали старые, непригодные для эксплуатации здания, реконструировали пригодные и возводили новые. В планах строительства и реконструкции: новые казармы, штаб, клуб, спорткомплекс с бассейном и стадионом, лазарет, столовая, учебный и учебно-демонстрационный корпуса, КПП и парковка.

Про беспилотных пилотов


Историческая справка:

Центр сформирован 1 декабря 1983 года в п. Марциена Мадонского района Латвийской ССР. В январе 1987 года в составе Центра были сформированы 357 отдельная исследовательско-инструкторская эскадрилья крылатых ракет наземного базирования и 283 отдельная рота охраны. С 1993 года по апрель 1994 года Центр с подчинёнными частями передислоцирован в г. Егорьевск Московской области.

В мае 2000 года Центру придан статус межвидового. В декабре 2000 года для выполнения боевых задач был сформирован 140 отдельный полк беспилотных авиационных комплексов с дислокацией в г. Ахтубинск Астраханской области и 24 отдельный полк БАК с дислокацией в п. Туношна Ярославской области.

В июле 2009 года полки БАК были переформированы в 215 авиационную базу БЛА. В сентябре 2009 года Центр с 215 авиационной базой БЛА передислоцирован в г. Коломну Московской области.

В сентябре 2010 года Центр был подчинен 4 Государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк).

В марте 2011 года 215 авиационная база была расформирована, а ее четыре эскадрильи и отряд БЛА вошли в состав Центра. С ноября 2011 года по апрель 2013 года Центр входил в состав 476 Окружного учебного центра Западного военного округа (г. Ковров).

В 2013 году центр преобразован в 924 Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. В декабре 2014 года на базе 924 Межвидового центра беспилотной авиации ГШ ВС РФ сформирован 924 Государственный центр беспилотной авиации МО РФ.



Про беспилотных пилотов

Продолжительность курса обучения зависит от типа осваиваемой техники: комплексы малой дальности требуют двух с половиной месяцев, комплексы большей дальности, например, «Форпост», потребуют от курсантов четырёх месяцев занятий.

Про беспилотных пилотов

БПЛА «Элерон-3СВ» — специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия.

Про беспилотных пилотов

БПЛА адаптирован для установки сменной модульной полезной нагрузки: телевизионной 10-х камеры в трехкоординатном гиростабилизированном подвесе; тепловизионной камеры в гиростабилизированном трехкоординатном подвесе; фотокамеры.

Планер герметичен. Навигационно-пилотажная система собрана на новейшей элементной базе, что позволило радикально расширить её возможности. Полностью обновлено программное обеспечение. Увеличена грузоподъемность и скороподъемность БЛА. Акустически незаметен.

Про беспилотных пилотов

В Центре проходят обучение и «контрактники» и «срочники», превращаясь со временем в специалистов беспилотной авиации и младших авиационных специалистов рот БПЛА.

Про беспилотных пилотов

Программа обучения состоит из нескольких главных этапов: теория, подготовка на учебно-тренировочном комплексе (позволяющем имитировать полёт и «погрузить» курсанта в виртуальную информационную среду боевого применения), реальные полёты.

Про беспилотных пилотов

По завершении обучения военнослужащие сдают комплексный экзамен и получают соответствующие свидетельства. Сдают выпускные экзамены не все.

Про беспилотных пилотов

Часть курсантов отчисляется задолго до экзаменов, в самом начале обучения. В подавляющем большинстве это военнослужащие, не желающие становиться «беспилотными пилотами».
Они возвращаются на места своей службы.

Про беспилотных пилотов

Центр может вести подготовку специалистов для любых ведомств, не только в интересах МО РФ.

Про беспилотных пилотов

В плане внутриведомственных перипетий Центр располагает богатейшей историей: был в подчинении главнокомандующего ВВС, после подчинялся 4-му государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ, побывал в составе 467-го межвидового окружного учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск ЗВО, превратился в Межведомственный центр подготовки специалистов Сухопутных войск, и, наконец, обрёл статус подразделения центрального подчинения Генштаба.

Про беспилотных пилотов

Центр может готовить специалистов по трём основным направлениям: собственно пилотов или операторов беспилотного летательного аппарата (они «рулят» полётом), операторов управления целевой нагрузкой (они «рулят» бортовыми средствами ведения разведки: фото- и видеокамерами, тепловизорами, ИК-аппаратурой и т.д.) и техников (они «разруливают» всё, что остальные «нарулили»).

Про беспилотных пилотов

Важный документ. Неоспоримо подтверждает наличие пилотов в беспилотной авиации :).

Про беспилотных пилотов

Самое удивительное на этом снимке для меня лично — пульт управления кондиционером в обычном учебном классе.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Учебный симулятор БПЛА.

Про беспилотных пилотов

В рядах курсантов имеются и барышни военнослужащие прекрасного пола.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Учебные места почему-то оборудованы промышленными защищёнными клавиатурами «Сигнал».

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Работа для дешифровщика: вычленить полезную информацию из массива визуальных данных и верно её интерпретировать.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Закончив осмотр учебных классов, отправился на «аэродром», расположившийся неподалёку от Коломны, в Воловичах.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

С мороза в тепло — линза люто запотела.

Про беспилотных пилотов

Стартовый командный пункт.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

БПЛА могут переноситься вот в таких рюкзаках.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Прямо на «аэродроме» была развёрнута мини-выставка, демонстрирующая образцы БПЛА.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Комплексы с БПЛА «Орлан-10» поставляются в ВС РФ на автошасси «КАМАЗ».

Про беспилотных пилотов

«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ.
Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр».

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Аэродромный «колдун» — конус-указатель силы и направления ветра.

Про беспилотных пилотов

Погода в день съёмки порадовала: мороз, сильный порывистый ветер, снегопад. В пилотируемой авиации такие метеоусловия могли бы привести к отмене полётов, но для всепогодных комплексов БПЛА умеренное буйство природы помехой не стало.

Про беспилотных пилотов

Подготовка «Орлана-10» к старту.

Про беспилотных пилотов

Стартовая катапульта.

Про беспилотных пилотов

Аккумулятор был извлечён из тёплого внутреннего кармана и «заряжен» в БПЛА перед самым стартом. Чтобы избежать естественного падения ёмкости на морозе.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Взлёт! Старт БПЛА производится со специальной разборной катапульты. Скорость полёта может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, «Орлан-10» может находиться в воздухе до 18 часов, максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров для уверенного приёма сигнала видеоаппаратуры.

Про беспилотных пилотов

Отлетав положенную программу, БПЛА вернулся в стартовый район и приземлился на парашюте.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Так же приземляется и «Орлан-10». На снимке видна надувшаяся «подушка безопасности».

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

После окончания полётов все отправляются мимо стартового КП в ангар.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Сборка, разборка, осмотр, укладка парашютов.

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Про беспилотных пилотов

Всё, очередной полётный день закончен.

Про беспилотных пилотов




Интервью с начальником Центра, кандидатом военных наук, полковником Валерием Викторовичем Фроловым


Какие классы беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний день вообще существуют и какие из них считаются наиболее приоритетными для нас?
В настоящее время концепцией развития беспилотной авиации, утверждённой министром обороны, определены следующие классы летательных аппаратов: комплексы малой дальности (ближнего действия), комплексы средней дальности и комплексы большой продолжительности полёта. Сейчас у нас полным ходом идёт производство и оснащение сформированных рот комплексами малой дальности (ближнего действия). Это комплексы «Орлан-10», «Леер», «Элерон», «Застава», «Наводчик-2» (состоящий из «Гранат-1», «Гранат-2», «Гранат-3», «Гранат-4») и комплексами средней дальности «Форпост». По комплексам большой продолжительности полёта ведутся опытно-конструкторские работы. Ожидаем, что в конце 2015 года опытные образцы поднимутся в воздух, будут проходить государственные и войсковые испытания. Если всё будет нормально и комплексы пройдут весь спектр необходимых мероприятий (в том числе и проверку в 929 лётно-испытательном центре на предмет соответствия заявленным лётно-техническим характеристикам), то новые разработки начнут поступать на вооружение формируемых подразделений беспилотных летательных аппаратов.


Как вы считаете, кому сейчас БПЛА нужнее всех? Российским Вооружённым Силам? «Силовым» ведомствам?
Я считаю — любому «силовому» ведомству «беспилотники» нужны, для многих они актуальны. Для чего? Это, прежде всего, сохранение человеческих жизней. Не надо идти на амбразуру грудью, стоит просто пустить БПЛА и посмотреть что впереди, спланировать дальнейшие мероприятия. Например? Сухопутные войска, охрана РВСН и артиллерии, корректировка огня. Десантирование ВДВ: на какие площадки с дальнейшим входом в бой высаживаемся, кто и что нас там ожидает. МЧС: любые чрезвычайные ситуации, пожары. 2 года назад Подмосковье горело повсеместно. Мы плотно работали непосредственно с администрацией: смотрели все площади, леса, предоставляли оперативные данные для направления пожарных вертолётов и машин МЧС. Работаем с миграционными службами: обращаются часто, просят посмотреть на какие-то участки или объекты с целью установления скопления мигрантов. Поднимаемся в воздух, смотрим, определяем, сколько людей и чем заняты, представляем данные. Проще говоря — беспилотная авиация нужна и востребована.


Наверняка Центр сталкивался с иностранными разработками в области БПЛА. На какой ступени развития находятся сейчас российские «беспилотники» по сравнению, например с США и Израилем?
По моей личной оценке и оценке других специалистов, сейчас мы отстаём от иностранных беспилотных комплексов лет на 10-12-15. Но не факт, что мы в кратчайшее время (года три-четыре, может быть пять), не обгоним наших коллег, у которых имеются такие летательные аппараты.


Есть ли какая-то специальная программа по изучению опыта иностранцев: что у них хорошо, что у них плохо, что можно позаимствовать?
Отдельной специальной программы нет, но ведутся аналитические работы, в том числе и нашим Центром. А это центр научно-исследовательских работ, где проводится анализ: как они обучают своих специалистов, на каком уровне, каким образом, как проводят войсковые типовые испытания. Проводятся в ходе командирской подготовки в Центре обзорные занятия, лекции. Мы делаем соответствующие выводы, ориентируемся на их программы, их мероприятия, производим, соответственно, корректировки в своих программах обучения. Так скажем, берём их опыт и внедряем частично в свою практику обучения наших подразделений, ну и что-то вносим совершенно новое. Что именно, я не буду говорить.


Расскажите, пожалуйста, о ваших курсантах. Каким вам видится идеальный курсант? Кого бы вы хотели видеть среди тех, кто приезжает на обучение?
Я так скажу — идеальных курсантов не бывает. Хороший курсант — это курсант, у которого есть огромное желание изучить определённый комплекс, научиться работать на нём. Приведу пример. Недавно (четвёртый или пятый набор) к нам приехало целое подразделение ВДВ во главе с товарищем капитаном. Уровень их подготовки — ниже среднего. Командир роты поставил задачу: все должны обучиться и получить удостоверения. Я наблюдал следующую картину: десантники сидели днями, ночами, спали два часа в сутки, но учили, дополнительные занятия проводили. И все успешно сдали выпускные экзамены, получили удостоверения и сейчас на высоком уровне эксплуатируют комплексы малой дальности. Всё зависит от желания человека.

Предпочтение отдаётся тем военнослужащим, у которых есть определённое образование, пускай среднее, среднее техническое, владение азами компьютерной грамотности и начальное представление о том, почему самолёты летают, а крыльями не машут. Что такое подъёмная сила, что такое воздушное пространство, ну и так далее. Обыкновенные минимальные знания. В дальнейшем курсанта ждут теоретические лекционные занятия, практические, групповые. Преподаватели полностью всё объясняют, рассказывают. Дальше курсанты изучают сами комплексы. Например, комплекс «Элерон» — он довольно простой в обращении, пилотировании и запуске. И обучиться на нём, я так думаю, легко может любой человек. Желание у человека должно быть. Бывает, что приезжают военнослужащие просто «отбыть номер», прогуляться, повеселиться. Это быстро становится заметно и такие курсанты просто отчисляются по неуспеваемости, по дисциплине или нежеланию учиться. Вот и всё.


Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам в плане знаний и умений?
Нет. За исключением комплексов средней дальности — это, например, комплекс «Форпост», который летает на удалении 250-300 км. Там необходимы специалисты непосредственно с авиационным образованием, которые окончили лётные училища, которые сами полетали. Пусть они списанные лётчики, списанные техники, но они ещё видят свою дальнейшую жизнь в армии, в полётах. Нужны операторы наведения, имеющие за плечами достаточный курс лекций по авиационной тематике. Есть комплексы и куда более серьёзные. Большая масса самолёта, сложные полётные характеристики, значительная дальность. Тут уже важно знать что-то о безопасности полётов, чтобы не было воздушных катастроф, инцидентов. В таком случае нет возможности обучить каждого.


Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам по здоровью, по физподготовке?
Тоже нет. Обучались даже люди, с так скажем, слабым зрением. Видели, что человек хочет учиться и по запросу вышестоящего штаба обучали. Трудится техником в управлении строительства. В прошлом году в потоке мы обучали женщин-техников БПЛА «Орлан». Я был удивлён, когда эти женщины в возрасте 48-50 лет приехали сюда обучаться. С ними здесь лично беседовал в кабинете: как вы видите своё будущее? Приехали они из ЗВО, Мурманская область. Они очень хотели служить, и командир поставил задачу: учитесь, будете летать. Я говорю: девушки, а вы хоть разбираетесь, где там свечи, где там карбюратор в двигателе стоит. Мы все изучим, товарищ полковник, все будем знать. На деле, когда на нашей учебной площадке в Воловичах был мороз, холод, эти девушки бегали за своим самолётом, носили его, запускали, чистили свечи. Мне было очень приятно, а они обучились и стали техниками. Так что физподготовки особой не надо, мы не спецназ, мы не войска, мы технические разведчики. Мы выполняем разведку, предоставляем заинтересованной инстанции те данные, которые она требует.


Есть ли у вас какая-либо возможность повлиять на разработчиков, например, прямо указать чего в комплексе не хватает, а что излишне?
Да, есть. Когда комплексы прошли государственные испытания и начинаются войсковые испытания, они все проходят через наш Центр. Разрабатываются специальные программы, методики. Утверждаются вышестоящим штабом. И мы начинаем работать. И если мы видим, что определённые характеристики комплексов не удовлетворяют требованиям воздушной разведки к современным беспилотным комплексам, мы это промышленности сообщаем. Производители всё внимательно изучают, и в дальнейших поставках они учитывают наши пожелания, требования и внедряют в жизнь. Пример — комплекс «Наводчик-2», где определённые недостатки были выявлены и сейчас над ними вплотную работают. В Центре есть специальные группы научно-исследовательской работы и войсковых испытаний комплексов, которые и занимаются этой проблематикой, выдвигают предложения и требования непосредственно для промышленности. Прежде, чем отдать что-то в войска, мы все комплексы поднимаем в воздух, смотрим на их качества. Только после этого комплексы уходят в войска, непосредственно в те подразделения, которые мы здесь уже обучили.


Касательно систем видео- и фотофиксации: что самое мелкое можно рассмотреть с «беспилотника»?
Да разное можно. Приведу вам пример. Приезжали к нам тележурналисты на съёмки. И столкнулся я с одним таким нехорошим оператором. Он говорит: а вот сможете вы меня найти с воздуха? Я говорю: постараемся вас найти. Он надел красную рубашку и убежал очень далеко, в траву. Но район мы знали. Запустили комплекс «Застава», минут восемь-десять пришлось поискать, и мы его обнаружили. Он даже своей видеокамерой снимал и показывал, что эти ребята его всё-таки нашли. В целом же, смотря какой БПЛА, но в среднем, при помощи инфракрасной разведки и тепловизора можно определить отдельного замаскированного человека. С помощью фото и видео — передвижение колонны, трёх-четырёх человек.

Комплексом «Форпост» на удалении 110 км ночью (это пример из практики) мы наблюдали движение утки с утятами по озеру, мы видели этих утят на самом деле. «Форпостом» выполняли специальные задачи, наблюдали как после нанесения авиаударов бандформирования раскалывались на группы и расползались в разные стороны. И мы считали сколько там людей, с чем они идут. Распознать АК-74 или ПМ возможным не представлялось, но «Муху» или «Стрелу» — да. Тут уже важн

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Водяные часы на железнодорожной станции Осака Сити(Япония) http://www.youtube.com/watch?v=gusJeslMbLc&feature=player_embedded#! ...
Художники всегда искали вдохновение в природе, пытаясь найти новые образы или передать то неуловимое, что так притягивает в мире растений и животных. Но, пожалуй, сильнее всего связь природы и искусства проявилась в художественном направлении, которое во Франции носит название ар-нуво, в ...
Внимательно прослушал речь Путина в ООН. Навеяло воспоминание о детском мультике про Кота Леопольда. "Ребята, давайте жить дружно!" Больше ничего вразумительного не услышал. А о создании "антитеррористической коалиции" из мусульманских стран - редкостная бредятина. Тех, кто написал т ...
Украинское СБУ решило отреагировать на слухи о тайном обмене А.Александрова и Е.Ерофеева, захваченных в мае в Луганской области, и пригласило для интервью с ними свое, видимо, "доверенное лицо" - корреспондента "Новой газеты". Ерофеев опять " пожаловался ", мол, не приходит ко мне росс ...
На озере в парке Тель-Афек ...