рейтинг блогов

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ

топ 100 блогов mihailgurevitch19.04.2019 Московский международный кинофестиваль стартовал.
Видно, его окончательно на апрель прописали - вместо лета.
Жаль - по средневесенней погоде на красной дорожке особо не раздефилируешься.
А я тем временем  в архиве порылся - и достал фестивальные заметки 2006 года.
Иллюстраций добавил сегодня - а текст старый.
Не устарел.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Почему бы не написать про идущий сейчас Московский кинофестиваль? Уже пишу. Тем более, что тут простор для полёта авторской фантазии открывается большой. Предупреждаю, что это – сугубо субъективные заметки. Которые лично я, разумеется, считаю истиной в последней инстанции.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
К примеру – зачем вообще нужны кинофестивали? Кино – искусство массовое, а «фестивальное кино» – это словосочетание уже стало особым понятием – из года в год имеет всё меньше и меньше отношения к «мэйнстриму». Такой подчас «арт-хаус» попадается, что самый ушлый прокатчик побрезгует. Настолько много «скандальных» творцов развелось, что зритель на это клевать перестал – и кассу надо делать нормальными боевиками и мелодрамами без всяких датско-корейских выкрутасов.

Пошли дальше. Ясно ведь, что истинная ценность фильма определяется не количеством полученных премий и статуэток. Есть картины, у которых ничего нет – кроме огромного зрительского признания и места в истории искусства. Директора фестивалей и члены жюри давно не скрывают, что в раскладке призового «пасьянса» руководствуются соображениями отнюдь не искусства, а той же политкорректности, или, как говорили в советское время – важности темы. Стоит ли после этого всерьёз воспринимать «гадания» кинокритиков – какая разница, кто что получит, все равно к следующему фестивалю ни зритель, ни критик не вспомнит.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Нет, конечно, влияет «Оскар» – на гонорары, сборы и популярность. Влияют и Канны – на то же самое, но поменьше. Берлинский фестиваль официально играет роль предоскаровской разминки. В Венеции громкие премьеры иногда тоже встречаются. Но опять же – обеспеченная пиарщиками шумиха и даже касса ещё не являются знаками качества. А фестиваль – это машина, работающая сама на себя. Кто-то блюдёт финансовый интерес, кто-то демонстрирует наряды, кто-то прыгает от радости, получив автограф.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
И снова – есть политическая составляющая. Старейший кинофестиваль – венецианский – появился при Муссолини. И первый фестиваль в Москве состоялся в 1935 году – как же можно было отставать от Запада? Возрождение московского киносмотра в 1959 году знаменовало новое лицо социализма и послесталинскую открытость страны. Тем более, что к тому времени уже функционировал фестиваль в Западном Берлине – рожденный абсолютно по политическим соображениям на окруженном советской зоной «островке свободы». Поэтому для равновесия двух систем придумали и фестиваль в Карловых Варах – мы уже и забыли, что была такая страна, как ЧССР.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Московский международный относится к фестивалям класса «А» – как Канны, Венеция, Берлин и Карловы Вары. Последние три пятилетки у него были разные команды устроителей, но при всех составах повторяется один и тот же тезис, якобы должный объяснить постоянные фестивальные проблемы. В том, мол, загвоздка, говорят кинодеятели, что наш фестиваль по времени расположен после Каннского, но перед Венецианским. Поэтому все звезды и просто гении либо за Золотой пальмовой ветвью торопятся, либо Золотого Льва дожидаются.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Сколько слышу эту «теорию» – столько она мне кажется, мягко говоря, нелепой, а еще более странно, что излагают её вроде бы не совсем кретины, вроде чиновников, «переброшенных» на культурку из спорта или деревни, а вполне талантливые служители десятой музы. Из трёх фестивалей один – всегда между двумя другими. Но бессменный «хозяин» Канн месье Жиль Жакоб никогда не сетует, что его угораздило попасть между Берлином и Москвой.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Более «свежую» во всех отношениях идею выдвинул председатель нынешнего жюри Анджей Жулавский. Зачем проводить фестиваль в жарком и пыльном мегаполисе, когда можно классно «использовать свой натуральный ресурс», то есть сыграть на исконном русском козыре – морозной зиме. Мол, любая звезда будет рада приехать, зная, что её «пообещают прокатить на тройке по Садовому кольцу и накормить икрой». В какой-то мере аналогично мыслит и «шеф» последних восьми фестивалей Никита Михалков – в феврале, когда проходит Берлинале, у жителей немецкой столицы нет других развлечений, как в кино греться.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Добавлю от себя, что оставшимся трём киносмотрам и того проще – все они у воды. Канны и Венеция – на берегу, у Карловых Вар – минеральные источники. Нашу фестивальную публику тоже катают на пароходике – смотреть, как говорит Михалков «великую русскую провинцию», – но этого явно недостаточно.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
А вот икры всегда достаточно. Вечеринки, пикники и прочие тусовки оттесняют фильмы на обочину. Впрочем, фильмам про психопатию и патологию – там самое место. Что же до троек на Садовом кольце, то, к счастью, перекрывать столичный центр никто не будет – незачем. Никто не приехал.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Звёзды резко зачастили к нам в перестройку – как оно там, за «железным занавесом»? Потом перестали. Их уговаривали – используя в том числе и наличные суммы. Два года назад приз имени Станиславского «Верю!» вручали Мэрил Стрип. Она приехала с мужем и тремя дочерьми, провела в России неделю, осмотрела еще город на Неве и отметила у нас свой день рождения. Для любого другого фестиваля подобное немыслимо. На этот раз «Верю!» обещано Жерару Депардьё. Тот тоже обещал заехать. Всё.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Ни в коем разе не умаляю дарования Стрип и Депардьё, артистов широчайшего диапазона. Но это уже даже не звёзды, а «просто» великие имена. Звёзды же – это те, вокруг кого будет визжать и реветь толпа. Вот два паренька из «Горбатой горы» подошли бы. Или Джонни Депп – кстати, и актёр неплохой. Риз Уизерспун. Кого-нибудь из подросшей «Гарри-поттеровской» команды – провели бы у нас выпускной. Лично мне нравятся Джулия Робертс и Дженнифер Энистон. Хотя можно и Николь Кидман, которую уже несколько лет безуспешно пытаются заманить в Москву. Недотёпы из «Американского пирога» тоже сгодились бы. Моника Белуччи в Каннах украшала жюри – а у нас и жюри раза в два меньше, чем полагается, – в Москве же украшает конкурсную программу, но все равно не торопится. Натали Портман, Кара Найтли, Скарлетт Йоханссон. Последняя в Москве присутствует – в виде рекламных плакатов косметической фирмы, спонсирующей фестиваль. На других плакатах – Пенелопа Круз. Обращаю внимание – хоть и поздно – её фамилия Крус, а Круз – это Том Круз, с которым у неё была интрижка в прошлой пятилетке. Теперь у Круза молодая жена Кэти Холмс, но и этой пары не видать на нашем горизонте.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Вот такие нужны бы звёзды. Которые зачастую годятся во внуки тем, кому дают почётные премии «за вклад». Кстати – дали в январе почётного «Золотого орла» Роберту де Ниро, а он тоже до сих пор за ним не заезжал. Всем поколениям у нас неинтересно. «Промоушэн» тут не сделаешь. На первом «михалковском» кинофестивале в 1999 году была премьера очередной серии «Звёздных войн» – всё. Больше мировых премьер на ММКФ не было.

А чем же фестиваль интересен нам, зрителям? При советской власти всё было ясно – раз в два года на две недели открывалось окно в мир. Поэтому были ажиотаж, очереди и безумные деньги за лишний билетик. Теперь же всё по-другому. И блокбастеры в прокат выходят одновременно с Голливудом, и – самое главное – в эпоху видео, DVD и бесконечного числа телеканалов нелепо сетовать на отсутствие очередей в кинотеатры.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Сколько бы ни повторяли устроители – не звёзды главное, а искусство! – без толку. Можно упирать на просветительскую функцию мероприятия, но это будет уже не полноценный фестиваль, а декада кино… а какого кино? Чай, не в колхозе живем, где механик весь досуг формирует. Вот на позапрошлом фестивале организаторы хвалились – предметом нашей особой гордости является показ первого фильма, снятого на острове Фиджи! Так и представляю себе аборигенов-островитян, нашедших забытую каким-то туристом камеру, – и с этого началась фиджийская кинематография. На этот фильм я не пошёл, а пошёл на другой, но об этом позже.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
И, кстати, при всех идеологических минусах проходивший под девизом «За гуманизм в киноискусстве, за мир и дружбу между народами» фестиваль советского времени совсем уж отстойным не был. И гости приезжали достойные, и призы вручали фигурам достойным. Как давали гран-при «8 ½» Феллини, знают многие. А в истории наград ММКФ можно найти и иные имена. К примеру, Энтони Хопкинс получил признание еще до «главной» своей людоедской роли. Правда, зачастую распределение призов шло по опять-таки идеологическим параметрам. К примеру, в разные годы лучшими актерами назывались знаменитые англичане Пол Скофилд, Ричард Хэррис и Питер Финч. Первый – за роль Томаса Мора, казненного королем, второй – за роль Кромвеля, казнившего короля, третий – за роль Оскара Уайльда в фильме «Процесс над Оскаром Уайльдом». Привезли бы нам сейчас, после несостоявшегося гей-парада, что-нибудь подобное – вот был бы резонанс!
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Мне больше всего запомнились два перестроечных фестиваля – 1987 и 1989 годов. Всё, что накопилось за рубежом, хлынуло мощным потоком. Бывало – по четыре фильма в день смотрел! От футбольной развлекаловки с Пеле в главной роли до «Полётов над гнездом кукушки». Этот фильм, между прочим, на наше TV так и не попал – неужели до сих пор аллюзий боятся? А особо запала в душу ретроспектива эротического кино в тогдашнем «Новороссийске». На сеанс в 8.00 пошёл – это во сколько ж я встал?! И увидел фильм, рядом с которым Тарантино и прочие даже не стояли. А ведь снято было еще в 1970 году. Его я тоже больше нигде не встречал. Запомните название – «По ту сторону Долины кукол».
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
Ещё помню Алена Делона. В 1999 году дело было. Причём случайно встретил – на совсем другом мероприятии, которое проходило в гостинице, где он жил. Сначала все дамы засуетились и стали друг друга просить «на его фоне сфотографироваться». Потом я – узнал его со спины. Быстро сориентировался, догнал у лифта и взял автограф. Вот уж точно – мужчина века!
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ В МОСКВЕ
А два года назад я на Фиджи не пошёл. Пошёл на наше кино. Отечественная ретроспектива последние лет шесть – самое для меня на московском фесте интересное. И вот в фильме «Повелитель эфира» …свой дом увидел! Родные буквально стены! Что интересно – там снималась сцена попытки изнасилования, а я такой интересный момент пропустил. Не вышел на балкон вовремя! А ещё интереснее – раньше на кинофестиваль ходили, чтобы картинки из заграничной жизни посмотреть, а теперь – на свой дом. Вот так искусство приближается к жизни.

Михаил ГУРЕВИЧ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На прошлой неделе отдыхали в СПА в однои из гостиниц на Мертвом Море.Мы с мужем в Израиле больше 20 лет,наши гости из России,приехали на рождественские каникулы.Все замечательно,кроме того,что мою подругу покоробило хамство рускоязычнои ...
...
Ленкины безончики не давали мне покоя всю неделю. Казалось, все так просто! Приеду ...
"Смертельный номер! Зрителей со слабыми нервами, просим покинуть цирк!" Фильм 1972 года, в прокате свыше 47 миллионов зрителей. ...
Продолжает накалятся ситуация вокруг Чехии. Совершенно неожиданно, хмырем из подворотни, которого ребята из НАТО послали попросили закурить прохожего, стала не Польша, не Финляндия, ...