Призрачное очарование свободы
shlomo_zimerman — 16.11.2023Шалом, мой Дорогой Читатель! Существует ли свобода на самом деле? Бывают ли полностью независимые государства? Стоит ли борьба за свободу миллионных человеческих жертв? В контексте этих вопросов стоит вспомнить о первом иудейском восстании, которое, конечно же, было далеко не первым.
Печально известный перебежчик и единственный оставшийся в живых еврейский историк своего времени Иосиф Флавий пишет, что "[Еврейская война] была величайшей не только из войн нашего времени, но, насколько дошли до нас сведения, почти из всех, которые когда-либо вспыхивали между городами или нациями". Двадцать тысяч евреев, убитых за час, римская армия, разгромленная вооруженными ножами фанатиками, гражданские войны, несколько императоров, чума, голод и города, стертые с лица земли, - все это лишь небольшой перечень бедствий и разрушений, которое потрясли тогда большую часть древнего мира. Только во время осады Иерусалима, по оценкам, погибло 1,1 миллиона человек, и еще многие были обращены в рабство или жестоко казнены после падения города.
В 66 году н.э. прокуратор Флор потребовал от Иерусалимского храма 17 талантов, или 51 000 шекелей, что вызвало огромное возмущение и мятеж. Разношерстная группа вооруженных ножами сикариев перебила весь римский гарнизон Масады. В отместку римское правительство организовало казнь двадцати тысяч евреев за один час в городе Кесария - лишь один пример многих актов насилия, совершенных в самом начале восстания. Таким образом был заложен фундамент для дорогостоящей и эпической восьмилетней войны, которая в конечном счете поставит еврейский народ на грань уничтожения.
Несмотря на всеохватывающие потрясения с обеих сторон и гражданскую борьбу, охватившую различные еврейские группировки во время войны, чеканка еврейских серебряных монет, выпускавшихся вплоть до разрушения Иерусалима, была удивительно последовательной и отличалась высоким качеством.
Этот шекель несет национальную символику, используемую еврейскими повстанцами, с изображением чаши Омера, применяемой в храмовых обрядах, и того, что обычно описывается как ветка с тремя гранатами. Как и гранаты, они служат символами священнического сословия Иерусалима, но недавно была возрождена более старая интерпретация, в которой изображенный предмет понимается как чудесный жезл Аарона из миндального дерева. Согласно библейским повествованиям, этот жезл превратился в змею, когда Моисей потребовал от фараона свободы порабощенных израильтян, а позже пророс и расцвел в знак того, что род Левия должен был предоставить священников для богослужения. Если эта интерпретация верна, то "гранаты" на самом деле являются цветочными бутонами.
Шекели пятого года Иудейской войны (на фото) на сегодняшний день являются самыми редкими и легендарными. Эта монета, скорее всего, была отчеканена на территории Иерусалимского храма из серебра, полученного из тирских серебряных шекелей и полушекелей, которые долгое время собирались в качестве ежегодной дани со взрослых евреев мужского пола по всей Иудее и Диаспоре. В 5-м году, когда Иерусалим был осажден, другого источника серебра быть не могло. Интересно, что тирские монеты, по-видимому, были переплавлены и отлиты в новые заготовки для выпусков, посвященных еврейскому восстанию, поскольку нет никаких признаков перечеканки.
Удивительным фактом в отношении монет пятого года является то, что они были отчеканены в последние четыре месяца войны евреев против римлян. В то время чеканка бронзовых монет полностью прекратилась. В те трудные дни в Иерусалиме больше не велась обычная деятельность, такая как торговля и производство товаров, и, таким образом, не было необходимости продолжать выпуск этих монет. С другой стороны, серебряные шекели все еще были важным фактором в Священном городе из-за их ритуальной ценности.
Эти серебряные монеты были одинаковыми по весу, чистоте, форме и яркости и гравировка штемпелей была лучшей в истории Иудеи. Даже помимо превосходных стандартов производства, соблюдавшихся во время этого период, это была переломная эпоха в истории еврейской чеканки монет, поскольку ни Селевкиды, ни римляне ранее не разрешали евреям выпускать серебряные монеты. Как и бронзовые выпуски этого времени (которые были выпущены отдельной и более радикальной политической партией), эти монеты прославляли независимость евреев, воплощая в жизнь мечту об Иудее, освобожденной от гнета иностранных завоевателей.
|
</> |