рейтинг блогов

Про Архангельск

топ 100 блогов anna_bpguide08.10.2024 Про Архангельск

Полжизни (нет, уже меньше половины) я прожила в Северодвинске и в Архангельск, стало быть, приезжала нередко. Но рассказать о нём у меня никогда не получалось. Текст Григория Ревзина – оправдание этой немоты. Похоже, в этом городе отсутствует как раз то, о чём полагается говорить, то, чего от рассказчика ждут.
Ну и выражение «Архангельск, колонизованный Северодвинском» – это, конечно, сильно.


Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев. В зимних туманах проступают смутные очертания неясно чего, воет метель, пустыни замерзших вод и мерзлые болота по берегам — словом, тут начинается Арктика, прекрасней которой для небольшой группы ее любителей нет ничего на свете. И тут стоит аккуратный, компактный, благополучный город, в котором все как-то хорошо.
*
Этому городу 400 лет, но в нем нет зданий, интересных с точки зрения качества архитектуры, что для такого возраста удивительно. Есть несколько представляющих исторический интерес николаевских построек XIX века, мрачноватых, протяженных и приземистых, есть несколько подворий в русском стиле, причудливый конструктивистский почтамт, несколько сталинских общественных зданий, но это все то, что называется «фоновая застройка»,— нет ни одного выдающегося произведения архитектуры. Это в самом деле удивительно. Игорь Грабарь сказал об Архангельске, что он «входит в список тринадцати наиболее достопримечательных городов-музеев», Владимир Немирович-Данченко пишет: «ничего не может быть эффектнее зрелища, представляемого Архангельском с Двины». Но это дореволюционные впечатления. «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства…» — записывает один из основателей русского евразийства экономгеограф Петр Савицкий, и с тех пор ситуация не изменилась.

Город некоторым образом уничтожен, не войной, а собственным энтузиазмом. Архангельск был создан на одном приеме. Больше 95% застройки было деревянной, это дома не выше двух этажей, немногочисленные кирпичные следовали тому же высотному регламенту. Над ними возвышались храмы. Это стандартный принцип застройки русского провинциального города XIX века, но здесь в силу того, что весь город был вытянут в одну линию вдоль реки, чередование высотных доминант и фоновой застройки приобретало очень отточенные, выверенные формы. Надо учитывать, что в XIX веке этот вид дополнялся большим количеством парусников, повторяющих ту же тему — горизонтали кораблей и вертикали мачт. Это парадный портрет русского города, поставленный перед гигантским зеркалом Двины. Тут было чем восхищаться.

В 1926 году в городе было образовано отделение Союза воинствующих безбожников, которое взялось за дело весьма рьяно, образовав ячейки на всех предприятиях и во всех учебных заведениях города. В 1929 году им удается снести Свято-Троицкий кафедральный собор, а дальше начинается последовательное уничтожение всех церквей города (больше 20). Это, пожалуй, наиболее успешное в России наступление воинствующих безбожников на собственный город.

Силуэт был потерян, но его безголовое тело — массовая деревянная застройка — еще оставалось. Судя по проспекту Чумбарова-Лучинского (пламенный революционер, прибывший в город после окончания интервенции Антанты в 1920-м, успевший основать местный Пролеткульт, стать делегатом Х Съезда РКП (б) и погибнуть в 1921-м при штурме Кронштадта), это была небезынтересная застройка. Этот проспект был задуман в 1983-м как аналог московского Арбата, здесь оставили несколько деревянных домов, хотя в основном заменили их новоделами, перевезли сюда два деревянных здания из других частей города (Коммерческое собрание с Троицкого проспекта и дом лесопромышленника Чудинова) и получили музей старого Архангельска.

Его из лучших чувств добил Никита Сергеевич Хрущев, посетивший город в 1962 году, после чего в городе пошел массовый снос деревянных домов и строительство типовых пятиэтажек (а потом девятиэтажек). Опять же это одна из самых убедительных побед социалистического строительства над историческим наследием: снесено все, в пределах исторического центра жилые здания до 1962 года постройки можно пересчитать по пальцам.
*
Казалось бы, при таких исходных данных настроением города должен быть плач по утраченному. Так вот, в ряду русских исторических городов Архангельск резко выделяется тем, что этого нет и в помине.
*
Странный город, и именно эта странность и является в нем самым знаменательным и интересным делом. Очень чистый, благоустроенный (с газонами и садами камней, находящимися, правда, большую часть времени под снегом), какой-то не по-русски ухоженный.
*
Это интеллигентный город, на лицах прохожих лежит, так сказать, печать высшего образования, здесь много студентов, причем и иностранцев — в медицинской академии обучаются две тысячи индусов-стоматологов, что в арктическом пейзаже создает сильный эффект зарубежности. Все, что определяет город — магазины, кафе, рестораны, общественный транспорт, бульвары, стадион,— более чем прилично, сплошное морозное процветание новой стабильности.

В какой-то момент начинаешь недоумевать, а как так может быть. Это же портовый город. Развивался он рывками, под общегосударственные задачи, причем государство всякий раз, взяв его в оборот, потом бросало на произвол судьбы. Так было при Петре, памятник которому работы Марка Антокольского стоит на набережной (копия таганрогского памятника, но при этом именно этот экземпляр украшает 500-рублевую купюру),— Петр сначала решил сделать Архангельск главным портом России, а потом запретил торговать через него и перенаправил товары в Петербург. Так было при Александре I, когда Архангельск вдруг сделался главным портом России из-за континентальной блокады Наполеона и так же скоропалительно перестал им быть. Так было в Первую мировую, когда грузооборот порта вырос в тысячу раз, ну и, разумеется, полностью прекратился после окончания Гражданской войны и интервенции. Так было во Вторую мировую, когда это был один из главных портов ленд-лиза. Город же должен нести в себе следы этих судорог напряжения и паралича — где все это? Большевики, когда посносили храмы, превратили Архангельск в «главную лесопилку страны» (весь лес шел на экспорт) — упомянутый обелиск народам Севера на площади Ленина украшен барельефом с довольно редкими для скульптуры мотивами лесоповала. Ну и где эта всесоюзная лесопилка? Ничего нет, ровное брежневское процветание.

У этого города уникальная морфология. Фактически это три города — сам Архангельск, Северодвинск и Новодвинск. Новодвинск, бывший Ворошиловский,— это и есть бывшая всесоюзная лесопилка. Это советский моногород, жизнь которого подчинена целлюлозно-бумажному комбинату. Северодвинск — это бывший Молотовск, это ОАО «ПО «Севмаш», главная база строительства многоцелевых атомных подводных лодок России. Это тоже советский моногород, только оборонный, и, хотя в связи с известной невостребованностью подводных лодок в текущем военном конфликте сейчас в нем ощущается некоторая депрессивность, своим процветанием Архангельск обязан именно ему. Каждая лодка стоит на порядок дороже всего Архангельска, и это такое предприятие, которое как раз и требует очень образованного и квалифицированного населения с высоким уровнем доходов. А Архангельск расположен между Северодвинском и Новодинском, и в нем нет промышленности, нет брошенных промзон, желдорпутей, недостроенных цехов, пустых складов, ржавой колючей проволоки и т. д.— ничего, что составляет мертвое тело советского проекта. Только жилье, институты и общественные здания.
*
Но в Архангельске нет микрорайонов. Тут сохранилась екатерининская планировка, он нарисован как великолепный парк с центральной площадью вокзала и расходящимися от нее лучами, идущими к набережной Двины. И когда здесь снесли все церкви и все деревянные дома, то пятиэтажки стали вдоль линий проспектов, сохранив все перспективы и театральные эффекты барочного ансамбля. Можно сказать, что этот город — это Архангельск, колонизованный Северодвинском. Цивилизация, умеющая создавать атомные подводные лодки и всю себя организовавшая под этот невероятно сложный навык, взяла старый русский город и перестроила его под себя.

Полностью: Портреты русской цивилизации: Архангельск (kommersant.ru)
Фото: Post #14506 - Архангельский Кот (@nordcat)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Автор: Игорь Плюснин  — Общественная служба новостей — ОСН Современная история Украины является ярким примером упущенных возможностей. Так прокомментировали День ...
Поляницу не смогли выговорить? 33-летний украинец избил на юге Франции двух украинок приняв их за русских, а они стуканули на него, посчитав, что их избил русский . Мужчина отслужил в своё время в украинских спецслужбах и ушел в середине 2010-х в отставку из-за проблем со ...
     У меня какие-то невероятные рекорды! Я научилась наконец (к 32 годам) качать музыку из интернета, и залила теперь себе на айфон всякой музыкальной красоты. Поняла, каким образом нужно закачивать на айпад кино (это вообще мне далось с ...
     «Хрущевская оттепель». Вот когда самое время было Ивану Добробабе начать ходатайствовать о своей реабилитации, если он действительно был одним из 28-панфиловцев и считал себя несправедливо осужденным. Даже если бы ему отказали в реабилитации (что для тех времен – ...
Китайские власти отменили визовый режим для российских туристов при посещении острова Хайнань. «Начиная с 1 мая 2018 года в отношении туристов из 59 государств будет применяться безвизовая политика в рамках поддержки и всестороннего углубления политики реформ и открытости в провинции ...