Примерно-боевая стрельба эскадры Тихого океана 1 июля 1903 г.

1 июля вслед за вышедшей по указанному направлению, с двумя джонками на буксире лодкой «Сивуч», броненосная эскадра снялась с якоря и в строе кильватера с выпущенными на сто саженей за кормой буйками пошла на примерно-боевую стрельбу. Порядок судов в строе был прежний, броненосец «Победа» поставлен концевым.
Около 7 часов утра с эскадры, шедшей на юг, почти одновременно усмотрены на горизонте на SO иностранный крейсер под адмиральским флагом и на SW иностранная эскадра в строе двух кильватерных колонн. Крейсер направляется в Порт-Артур и, хотя дальность расстояния не позволила рассмотреть флаг, по внешнему виду признан германским, типа Ханза или Херта.
Шедшая в густой мгле из Ляодунского залива по направлению в Чифу, иностранная эскадра из 7 или 8 судов была едва заметна не вооруженному глазу. По типу двух броненосцев и двух четырёх-трубных крейсеров и по окраске, можно с уверенностью сказать, что это была английская эскадра.
Приблизившись с вверенной мне эскадрой к намеченному месту стрельбы и изменив курс на 8R влево, я вскоре потерял из виду иностранные суда. Около 8,5 часов утра «Сивуч» по сигналу отпустил от себя в бейдвинд джонки. Эскадра по сигналу начала постепенно увеличивать ход до 14 узлов.
Отойдя от наибольшей джонки приблизительно на 4,5 мили, на всех броненосцах была пробита боевая тревога.
В строе кильватера, имея промежутки между кораблями в 1 кабельтов, эскадра привела джонки на курсовой угол 60 градусов и расстояния 35 кабельтов (головного от джонки) открыла по ней огонь с пристрелкой. Когда расстояние головного от джонки уменьшилось до 25 кабельтов, колонна последовательно повернула на 8R влево и направилась прямым курсом к джонке, с расчетом пройти в траверсном от неё расстоянии 14 кабельтов. С момента поворота открыт был беглый огонь из всех орудий в зависимости от расстояний. В результате на джонке фалы, шкоты и паруса были перебиты, в полотнищах среднего паруса значительное число пробоин от снарядов крупного и среднего калибров, в самом корпусе (высота корпуса от 4 до 11 футов) несколько пробоин. Джонка была нагружена пустыми закупоренными бочонками и, по отводе лодкой «Сивуч» в Порт-Артур, затонула, о чем телеграфировал мне капитан 1-го ранга Матусевич, которому было поручено составить чертеж числа и расположения пробоин.
Несмотря на эти повреждения в джонке и на большие расстояния, с которых велась стрельба, последняя в недостаточной мере удовлетворила желаниям: джонка еще до расстояния 25 кабельтов должна была быть избита и потоплена. Рассчитывать на это давали полное основание предшествующие стрельбы и их результаты при стрельбе каждым кораблем в отдельности.
Несомненно, что совместная стрельба эскадры труднее и сложнее одиночных стрельб, так как одновременная стрельба с нескольких судов мешает следить падениям своих снарядов, но в данном случае играло роль и то обстоятельство, что маневрирование было на 14 узловом ходу и более сомкнутом строю, вследствие чего не все корабли управлялись уверенно – и руль и переменный ход некоторых кораблей немало повлияли на стрельбу.
Во время стрельбы и по окончании никаких повреждений в артиллерии броненосцев не было.
Источник: Строевой рапорт начальника эскадры Тихого океана, РГА ВМФ фонд 467, опись 1, дело 418
|
</> |