Про бабок.
zina_korzina — 06.11.2010 — Общество- Авдотья Никитична - классический пример околоподъездной
бабульки.
1. Генезис. Итак, откуда же они взялись в таком несметном количестве? Для начала надо вспомнить историю сталинской индустриализации. В 1920-1930-е годы молодые пейзанки активно ломились в город и оседали в заводских общагах. По молодости лет они активно вливались в общественно-культурную жизнь - бегали с транспарантом «Долой Чемберлена!»; смотрели «Зорро» с участием Дугласа нашего Фербэнкса и танцевали фокстрот в ДК имени Бонча-Бруевича. Казалось бы, они полностью усвоили привычки городского жителя... Но. С выходом на пенсию, а иногда и раньше в них просыпался общинный дух предков - они почему-то начинали носить платки и цветастые юбки.
Они вспоминали понятия «светить кулич» и «покласть сахарок для домового». Они начинали кучковаться с такими же бабульками на предмет сидения на завалинке, то есть у подъезда. Теперь рассмотрим иной вид бабушек, так сказать, более аутентичный. Этих тёток взрослые городские дети «выписывали» к себе из деревни. Для чего и почему? Во-первых, многие люди испытывали чувство вины перед своими оставленными родителями и старались хотя бы так загладить свою вину. Из серии: «Мама, вам уже 70, о каких свиньях вы время говорите?! А у нас там унитаз финский и шесть ГДР-овских ковров! Один - даже на потолке!»
- Эти бабульки часто были единственными воспитательницами
детей в семье!
Но не всё было так идиллически. Ибо многие выписывали из деревни бабушек, дабы отдать им на воспитание внуков или даже - правнуков! Не секрет, что 90 процентов нынешних сорокалетних - именно бабушкины воспитанники. Родители вкалывали или хотя бы делали вид, что вкалывают. В детсткий сад отдавали далеко не всех детей - по самым разным причинам - от невозможности пристроить чадо поблизости от дома, до банального страха, что ребёнок там будет всё время болеть. Вот бабульки и получали себе утешение в старости, иной раз, очень даже сомнительное. А где бабка могла «перетереть» по поводу педагогических приёмов? У подъезда, с такими же страдалицами.
Помню, у моей подруги была классическая деревенская бабка, которая ходила в каком-то «в старомодном ветхом шушуне» и говорила «ужо», «надысь» и «фулюганы». И разумеется, она была почётным членом Клуба Околоподъездных Бабок. Многие также выманивали из деревни своих предков, чтобы с их помощью улучшить жилищную ситуацию - больше народу вписывается => больше метраж квартиры. Правда, иной раз, бабкам приходилось жестоко расплачиваться за свою наивность - зятья и даже родные сыновья делали их жизнь совершенно невыносимой. В общем, основной состав этой группы лиц имел явное деревенское прошлое.
- Бабушкин внук - устойчивый социальный тип эпохи
Застоя.
2. Носительницы традиционной морали. Что ставилось в вину этим самым бабкам? Их бесконечное подглядывание и приглядывание за окружающими. Всё это было ими вынесено из общинно-деревенских традиций - все отвечают за всех. Нет чужих детей, нет чужих забот и проблем. Все - в хороводе. Отсюда проистекает ностальгия некоторых современных людей - современная бабка конца 2000-х (бывшая шестидесятница с «бабеттой» и кульманом) не станет кричать на чужого ребёнка, чтобы он вылез из лужи. Потому что у неё городская мораль, построенная на здоровом индивидуализме - меня не трогают и я не трогаю.
А тем бабкам было непонятно, почему парень носит длинные патлы, а девка - страшные тёртые штаны. А ещё те бабки, помнившие, как порушенным девкам мазали ворота дёгтем, совершенно искренне осуждали девиц, которые бегали на дискотеки, целовались по подъездам, красили волосы пергидрольными перьями и так далее. Бабки всё это видели иными глазами. И осуждали, обсуждали, потому что в их картине мира осуждение стариков должно было сильно влиять на поведение молодых. Но не влияло. А только сильно-сильно злило.
3. Корпоративность. Бабки отличались редкостной сплочённостью рядов. Внутренние конфликты в их корпорациях были крайне редки и, в основном, касались внуков. Например, два внука подрались из-за вкладыша от жевачки! Тогда могли начаться военные действия с прибеганием в школу и со скандалами на всю лестничную клетку (к вящей радости остальных бабок). Но внуки - это было святое. Бабульки соревновались друг с другом в их упитанности, фирмовости и культурности. Они ими хвалились, как медалями.
Ещё бы! Это же были их детища, их креатуры. Родители что? Им некогда! Зато, когда было нужно дружно обсудить-осудить-подхихикнуть вслед, былые обиды забывались и вчерашние скандалистки заключали перемирие. Отдельная бабулька, сама по себе, была никому не страшна (за исключением особо харизматичных типажей). Поэтому бабки были всегда сильны именно своей корпоративностью. В их среде были свои лидеры, свои ораторы и свои идеологи. Иногда все три роли выполняла одна и та же бабка-вождь, она же босс-координатор Клуба.
4. Места дислокации. Помимо околоподъездных лавок, бабушки массово обитали в очередях, особенно, в продуктовых. Находясь в очереди, они быстро знакомились, если являлись членами разных «клубов» и это мимолётное знакомство (в ожидании колбасы) часто становилось причиной для дальнейшей дружбы. Кроме того, заседания клуба часто проходили на детских площадках, близ резвящихся внуков. Часто корпорации бабок вступали в конфликт со стихийными (или более-менее сплочёнными) группами алкашей, которым тоже очень нравились детские площадки...
- В общем, сейчас таких бабок практически не осталось. Есть,
конечно, слабые подражательницы, которые на излёте Застоя были
сорокапятилетними девочками, так сказать, начинающими юниорками.
Бабульки часто начинали привлекать в свои ряды подходящие кадры -
«приличных женщин» с тяжёлыми сумками и громкими голосами. Они,
конечно, могли набраться мудрости от клубных матрон, но это всё
было уже не то... «Не будет того эффекта!» - как говорил
товарищ Бендер. Не будет.
- Давний френд todesser дал хорошую ссылку в тему: ТЫЦ!