принеси мороженого мне: "Маскарад" М.Лермонтова на Таганке, реж. Денис Азаров
_arlekin_ — 26.09.2025
При всей личной симпатии к Денису Азарову (не победит ее рассудок мой...) трудно смотреть без смеха несуразицу, которую он в промышленных количествах выпускает на Таганке. После "Веселых ребят", запоминающихся в первую очередь куском забора, который таскает с собой повсюду героиня советского ретро-кинохита -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4773762.html
- вслед за "Пиковой дамой", куда из "Бориса Годунова" приковылял увечный юродивый и заблудился среди антропоморфных игральных карт, видимо, пораженный чудесными метаморфозами Ирины Апексимовой в образе "старой" (на самом деле, как оказалось, не такой уж и старой...) графини -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4865355.html
- и пропуская несостоявшееся «Пушкин. Все» (такой гениальный видать получился спектаклик, что жалко стало даже за деньги показывать...) затеян "Маскарад" коротенько, на час с копейками; в абстрактной "парчовой" выгородке - художник Алексей Трегубов - моментами наполняющейся удивительными "сиамскими" (то есть буквально сросшимися симметрично...) курительными трубками, самоварами и каким-то совсем уж диковинным гибридом бильярдных шаров с игральными костями (тоже "близнецами"), символика и функционал которых от меня, признаюсь, ускользнули, так что даже Казарин в исполнении Анатолия Григорьева (разменявшего блестящие роли в новосибирском «Старом доме» вот на такое...) с показным недоумением наталкивается на "близнецов", удивляясь: "самовар!", "трубочка!" - по-быстрому пересказывают сюжет хрестоматийной драмы Лермонтова, общеизвестность коего я бы, однако, не стал преувеличивать, но пусть это останется проблемой зрителей; проблемы спектакля все-таки лежат в иной плоскости. А именно - в свое время Тимофею Кулябину, особенно за "Онегина", пеняли на вторичность, дескать, все берет у германских коллег, ничего не может придумать оригинального; потом упрекали Мурата Абулкатинова, что его "Онегин" местами будто "срисован" с кулябинского; видеть теперь отблески уже позабытого (да и вышедшего в тираж) Михаэля Тальхаймера, переваренного Кулябиным и растиражированного Абулкатиновым, в премьерном азаровском "Маскараде" чуднО, ей-богу... Тем более, что Кулябин всяко работал тщательнее с актерами, в то время как у Дениса Азарова и Дарьи Авратинской (числящейся на постановке уже не просто "ассистентом", как прежде, а полноправным со-режиссером) отчасти трогательный в своей беспомощности новобранец труппы Эльдар Данильчик-Звездич словно и приблизиться опасается к Василию Уриевскому, в роли Арбенина, равно как и в любой другой, транслирующему самоощущение рок-звезды и работающему в автономном режиме даже не бенефиса, а попросту сольного концерта. Постановочная концепция, впрочем, где значительная часть без того куцего действия унесена за пределы выгородки (и видимости из зала, соответственно), к тому весьма располагает. Женские образы - и Нина-Евгения Мугайских, и баронесса Штраль-Анастасия Лазукина (последнююю когда-то Ирина Апексимова играла в МХТ, в тот период еще МХАТе им. Чехова) оказались подобием героинь сериала "Содержанки", хотя и четвертый сезон "Содержанок", прошу прощения за невольный каламбур, "содержательнее" таганского спектакля.
Собственно "маскарад" подан как дефиле (еще один вольный или невольный привет европейскому театру конца прошлого века...) скорее в духе венецианского карнавала, и среди этого шабаша путается под ногами девочка с рожком мороженого - явись она к финалу, сошла бы за сюрприз и забавную режиссерскую находку, однако ребенок присутствует на протяжении всего, с позволения сказать, действия навязчиво, мозолит глаза, в назначенный срок девочке спустят с колосников микрофон, куда она замогильным голосом пропоет "Ночевала тучка золотая" (положим, лирический сюжет стихотворения можно задним числом соотнести с фабулой драмы "Маскарад" - но смех, кроме прочего, в том, что артистка привокзального ресторана из "Карениной" в постановке Александра Карпушина, выпущенной здесь же недавно —
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4954169.html
- распевает "Белеет парус одинокий"... как если б
таганские резиденты пользовались в работе скудными фондами общей на
всех колхозной избы-читальни... а элемента самоиронии, пародии и
интертекстуальности постановка Азарова-Авратинской, кажется, не
предполагает...); именно девочка-припевочка и "одолжит"
герою-женоубийце смертоносное мороженое, и вскоре придет его
терзать ужасным откровением, что Нину он сгубил зазря; "душа" или
"совесть" Евгения воплощена в этой аллегорической фигуре, была ли
девочка вообще или это всего лишь "проекция" Арбенина, некогда
презревшего людей, поддавшегося (аналогично пушкинскому Герману...)
дьявольским искушениям и получившего сладко-холодно-ядовитую
"ответочку" - и мальчики кровавые девочки с мороженым
в глазах... — погадать на досуге будет, пожалуй, не лишним, а
наблюдать за происходящим на сцене, увы, неинтересно абсолютно; а
уж когда режиссерский тандем (не тут ли кроется разгадка
превратившихся в "сиамских близнецов" самоваров и трубок?..) не
находит ничего более осмысленного и неожиданного, чем набросать на
вентилятор... резаных бумажек (то ли черный снег, то ли пепел -
небывалый в истории мирового театра ход, конечно...), от смеха
физически невозможно удержаться.
|
|
</> |
Как выбрать духи Nina Ricci
КиноРулетка №37. Всякая всячина — 5. Запись
Кудой бензин-то делся?
Помолвка Эйтинген - Вальдбург
Про необъяснимую моду на переименования государств по малозначительным причинам
The Sidh
Без названия
"Натюрморт с невестой", 2010 г. Юрий Клапоух (р. 1963)
Это странное ощущение...

