Про беспилотных пилотов
onepamop — 14.03.2016

В конце 70-х годов прошлого века на вооружении Советской Армии появились оперативно-тактические беспилотные разведчики Ту-141 «Стриж» (входил в состав комплекса ВР-2 «Стриж»), а за ними и беспилотные разведывательные комплексы ВР-3 с турбореактивными БПЛА Ту-143 «Рейс». Это были уже «многоразовые» комплексы, позволявшие решать гораздо более сложные задачи.
В 1980-е годы появляется очередное поколение БПЛА — лёгкие «многоразовые» разведчики. В СССР таким «беспилотником» стала «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенная для наблюдения за боевой обстановкой с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры. За «восьмидесятыми» пришли и «девяностые», когда у страны появились гораздо более важные заботы, чем разработка беспилотных разведывательных комплексов. Но пришло время навёрстывать упущенное.
О том что и как происходит в отечественной беспилотной авиации рассказал начальник 924-го Государственного центра беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник Валерий Викторович Фролов.
Обращаю внимание: материал снимался в декабре 2014 года, по техническим причинам (флешку заклинило) опубликовать его ранее возможности не было.
![]() |






Государственный музей авиации Украины, Жуляны.


Ту-141 «Стриж» с бортовым номером «05» в экспозиции Центрального музея ВВС в подмосковном Монино.

В 924-м Государственном центре беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации о «Стрижах» и «Рейсах» помнят, но своих курсантов обучают владению совсем другой техникой.

1 декабря 2013 года исполнилось 30 лет со дня создания Межвидового центра беспилотных летательных аппаратов.

В настоящее время в состав Центра входят управление центра, исследовательский отдел (применения и войсковых испытаний беспилотной авиации), курсы переподготовки и повышения квалификации (специалистов беспилотной авиации), две эскадрильи БЛА (исследовательско-инструкторская и средней дальности).

Со дня формирования личный состав Центра участвовал более чем в 200 военных учениях различного уровня.

Центр расположился на территории бывшего Коломенского высшего артиллерийского командного училища (КВАКУ), в «старом» городе.


В момент моего визита в Центре кипело строительство. Ломали старые, непригодные для эксплуатации здания, реконструировали пригодные и возводили новые. В планах строительства и реконструкции: новые казармы, штаб, клуб, спорткомплекс с бассейном и стадионом, лазарет, столовая, учебный и учебно-демонстрационный корпуса, КПП и парковка.

Центр сформирован 1 декабря 1983 года в п. Марциена Мадонского района Латвийской ССР. В январе 1987 года в составе Центра были сформированы 357 отдельная исследовательско-инструкторская эскадрилья крылатых ракет наземного базирования и 283 отдельная рота охраны. С 1993 года по апрель 1994 года Центр с подчинёнными частями передислоцирован в г. Егорьевск Московской области.
В мае 2000 года Центру придан статус межвидового. В декабре 2000 года для выполнения боевых задач был сформирован 140 отдельный полк беспилотных авиационных комплексов с дислокацией в г. Ахтубинск Астраханской области и 24 отдельный полк БАК с дислокацией в п. Туношна Ярославской области.
В июле 2009 года полки БАК были переформированы в 215 авиационную базу БЛА. В сентябре 2009 года Центр с 215 авиационной базой БЛА передислоцирован в г. Коломну Московской области.
В сентябре 2010 года Центр был подчинен 4 Государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк).
В марте 2011 года 215 авиационная база была расформирована, а ее четыре эскадрильи и отряд БЛА вошли в состав Центра. С ноября 2011 года по апрель 2013 года Центр входил в состав 476 Окружного учебного центра Западного военного округа (г. Ковров).
В 2013 году центр преобразован в 924 Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. В декабре 2014 года на базе 924 Межвидового центра беспилотной авиации ГШ ВС РФ сформирован 924 Государственный центр беспилотной авиации МО РФ.

Продолжительность курса обучения зависит от типа осваиваемой техники: комплексы малой дальности требуют двух с половиной месяцев, комплексы большей дальности, например, «Форпост», потребуют от курсантов четырёх месяцев занятий.

БПЛА «Элерон-3СВ» — специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия.

Планер герметичен. Навигационно-пилотажная система собрана на новейшей элементной базе, что позволило радикально расширить её возможности. Полностью обновлено программное обеспечение. Увеличена грузоподъемность и скороподъемность БЛА. Акустически незаметен.

В Центре проходят обучение и «контрактники» и «срочники», превращаясь со временем в специалистов беспилотной авиации и младших авиационных специалистов рот БПЛА.

Программа обучения состоит из нескольких главных этапов: теория, подготовка на учебно-тренировочном комплексе (позволяющем имитировать полёт и «погрузить» курсанта в виртуальную информационную среду боевого применения), реальные полёты.

По завершении обучения военнослужащие сдают комплексный экзамен и получают соответствующие свидетельства. Сдают выпускные экзамены не все.

Часть курсантов отчисляется задолго до экзаменов, в самом начале обучения. В подавляющем большинстве это военнослужащие, не желающие становиться «беспилотными пилотами».
Они возвращаются на места своей службы.

Центр может вести подготовку специалистов для любых ведомств, не только в интересах МО РФ.


Центр может готовить специалистов по трём основным направлениям: собственно пилотов или операторов беспилотного летательного аппарата (они «рулят» полётом), операторов управления целевой нагрузкой (они «рулят» бортовыми средствами ведения разведки: фото- и видеокамерами, тепловизорами, ИК-аппаратурой и т.д.) и техников (они «разруливают» всё, что остальные «нарулили»).

Важный документ. Неоспоримо подтверждает наличие пилотов в беспилотной авиации :).

Самое удивительное на этом снимке для меня лично — пульт управления кондиционером в обычном учебном классе.



Учебный симулятор БПЛА.

В рядах курсантов имеются и





Учебные места почему-то оборудованы промышленными защищёнными клавиатурами «Сигнал».




Работа для дешифровщика: вычленить полезную информацию из массива визуальных данных и верно её интерпретировать.


Закончив осмотр учебных классов, отправился на «аэродром», расположившийся неподалёку от Коломны, в Воловичах.



С мороза в тепло — линза люто запотела.

Стартовый командный пункт.


БПЛА могут переноситься вот в таких рюкзаках.


Прямо на «аэродроме» была развёрнута мини-выставка, демонстрирующая образцы БПЛА.







Комплексы с БПЛА «Орлан-10» поставляются в ВС РФ на автошасси «КАМАЗ».

«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ.
Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр».










Аэродромный «колдун» — конус-указатель силы и направления ветра.

Погода в день съёмки порадовала: мороз, сильный порывистый ветер, снегопад. В пилотируемой авиации такие метеоусловия могли бы привести к отмене полётов, но для всепогодных комплексов БПЛА умеренное буйство природы помехой не стало.

Подготовка «Орлана-10» к старту.

Стартовая катапульта.

Аккумулятор был извлечён из тёплого внутреннего кармана и «заряжен» в БПЛА перед самым стартом. Чтобы избежать естественного падения ёмкости на морозе.



Взлёт! Старт БПЛА производится со специальной разборной катапульты. Скорость полёта может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, «Орлан-10» может находиться в воздухе до 18 часов, максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров для уверенного приёма сигнала видеоаппаратуры.

Отлетав положенную программу, БПЛА вернулся в стартовый район и приземлился на парашюте.


Так же приземляется и «Орлан-10». На снимке видна надувшаяся «подушка безопасности».


После окончания полётов все отправляются мимо стартового КП в ангар.



Сборка, разборка, осмотр, укладка парашютов.



Всё, очередной полётный день закончен.

Какие классы беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний день вообще существуют и какие из них считаются наиболее приоритетными для нас?
В настоящее время концепцией развития беспилотной авиации, утверждённой министром обороны, определены следующие классы летательных аппаратов: комплексы малой дальности (ближнего действия), комплексы средней дальности и комплексы большой продолжительности полёта. Сейчас у нас полным ходом идёт производство и оснащение сформированных рот комплексами малой дальности (ближнего действия). Это комплексы «Орлан-10», «Леер», «Элерон», «Застава», «Наводчик-2» (состоящий из «Гранат-1», «Гранат-2», «Гранат-3», «Гранат-4») и комплексами средней дальности «Форпост». По комплексам большой продолжительности полёта ведутся опытно-конструкторские работы. Ожидаем, что в конце 2015 года опытные образцы поднимутся в воздух, будут проходить государственные и войсковые испытания. Если всё будет нормально и комплексы пройдут весь спектр необходимых мероприятий (в том числе и проверку в 929 лётно-испытательном центре на предмет соответствия заявленным лётно-техническим характеристикам), то новые разработки начнут поступать на вооружение формируемых подразделений беспилотных летательных аппаратов.
Как вы считаете, кому сейчас БПЛА нужнее всех? Российским Вооружённым Силам? «Силовым» ведомствам?
Я считаю — любому «силовому» ведомству «беспилотники» нужны, для многих они актуальны. Для чего? Это, прежде всего, сохранение человеческих жизней. Не надо идти на амбразуру грудью, стоит просто пустить БПЛА и посмотреть что впереди, спланировать дальнейшие мероприятия. Например? Сухопутные войска, охрана РВСН и артиллерии, корректировка огня. Десантирование ВДВ: на какие площадки с дальнейшим входом в бой высаживаемся, кто и что нас там ожидает. МЧС: любые чрезвычайные ситуации, пожары. 2 года назад Подмосковье горело повсеместно. Мы плотно работали непосредственно с администрацией: смотрели все площади, леса, предоставляли оперативные данные для направления пожарных вертолётов и машин МЧС. Работаем с миграционными службами: обращаются часто, просят посмотреть на какие-то участки или объекты с целью установления скопления мигрантов. Поднимаемся в воздух, смотрим, определяем, сколько людей и чем заняты, представляем данные. Проще говоря — беспилотная авиация нужна и востребована.
Наверняка Центр сталкивался с иностранными разработками в области БПЛА. На какой ступени развития находятся сейчас российские «беспилотники» по сравнению, например с США и Израилем?
По моей личной оценке и оценке других специалистов, сейчас мы отстаём от иностранных беспилотных комплексов лет на 10-12-15. Но не факт, что мы в кратчайшее время (года три-четыре, может быть пять), не обгоним наших коллег, у которых имеются такие летательные аппараты.
Есть ли какая-то специальная программа по изучению опыта иностранцев: что у них хорошо, что у них плохо, что можно позаимствовать?
Отдельной специальной программы нет, но ведутся аналитические работы, в том числе и нашим Центром. А это центр научно-исследовательских работ, где проводится анализ: как они обучают своих специалистов, на каком уровне, каким образом, как проводят войсковые типовые испытания. Проводятся в ходе командирской подготовки в Центре обзорные занятия, лекции. Мы делаем соответствующие выводы, ориентируемся на их программы, их мероприятия, производим, соответственно, корректировки в своих программах обучения. Так скажем, берём их опыт и внедряем частично в свою практику обучения наших подразделений, ну и что-то вносим совершенно новое. Что именно, я не буду говорить.
Расскажите, пожалуйста, о ваших курсантах. Каким вам видится идеальный курсант? Кого бы вы хотели видеть среди тех, кто приезжает на обучение?
Я так скажу — идеальных курсантов не бывает. Хороший курсант — это курсант, у которого есть огромное желание изучить определённый комплекс, научиться работать на нём. Приведу пример. Недавно (четвёртый или пятый набор) к нам приехало целое подразделение ВДВ во главе с товарищем капитаном. Уровень их подготовки — ниже среднего. Командир роты поставил задачу: все должны обучиться и получить удостоверения. Я наблюдал следующую картину: десантники сидели днями, ночами, спали два часа в сутки, но учили, дополнительные занятия проводили. И все успешно сдали выпускные экзамены, получили удостоверения и сейчас на высоком уровне эксплуатируют комплексы малой дальности. Всё зависит от желания человека.
Предпочтение отдаётся тем военнослужащим, у которых есть определённое образование, пускай среднее, среднее техническое, владение азами компьютерной грамотности и начальное представление о том, почему самолёты летают, а крыльями не машут. Что такое подъёмная сила, что такое воздушное пространство, ну и так далее. Обыкновенные минимальные знания. В дальнейшем курсанта ждут теоретические лекционные занятия, практические, групповые. Преподаватели полностью всё объясняют, рассказывают. Дальше курсанты изучают сами комплексы. Например, комплекс «Элерон» — он довольно простой в обращении, пилотировании и запуске. И обучиться на нём, я так думаю, легко может любой человек. Желание у человека должно быть. Бывает, что приезжают военнослужащие просто «отбыть номер», прогуляться, повеселиться. Это быстро становится заметно и такие курсанты просто отчисляются по неуспеваемости, по дисциплине или нежеланию учиться. Вот и всё.
Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам в плане знаний и умений?
Нет. За исключением комплексов средней дальности — это, например, комплекс «Форпост», который летает на удалении 250-300 км. Там необходимы специалисты непосредственно с авиационным образованием, которые окончили лётные училища, которые сами полетали. Пусть они списанные лётчики, списанные техники, но они ещё видят свою дальнейшую жизнь в армии, в полётах. Нужны операторы наведения, имеющие за плечами достаточный курс лекций по авиационной тематике. Есть комплексы и куда более серьёзные. Большая масса самолёта, сложные полётные характеристики, значительная дальность. Тут уже важно знать что-то о безопасности полётов, чтобы не было воздушных катастроф, инцидентов. В таком случае нет возможности обучить каждого.
Есть ли у вас какие-либо специальные требования к курсантам по здоровью, по физподготовке?
Тоже нет. Обучались даже люди, с так скажем, слабым зрением. Видели, что человек хочет учиться и по запросу вышестоящего штаба обучали. Трудится техником в управлении строительства. В прошлом году в потоке мы обучали женщин-техников БПЛА «Орлан». Я был удивлён, когда эти женщины в возрасте 48-50 лет приехали сюда обучаться. С ними здесь лично беседовал в кабинете: как вы видите своё будущее? Приехали они из ЗВО, Мурманская область. Они очень хотели служить, и командир поставил задачу: учитесь, будете летать. Я говорю: девушки, а вы хоть разбираетесь, где там свечи, где там карбюратор в двигателе стоит. Мы все изучим, товарищ полковник, все будем знать. На деле, когда на нашей учебной площадке в Воловичах был мороз, холод, эти девушки бегали за своим самолётом, носили его, запускали, чистили свечи. Мне было очень приятно, а они обучились и стали техниками. Так что физподготовки особой не надо, мы не спецназ, мы не войска, мы технические разведчики. Мы выполняем разведку, предоставляем заинтересованной инстанции те данные, которые она требует.
Есть ли у вас какая-либо возможность повлиять на разработчиков, например, прямо указать чего в комплексе не хватает, а что излишне?
Да, есть. Когда комплексы прошли государственные испытания и начинаются войсковые испытания, они все проходят через наш Центр. Разрабатываются специальные программы, методики. Утверждаются вышестоящим штабом. И мы начинаем работать. И если мы видим, что определённые характеристики комплексов не удовлетворяют требованиям воздушной разведки к современным беспилотным комплексам, мы это промышленности сообщаем. Производители всё внимательно изучают, и в дальнейших поставках они учитывают наши пожелания, требования и внедряют в жизнь. Пример — комплекс «Наводчик-2», где определённые недостатки были выявлены и сейчас над ними вплотную работают. В Центре есть специальные группы научно-исследовательской работы и войсковых испытаний комплексов, которые и занимаются этой проблематикой, выдвигают предложения и требования непосредственно для промышленности. Прежде, чем отдать что-то в войска, мы все комплексы поднимаем в воздух, смотрим на их качества. Только после этого комплексы уходят в войска, непосредственно в те подразделения, которые мы здесь уже обучили.
Касательно систем видео- и фотофиксации: что самое мелкое можно рассмотреть с «беспилотника»?
Да разное можно. Приведу вам пример. Приезжали к нам тележурналисты на съёмки. И столкнулся я с одним таким нехорошим оператором. Он говорит: а вот сможете вы меня найти с воздуха? Я говорю: постараемся вас найти. Он надел красную рубашку и убежал очень далеко, в траву. Но район мы знали. Запустили комплекс «Застава», минут восемь-десять пришлось поискать, и мы его обнаружили. Он даже своей видеокамерой снимал и показывал, что эти ребята его всё-таки нашли. В целом же, смотря какой БПЛА, но в среднем, при помощи инфракрасной разведки и тепловизора можно определить отдельного замаскированного человека. С помощью фото и видео — передвижение колонны, трёх-четырёх человек.
Комплексом «Форпост» на удалении 110 км ночью (это пример из практики) мы наблюдали движение утки с утятами по озеру, мы видели этих утят на самом деле. «Форпостом» выполняли специальные задачи, наблюдали как после нанесения авиаударов бандформирования раскалывались на группы и расползались в разные стороны. И мы считали сколько там людей, с чем они идут. Распознать АК-74 или ПМ возможным не представлялось, но «Муху» или «Стрелу» — да. Тут уже важн
|
|
</> |

Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Часть чего-то
Анатонны. Задание 42. Идиомы. Ответы
Германия 30-х гг. ХХ века на снимках Пауля Вольффа
Тверь. Галерея пейзажа имени Е. И. Зверькова. Основная экспозиция.
Что с фотохостингами???
15 ноября ● "Всероссийский день призывника", "День молочных коктейлей" и не
Про неприятное происшествие на борту авиалайнера рейса Маскат - Москва
Подводя итоги осени.

