ПРИЗРАК ФУРЦЕВОЙ БРОДИТ ПО КРЫМУ

топ 100 блогов Ринат Шаймарданов — 09.08.2011

 Министр культуры АР Крым Алёна Плакида планирует перевести Крымскую филармонию на хозрасчет

  В настоящий момент "Крымская филармония" - это крупнейшая концертная организация не только в Крыму, но и в Украине. В штате учреждения - 327 сотрудников, из которых более 200 - артистический и художественный персонал.Как оказалось, все эти годы Крымская филармония делала всё не то и не так.

Артисты и музыканты занимались пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, фестивалями – в общем, чем угодно, кроме зарабатывания денег для державы.  Люди пели и плясали за казённый счет – то бишь, сидели на шее у государства, не принося ему дохода, как, например, «Криворожсталь» или донецкие угольные шахты.

Пришла пора положить конец этому беспределу. Филармония из бюджетного предприятия должна превратиться в хозрасчетное и начать наполнять крымскую казну живыми деньгами.

Примерно такую позицию заняла Министр культуры АРК Алена Плакида.

«Сегодня мы анализируем все те показатели, которые свидетельствуют об эффективной работе, прежде всего, филармоний (!) и театров. Наша задача, проанализировав их деятельность, увидеть, как они будут развиваться в дальнейшем, потому что наша задача – вдохнуть жизнь в те учреждения культуры, которые находились в застойном состоянии» - заявляет свежеиспеченный министр культуры, ранее занимавшаяся вопросами регуляторной политики и предпринимательства и окончившая политех по специальности экономист-менеджер.

Далее Алена Плакида сообщает, что намерена перевести Крымскую филармонию на хозрасчет. То есть, филармония должна будет не только зарабатывать деньги на своё существование, но и пополнять крымский бюджет налогами.

На сегодня вся бюджетная дотация Крымской филармонии покрывает только фонд заработной платы. Все прочие расходы на свою деятельность покрывает сама филармония - костюмы, транспорт, на изготовление и расклейку афиш,  аренду залов, рекламу.

Однако в одночасье превратиться в предпринимателей и начать зарабатывать деньги еще и на зарплату и налоги артисты уже не смогут. Задача работников культуры – нести в массы искусство, а не содержать государство.  Это понимают во всем мире, и во всем мире академическая культура дотируется государством – без вопросов и без надрывных стенаний о тяжести культурного бремени.

СПРАВКА:

С 2009 года является слушателем Крымского юридического института Одесского государственного университета внутренних дел.

Начала свою трудовую деятельность в сентябре 2001 года экономистом электрических сетей Феодосии ОАО «Крымэнерго».

С ноября 2010 по февраль 2011 возглавляла министерство по делам семьи, молодежи и спорта АРК.

С февраля 2011 года  переведена на должность заместителя министра по делам семьи, молодежи и спорта АРК.

С апреля 2011 по июль 2011 года занимала должность первого замминистра культуры АРК.

С 14 июля 2011 года – занимает должность министра культуры АРК.

 

Алену Плакиду понять можно – менеджер-экономист привык, что предприятие должно приносить прибыль. Она знает, что такое хозрасчет, она знает, что такое доходная и расходная часть, она имеет понятия о диверсификации производства и прочих тонкостях производственно-инженерного менеджмента.

Проблема в том, что филармония – не завод, а учреждение культуры в уставных целях не ставит задачей получение прибыли.

Так же, как не ставит задачей получение прибыли школа, детский сад, приют для бездомных и многие другие организации, главной задачей которых является не погоня за деньгами, а сохранение в обществе человечности – понятия, отделяющего людей от животных. Да, в школах собирают с родителей деньги – но не ради прибыли, а ради выживания школы, которая не получает должного финансирования от государства. Да, филармония зарабатывает деньги – но не в том объеме, который позволяет достойно существовать её работникам.

Как вы думаете, сколько денег заработает министр культуры АРК Алена Плакида, если возьмёт в руки скрипку  и выйдет с ней на улицу? Наверное, не очень много – раз она этого до сих пор не сделала и довольствуется скромной зарплатой министра культуры. Но именно это – скрипку в зубы и на тротуар - она предлагает сделать артистам Крымской филармонии, предлагая перевести её на хозрасчёт.

 

Немного философии

Поп-культура и культура академическая – разные культуры. Соответственно – разные цели, задачи. Соответственно – и разные деньги.  

Поп-культура – это чистой воды бизнес. Производство быстро- и много продаваемого продукта – песенного, танцевального, игрового.

Для продажи больших объемов нужно много потребителей.  Поэтому поп-культура идёт на поводу у животных инстинктов – стадности, сексе, агрессии – дающих максимальный «выхлоп» в плане привлечения толп народа. Поэтому она проста,  бездумна и популярна. Для игры на базовых инстинктах - и «блестящая жизнь» отдельных  поп-звезд и ансамблей, поражающая воображение невежественных обывателей, не понимающих, что весь этот напускной блеск – обычная рекламная мишура.

 Культура академическая призвана развивать и совершенствовать не инстинкты. Задача академической культуры – вырастить человека в духовном плане,  поднять его на качественно иной уровень. Уровень духа, уровень восприятия, уровень осознания – музыки, вокала, игры, себя, мира…

«Когда поэзия есть, многие её не замечают. Но когда поэзии нет – люди начинают задыхаться» - сказано о поэзии, но с полным на то основанием может быть отнесено и к опере, и к классической музыке и к академической культуре в целом.

Это сложно. Это не всем доступно. Это трудно понять. Поэтому толп обезумевших фанатов академическое искусство не имеет.

Соответственно – не имеет и такого объема финансовых потоков, как массовые поп-шоу, единственной целью которых является сбор денег у населения.

В этом заключается разница между поп-культурой и культурой академической.

Эту разницу  следует понимать. Эту разницу следует чувствовать. Этой разницей следует руководствоваться, развивая обе эти культуры, которые востребованы обществом в разной степени – но очень большой вопрос, какая из них для общества важнее.

 

Новые направления деятельности

 «Пока мы не видим принципиально новых направлений, которые могут быть у филармонии, но я надеюсь, что к концу года будут сформированы новые предложения» - заявила журналистам Алена Плакида.

Это заявление – заявление менеджера-производственника. Завод, выпускающий гайки, легко может выпускать шайбы. Деревообрабатывающий цех  сегодня может выпускать столы, а завтра – стулья. Или штакетник, если на него пойдет спрос. 

На музыкальных инструментах, в принципе, тоже можно играть разную музыку. Барабан одинаково востребован как в симфоническом оркестре, так и на поп-сцене. И труба, и скрипка…

Проблема не в инструментах, а в людях. Академический вокалист не поёт попсу, если его фамилия не Басков. Симфонические оркестры не играют на свадьбах. На сценах академических театров не исполняют стриптиз.

Какие же новые направления могут быть у филармонии, если сама министр культуры этих направлений не видит, но бодро обещает запустить их в дело к концу года?

Можно пофантазировать насчет выступлений симфонического оркестра топлесс, обслуживания корпоративов пьесами Шекспира, приватным балетом с последующей игрой на чьём-нибудь «гобое» в ночных клубах… но это уже не будет филармонией. Это будет называться другим словом. Как называется другим словом любой предмет, исполняющий несвойственные ему функции. Молоток, которым проломили голову, из орудия труда превращается в орудие убийства. И в такое же орудие убийства может превратиться перевод на хозрасчет – если вместо производственного предприятия его применить к учреждению культуры.

Нет и не может быть у филармонии иных направлений деятельности, кроме как возвышать людей искусством.

«Основной целью создания и деятельности Филармонии является организация и проведение культурно-массовых зрелищных мероприятий, осуществление музыкально просветительской  деятельности с целью повышения культурно-эстетического уровня населения и, в первую очередь – молодого поколения, проведение выступлений художественных коллективов, исполнителей» - сказано в уставных документах Республиканской организации «Крымская филармония». Но в этих документах не сказано, что филармония должна делать это за свой счет. Иначе – зачем тогда нужно государство? Исключительно для содержания чиновников?

Весь прогрессивный мир знает, что без истинного искусства, духовного академического воспитания, любая нация, любой народ, любой социум  достаточно скоро превращается в орущее, жрущее и пускающее слюни  быдло. Без вариантов. 

Пропаганду классической музыки, в первую и единственную очередь, осуществляет в Крыму Академический симфонический оркестр Республиканской организации «Крымская филармония», который в этом году отметит свое 75-летие. Но высокая музыка и академическое искусство несовместимы даже со словами «креативненько» и «смекалисто», которые так  любит повторять крымский министр культуры.

При этом Алена Плакида почему-то не озвучивает, что главной задачей Министерства культуры АРК, является поддержка и развитие искусства, которое поддерживалось даже в период Великой Отечественной войны – а вовсе «хозрасчётное» решение финансирования Республиканской организации «Крымская филармония».

Уже упомянутая статья 26 Закона Украины «О культуре» предусматривает следующие источники финансирования учреждений культуры:

«1. Расходами на содержание учреждений культуры являются:

            - средства государственного и местных бюджетов;

            - средства, получаемые от ведения хозяйственной деятельности  оказания платных услуг;

            - гранты, благотворительные взносы, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;

- другие не запрещенные законодательством источники.

2. Учреждения культуры общегосударственного и местного уровня базовой сети в зависимости от формы собственности содержатся или получают финансовую поддержку соответственно за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, других местных бюджетов, а также средств учреждений, организаций, граждан и их объединений.

Частные учреждения культуры финансируются их учредителями».

Крымская филармония – не частное предприятие, поэтому не может финансироваться за счет учредителей.  Но, как видно из положений закона, для содержания учреждений культуры можно использовать достаточно много источников, первыми из которых названы государственный и местный бюджеты. 

А раз так…

Почему вся «забота» о Крымской филармонии сводится к урезанию зарплат артистов и упорным попыткам перевести филармонию на хозрасчет – вопреки всем положениям и нормам законодательства?

Если содержание филармонии непосильно для бюджета АРК – почему бы министру культуры АРК не пробить дополнительное финансирование из Госбюджета Украины?

Если закон позволяет привлекать для финансирования учреждений культуры благотворительные взносы и гранты – почему бы Министерству культуры АРК не разработать и не реализовать программу по привлечению спонсоров для филармонии?

Почему бы не сделать еще много чего, что позволило бы обеспечить нормальное финансирование филармонии – как это было в течение 72-х лет до Алены Плакиды?

То есть – почему бы не начать выполнять обязанности Министра культуры АРК, а кризис-менеджера?

Ответ на эти вопросы прост: для этого нужно работать. И работать в поте лица.

А зачем трудиться, когда можно просто отписать бумажку с приказом о хозрасчете и умыть руки? Мол, хочешь выжить – учись делать деньги.

А как же высокое искусство?

Да не переживайте вы за искусство!  

Кадры решают всё

Бывали времена, когда финансовые возможности государства  было не в пример слабее, нежели сейчас.  Например, в 1944 году, когда шла ещё война, но в освобождённом Крыму нашли средства на возобновление деятельности филармонии. Были 90-е годы прошлого века, когда рушился Советский Союз и рождалась Украина – но даже в неразберихе и безденежье юного  государства находили средства на искусство.

Почему ТОГДА финансы были, а СЕГОДНЯ их вдруг не стало? Украина сегодня живёт хуже, чем в 1944-м? Вряд ли…

Дело не в финансах. История с Крымской филармонией – проблема не столько финансовая, сколько кадровая. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…» - сказано еще в позапрошлом веке.

Кухарка не может управлять государством. История это доказала.

Рыба должна жить в воде. Менеджер-экономист должен управлять производством. Культурой должен заведовать  специалист в области культуры. Это – аксиомы. Их нарушение возможно – но тогда не будет результата, или результаты будут плачевными. Что мы и наблюдаем в конфликте между Крымской филармонией и Министерством культуры АРК.

История Крымской филармонии показывает, что это учреждение культуры заслужило право на существование и финансирование в той форме, в которой оно осуществлялось в течение более чем семи десятков лет. В свою очередь, 4-хмесячный срок пребывания менеджера-экономиста Алены Плакиды в сфере культуры вряд ли позволил ей стать столь крупным специалистом в этой области, чтобы лихо ломать многолетние традиции и рассчитывать при этом на положительный результат.

Спору нет – новые времена, новые веяния. Но хочется вспомнить генералиссимуса Суворова, который во время военных походов жил, ел и пил вместе с солдатами, перенося наравне с подчиненными все тяготы армейской жизни. Это позволяло ему точно знать реальные возможности людей и соотносить с ними свои стратегические планы. Такая тактика позволяла генералиссимусу выигрывать самые безнадежные баталии.

Так может быть, следуя примеру графа Суворова, министру культуры АРК стоит вначале перевести на хозрасчет своё министерство и себя лично – а уже потом тиражировать удачный опыт на подведомственные учреждения культуры?

Ринат Шаймарданов

СПРАВКА:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Музыкант заявил что именно директор AppleApple Стив Джобс убил шоу-бизнесс а воплотил он это с помощью Айтюнс. Джон считает, что до сервисов, прослушивание было суперской. Слушатель погружался в чувства и еще чувствовал музыкальную композицию. ...
Краткое содержание предыдущей части: при сильном нагреве некоторые вещества начинают ярко светиться. Этот эффект кандолюминисценции может быть использован в освещении путем нагрева хлопчатого колпачка, пропитанного солями редкоземов, горелкой типа бунзеновской. Несмотря на определенные ...
Т умблр - фото ...
Вечная история. Чуть не сказала "Банк "Империал"( если кто-то помнит). Десять минут до закрытия магазина. Обычный дискаунт в относительно приличном районе. То есть не рабочая окраина, но и не Белгравия, если мы проводим аналогию с Лондоном. В очереди на кассу трое. Очень эффектная пара ...
В японском городе Никко, префектура Точиги, в парке развлечений ‘Tobu World Square’ открылась необычная выставка. На ней представлены строения в масштабе 1:25, включая 45 копий зданий и построек, которые числятся в списке всемирного наслединя ЮНЕСКО. ...