
Прыжок назад в информатике

Западные санкции, лишив важнейших деталей и компонентов, сильно ударили в России по автомобильной промышленности, вынужденной вернуться к старым «Ладам», или по сектору аэронавтики, не способному ремонтировать свои Аэробусы и Боинги.
Как раскрывает Bloomberg, в тени пока находится другая сфера российской экономической деятельности, которая сильно страдает от ухода с рынка западных игроков, таких как SAP или Siemens, например, от которох зависят многие заводы и производства, от нефтедобычи да агропродовольствия: информатика.
Закрывая свою деятельность на территории России, эти компании со сверхспециализированными кодами, часто применяемыми к их собственной технике, подбрасывают песка в экономическую машину страны.
«Российские аналоги в этом секторе намного хуже, а потребности высоки, — объясняет Bloomberg аналитик Елена Семеновская. - На данный момент подход заключается в том, чтобы надеяться на пиратство или устаревшие версии программ, но это является тупиком и не может бесконечно продолжаться».
По данным Bloomberg, российская сталелитейная промышленность инвестировала 59 миллиардов долларов в свою модернизацию за последние двадцать лет, пытаясь наверстать отставание Советского Союза от своих азиатских или западных конкурентов. Зачастую, благодаря ИТ и техническому опыту партнеров на Западе, таких как Siemens, SMS Group или Danieli & C. Officine Meccaniche SpA, удавалось идти в ногу со временем. В некоторых высокоточных производствах, таких как резка металлов, малейший дефект может привести в негодность все производство. И именно качество и регулярные обновления программного обеспечения, управляющего машинами, обеспечивают такую точность.
Рабочие в диспетчерской сталелитейного завода ПАО «Северсталь» в Череповце

Поэтому обойтись без западного опыта в конечном счете невозможно. Тем более что с началом войны в Украине страна столкнулась с массовым исходом молодых специалистов по компьютерам и технологиям, которые могли бы внести свой вклад в поиск альтернативных решений. Похожая проблема во многих секторах, если не во всех.
В нефтяной отрасли России приходится добывать свое "черное золото" во все более труднодоступных местах, что подталкивает ее к тому, чтобы полагаться на специализированное программное обеспечение (анализ сейсмической активности, геологического состояния пластов, последствий гидроразрыва пласта и т. д.), без которых она не может обойтись, как и без машин и оборудования, позволяющих выполнять эти сложные операции.
То же самое касается aгропромышленного сектора, цепочки которого также зависят от специализированного программного обеспечения (системы управления производством, или MES), который Россия, несмотря на усилия по модернизации в последние годы пока не в состоянии создать без посторонней помощи.
Те же проблемы и за пределами чисто промышленных секторов: системы и работа многих компаний поставщиков и даже российского правительства зависят от программного обеспечения, созданного такими фирмами, как SAP или Microsoft, обе из которых частично или полностью ушли из российского рынка.
Невозможно удержаться в средне- и долгосрочной перспективе без модернизации или, где это необходимо и в целях соблюдения вопросов интеллектуальной собственности, без замены их продуктами, разработанными на 100% внутри страны: на данный момент Россия не знает, как это сделать.
Разработчик 100% русской версии Microsoft Office под названием «MyOffice» Дмитрий Комиссаров рассказывает Bloomberg, что на его создание ушло 100 миллионов долларов и десятилетие. «Пришло время подвести итоги и приступить к кодированию», — объясняет он.
Тем временем Россия совершает большой скачок назад в области информационных технологий, и это может очень быстро дорого ей обойтись.
|
</> |
