Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

топ 100 блогов engineering_ru07.12.2017 Как ни крути, а стабилизатор самолёту нужен.
Для некоторых любителей авиации дальнейшее будет откровением, но я всё же скажу.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737


Так вот - Стабилизатор дует вниз!

Итак.
Как ни странно, но подъёмная сила стабилизатора направлена вниз.
Крыла - вверх, а стабилизатора - вниз.
Это сделано для балансировки самолёта.
Потому что подъёмная сила (ПС) крыла приложена сзади центра масс. И она направлена вверх, а потому создаёт пикирующий момент.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Поэтому стабилизатор - как маленькое перевёрнутое крыло - имея более выгнутую поверхность снизу, создаёт силу, направленную вниз, и в полёте компенсирует пикирующий момент от крыла своим кабрирующим моментом.
Именно поэтому на больших самолётах размещают в стабилизаторе дополнительный топливный бак и создают этой массой силу, частично разгружающую стабилизатор и бесплатно помогающую балансировать самолёт в продольном направлении (на небольших самолётах вроде Boeing-737 и Airbus-320 таких баков обычно нет).
Также для разгрузки стабилизатора могут служить и двигатели, расположенные в хвостовой части.
Но тут есть одна опасность. Так как масса этих двигателей не зависит от аэродинамики, а значит, и скорости полёта, то при уменьшении скорости они будут тянуть хвост вниз, но крыло тянуть вверх не будет. А это чревато превышением безопасного угла атаки, невозможностью разгона самолёта и критической потерей скорости со сваливанием в плоский штопор. Что и произошло на Ту-154 в 2006 году под Донецком. Поэтому иметь стабилизирующее воздействие от аэродинамических сил полезнее: при его потере у самолёта с самым распространённым расположением двигателей - на пилонах спереди крыла - сама собой возникает сила, опускающая нос и разгоняющая скорость.

Однако мы отвлеклись.
У нас имеется стабилизированный самолёт, да?
Почему бы так и не летать с жёстко закреплённым стабилизатором, изредка толкая штурвал или немножко подтягивая на посадке?
Потому что есть ещё несколько причин.
Так как всем нам хочется летать быстро, то для этого нужно тонкое (сверху вниз) и узкое (спереди назад) крыло.
Но нам также хочется приземляться не на сверхсветовой скорости, а медленно и вальяжно. А для этого нужно толстое, широкое и кривое крыло.
Поэтому придумали закрылки - это часть крыла, выдвигающаяся назад и вниз, увеличивая площадь крыла и его кривизну спереди назад. Они позволяют увеличить подъёмную силу на малых скоростях полёта.

Всем хороши закрылки. Захотел - вывалил. Захотел - убрал.
Но.
При выпуске закрылков центр давления крыла смещается заметно назад. И неподвижный стабилизатор не может уже сбалансировать самолёт.
Поэтому пришлось делать стабилизатор поворотным.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
По рисунку - стабилизатор крепится шарнирно в двух задних точках к фюзеляжу.
А передняя точка крепления может перемещаться вверх и вниз.

Перемещается стабилизатор обычно винтовым подъёмником.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Установлен он в негерметичной части фюзеляжа, сзади гермошпангоута, которым заканчивается салон.
Приводится на 737 он тросовой проводкой, тянущейся через весь аэроплан к кабине пилотов.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Пилоты управляют стабилизатором, нажимая клавиши на рогах штурвала.
Также стабилизатор приводится в действие автоматически при сильном отклонении штурвала на пикирование или кабрирование. Когда система понимает, что запаса управления рулём высоты не хватает для выполнения нужного манёвра.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Схемка привода стабилизатора.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
В приводе есть электромагнитные муфты, фиксирующие последнее положение привода, и расцепляющиеся для его вращения при подаче питания. Они, и система управления вообще, питаются постоянным 28 В. Моторы - от переменки.

Индикация положения стабилизатора для пилотов есть на стойке управления - это шкалы по бокам, где зелёным обозначена зона взлётного диапазона положений.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Справа внизу фотки видны два тумблера.
Они нормально замкнуты во включенном положении и предохранены от размыкания упорами.
Эти тумблеры позволяют отключить управление стабилизатором в нештатной ситуации. Левый - от пилотов, правый - от автопилота. Например, если залипнет тумблер на рогах пилота, и стабилизатор будет перемещаться в одну сторону безостановочно.

Для резервного управления стабилизатором по бокам стойки управления есть два барабана - возле колена КВС и 2П.
На барабанах есть откидывающаяся ручка,
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
за которую можно вручную вращать барабан Привод перекладки стабилизатора Boeing-737 .
Далее вниз от барабанов проходит цепь, и дальше оно переходит в тросы, идущие назад.
Всё это хозяйство жёстко связано, так что при любом вращении винта привода движение передаётся на барабаны, и в кабине срузу видно перемещение стабилизатора.

Как уже сказано, пилоты перемещают стабилизатор с рогов штурвалов.
На внешнем роге (том, что ближе к борту) есть два тумблера.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Одновременное их нажатие приводит к срабатыванию электродвигателя на приводе стабилизатора, двигатель вращает винт, а уж по нему через шариковый подшипник ездит стабилизатор, изменяя угол установки.
Для предохранения система не будет перемещать стабилизатор, если штурвал упёрт в одну сторону, а тумблеры замкнуты на перемещение стабилизатора в другую. Забывание этого нюанса пилотами в стрессовой ситуации, кажется, способствовало развитию опасных положений в нескольких катастрофах.

На шпангоуте фюзеляжа, к которому закреплён привод, также прикреплены концевики разных систем, которым важны дискретные сигналы о положении стабилизатора.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Доступ в отсек стабилизатора есть через лючок в задней нижней части фюзеляжа, перед отсеком ВСУ.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Залезнув, обнаруживаем полусферический задний гермошпангоут, а также кучу лишних тросов и трубок.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Сзади отсека, вплотную к отсеку ВСУ, находится предмет нашего сегодняшнего вожделения.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Как видно, привод стабилизатора имеет снизу барабан с тросами. Но него наматываются и сматываются тросы при вращении.
Слева по фоткам есть электромотор привода пилотами. Он трёхфазно-переменен и имеет две скорости вращения - при выпущенных закрылках скорость большая, при убранных - маленькая. Считается, что закрылки выпускаются в близости земли, когда скорость самолёта меньше, и для перебалансировки его нужно быстрое перемещение стабилизатора на бОльшие углы.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737
Справа по фотке на приводе есть электромотор автопилота.
Когда автопилот включен, то пилоты обычно не трогают штурвал, а управление тангажом автопилот осуществляет, перемещая стабилизатор целиком. Некоторые считают, что это снижает сопротивление самолёта, так как для такого же изменения пикирующего момента не нужно вытарчивать рули высоты в поток, а достаточно немножко повернуть весь стабилизатор. Кроме того, рули высоты просто не имеют управления от автопилота :)

Концевики на железном Боинге выполнены так же кондово.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Они находятся на двух планках, и приводятся через елозящую по ним раму с плоскостями разных уровней.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Ролики у них выточены из цельного куска текстолита.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

На поверхностях художественно наляпана консистентная смазка, которой щедро смазывается винт и которая не менее щедро изо всяких мест потом вылазит.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Вот, собственно, и всё.

... а чего я вообще туда полез?
А это нам просто выдали работу по проверке состояния некоторых разъёмов на самолёте.

Разъёмы оказались в порядке.
Привод перекладки стабилизатора Boeing-737

Как-то так, да.

А, ещё видео.

Как-то медленно он тут едет.

Фотографии в альбоме «737 Stab trim actuator», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вова Мальцев написал программный пост про совковый чай, чем вызвал бурление говн в каментах. А мы люди бедные, нищеброды. Поэтому мы пьем чай даже не в пакетиках, а чай фирмы "Просто" (это такая торговая марка в Украине для простого народа), он ...
По поводу повышения пенсионного возраста высказалась и Валя Матвиенко, в молодости известная также, как Валька-полстакана. Бабке -- 69 лет, и ни на какую пенсию она сама -- с её-то доходами из бюджета! -- не собирается.  Что касается отложить — нет, отложить нельзя. Если власть таким ...
 Ааааааааа!!!! Купила себе духи! Вот такие! А вы? Ну как, живо колитесь, чем от вас пахнет сейчас? ...
Вы, наверное, думаете, что я, получив желаемое, начитавших  под недавним (а сколько времени уже прошло?) постом Ваших комментариев, которые пролили на мое сердце и любящую страдать или претворяться страдающей душу, не то что мед, а настоящий нектар или даже тутовый пекмез (вместе ...
На Правкниге моя новая статья «Я же гуманист, я страшный гуманист...» (c) Александр Никонов (1) В самом слове гуманизм (от лат. humanitas — человечность) нет ничего плохого. Даже идея человека как высшей ценности не противоречит христианству - ...