Принципы господства
yuritikhonravov — 29.05.2023 Когда-то я сформулировал для себя три принципа господства, соответствующие древнеиндийской общественной иерархии [не помню, выкладывал ли здесь]."Я умею обустраивать жизнь, а ты не умеешь", — принцип одновременно вайшья и шудр, которые, когда они оказываются главной общественной силой, фактически становятся единым целым. Шудры умеют обустраивать жизнь, так сказать, физически, а вайшья — организационно. Но это взаимопереходящие умения.
"Я не боюсь смерти, а ты боишься", — кшатрийский принцип господства.
"Я знаю, зачем жить, а ты не знаешь", — брахманский принцип господства.
Сейчас я думаю, что к этому надо бы добавить и четвёртый принцип.
"Мне всё равно, в каких усовиях жить, а тебе нет", — принцип господства неприкасаемых.
Любопытно, что этот принцип, превращающий непритязательность и небрезгливость в силу, интересовал и представителей других варн — кроме вайшья и шудр, так как для них это означало было полный отказ от своей формы господства. А вот аскезу вполне можно истолковать как подражание неприкасаемым со стороны воинов и жрецов. Отшельник фактически имитирует условия жизни бомжа или уголовника.
Любопытно также, что ислам и пуританство, вкупе с современным утилитаризмом, относятся к аскетизму отрицательно. Это означает, что данные учения — учения прежде всего торговцев и ремесленников, а не, например, воинов [так характеризовал ислам Макс Вебер].
|
</> |