Призраки. Чак Паланик.
chto_chitat — 05.01.2010 Дочитала вчера "Призраки".Захватывает. Шокирует. И заставляет подумать о многом.
Первое, что хочется отметить, это чтение не для всех, как "другое" кино, на любителя. Чтобы такое читать, надо обладать некой интеллектуально-психической подготовкой, иначе шок заставит бросить, и ничего кроме ужаса и отвращения после этой книги у читателя не останется.
Вообще, постмодернизм это далеко не Чехов :-) Кто приемлет только классику - это не для вас.
В 19 веке, и даже в 20 литература была просто литературой. Художественным повествованием с какой-либо моралью.
Сейчас книга отчасти занимает место религии, психологии, социологии, культурологии в том смысле, что какими-то своими гранями дает соответствующий опыт и подталкивает к размышлениям и переживаниям в этих сферах. А морали вообще практически не осталось, ни в книгах, ни в жизни.
Сюжет "Призраков" в том, что группа творческих деятелей (писатели) собираются на три месяца в замкнутом пространстве какого-то таинственного театра, оказавшись во власти одного мистификатора. Собираются, чтобы вдали от суеты написать свое главное произведение. Но в реальности - в изоляции от внешнего мира они попадают в сложную ситуацию, где нужно выжить любым способом и построить отношения в этом микромире.
Напомнило где-то Голдинга "Повелитель мух". Люди, куда бы они ни попали, везде строят один и тот же мир, основанный на конфликтах и драматизме.
Каждый из участников рассказывает сообществу свою историю. Истории шокируют. Это все, конечно, сюр, но сюр крайне реалистичный. Это абсурд, который едва ушел от действительности, он просто чуть более выпуклый, чем действительность, суть более наглядный и жесткий, но никакой фантастики, все это могло бы быть.
В одной из историй рассказывается о женщинах, испытавших насилие и унижение со стороны мужчин, эти женщины собираются в кружок, чтобы поделиться своими драмами. И по ходу дела они же совершают насилие и унижение над человеком, попавшим в их круг. Читая это, сразу понимаешь, что так оно и есть. Есть возможность - есть насилие.
Может быть, сама жуткая история - про полицейских, которые расследуют преступления против детей на сексуальной почве. Выясняется, что они и сами не против втихую, безнаказанно сделать то же самое, что делают педофилы.
Выхода нет. Насилие органично и логично вписывается в эту реальность.
Когда у писателей кончается еда, - они начинают есть друг друга.
при этом они мечтают о том, что когда их выпустят, они станут известными и богатыми, потому что эта их история, наполненная ужасами, выйдет на первые полосы газет и займет все каналы ТВ.
Они любят свои кошмары, потому что рассчитывают потом получить за них огромное вознаграждение.
Читать все это достаточно омерзительно, но невозможно оторваться.
В конце автор создает еще одну провокационную ситуацию: ученые открыли райскую планету, куда попадают души людей после смерти. И начинается волна суицида, так называемая эмиграция, и это в масштабах всего человечества! Там есть место и юмору, хотя от такого юмора становится жутко.
И вот двое детей, Адам и Ева, отказываются эмигрировать в рай.
Все начнется заново. Мир опять займется своими конфликтами и трагедиями, потому что больше не умеет ничем заниматься.