Приговор высшей школе
obrazovanie_ru — 07.09.2010
«Нам надо думать, что
делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с
улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев на
Госсовете 31 .08.10. Исторический круг замкнулся: начатая Петром
эпоха просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции,
как класса. Мавр сделал свое дело...
... «Все очень
кисло»
(Из выступления Д.А. Медведева на Госсовете)
«Русского солдата мало убить - его надо еще и повалить на землю».
Эти слова Бисмарка в полной мере относятся и к системе российского
образования: смертельно раненая, она слишком долго держалась на
ногах. И вот момент настал: по приговору Кремля высшую школу валят
окончательно.
Госсовет от 31.08.10 следует считать рубежным событием: до этого
дня «герои и мученики науки» могли тешить себя надеждами на снятие
Фурсенко и стоящей за ним мафии ( Чубайс, братья Ковальчуки,
Кириенко и др.), то на этот раз войну просвещению объявило первое
лицо государства.
Слово «Госсовет» не должно вводить в заблуждение: этот орган не
принимает и даже не корректирует решений Кремля. Госсовет - это
Лобное место, с которого торжественно, с надлежащим церемониалом,
оглашаются уже вынесенные первым лицом приговоры, после чего сразу
же начинается их исполнение.
На этот раз, за день до начала учебного года, был вынесен
окончательный приговор российскому просвещению, и более того - всей
российской интеллигенции. Не узкому кругу московско-питерской
обслуги властей, а массовой российской интеллигенции, которая пока
еще держит на плаву российское государство.
О ритуальном характере мероприятия напоминает присутствие в кадре
его главного режиссера и продюсера - Владислава Суркова. Но если
Рязанов отмечался сугубо в эпизодических ролях, то, сидящий по
правую руку Медведева Сурков явно претендует на лавры Нерона,
совмещая в одном лице автора, режиссера, исполнителя, а то и
претендента в императоры.
Таким образом, главное политическое событие госсовета - официальная
презентация Суркова в качестве первого лица президентской свиты. Не
сказав ни единого слова, новый «полудержавный властелин»
торжествующе маячил одесную суверена чуть ли не в половине кадров
репортажей.
Не менее важный момент Госсовета - блистательное отсутствие
Владимира Путина. Не исключено, что он не торопится отмечаться в
крайне сомнительной кампании, предоставив главную роль своему
соправителю.
Навязчивая «модернизационная» риторика не должна вводить в
заблуждение: не раз и не два Медведев подчеркнул, что «модернизация
образования» будет уничтожением не только системы образования, но и
носителей «устаревших» знаний в лице образовательных -
университетских и академических, элит.
Подчеркнем особо: речь идет именно о замене элит с целенаправленным
наймом и продвижением на ключевые направления западной профессуры и
вестернизированных выпускников западных учебных заведений. Первые
партии американских , европейских и израильских
профессоров-«цивилизаторов» уже ввезены за счет российского бюджета
- в частности, на обществоведческие кафедры МГУ.
Модернизация сведется к тому, что «старая» интеллигенция будет
окончательно добита, а новая будет создана с нуля не только по
иностранным лекалам, но и под непосредственным внешним контролем.
Так что формированием новых элит западные конкуренты займутся уже
без посредников.
Характерно выступление Михаила Прохорова - не в привычной роли
похотливого нувориша из Куршевеля, а в роли фактического главы
РСПП, то есть, по логике неолибералов - генерального заказчика всей
системы образования. Заказчик этот полагает, что единственная цель
просвещения - не более чем оказание «бизнесу» «образовательных
услуг» по подготовке «востребованной рабочей силы».
Прохоров предложил две вещи. Первое - резко сократить высшее
образование, «не востребованное» бизнесом, сделав упор на
подготовку рабочих массовой квалификации. С точки зрения прибылей
«Норникеля» этого вполне достаточно. Собственно, при найме
иностранцев Прохоров не нуждается ни в своих согражданах, ни в
самом российском государстве.
Второе предложение Прохорова - предельно (тоже в разы) сократить и
систему среднего профессионально-технического образования, заменив
ее на сокращенные до нескольких месяцев курсы узкопрофессиональной
подготовки. При этом он открыто заявил, что «бизнес» не хочет
оплачивать социальную компоненту образования - «возиться с трудными
подростками», а заодно и создавать льготные рабочие места для
несовершеннолетних.
Отметим особо: именно Михаил Прохоров является последовательным
идеологом массового демпингового завоза иностранной рабочей силы и
политики «социального дефолта», то есть одностороннего отказа
государства и бизнеса от своих социальных обязательств. Напомним,
что на одном из недавних Госсоветов именно Прохоров открыто
предложил «подкорректировать» и без того дырявый Трудовой кодекс и
заменить «устаревшую» систему бессрочного найма, дававшую
работникам общепринятые в развитых странах гарантии на систему
временной (контрактной) занятости. Собственно, просветительская
программа олигарха лежит в той же плоскости.
Как положено по законам театра, была на Госсовете и оппозиция в
лице бессменного белгородского губернатора Савченко (знаменитого
своими действительно успешными программами поддержки сельского
хозяйства и кредитования сельского жилищного строительства -
ред.).
Савченко рискнул очевидную истину, что «если высшее образование
становится платным, то перестает быть высшим». После чего добавил,
что в той же Европе высшее образование оплачивает за свой счет, дай
Бог, процентов 20 студентов, «да и те, похоже - иностранцы». ( В
Японии и Южной Корее поставлена задача перехода ко всеобщему
высшему образованию - ред.). В качестве простейшего механизма
финансирования Савченко предложил систему распределения выпускников
с отработкой определенного срока. Кстати, именно такая схема
распределения позволила Лужкову закрыть дефицит участковых врачей -
и дать им образование бесплатно. Надо сказать, Савченко рисковал -
особенно с учетом уже подготовленного введения платности и среднего
образования.
Артистизму и убедительности ответа Медведева мог позавидовать сам
Станиславский: сделав честные глаза и обиженное лицо, президент
публично поклялся, что в Европе высшее образование за
государственный счет доступно только единицам, и то - гениям. Не
поверить джентльмену на слово не рискнул уже никто: себе дороже.
Однако, если судить по лицам, тошнило всех губернаторов - кроме
тех, кто, в подражание высочайшим новациям, настукивал в
«Твиттер».
Показательный фактор - полная замена традиционной для образования
терминологии и концептуального аппарата, переход основных
докладчиков на характерный неолиберальный жаргон, не оставляющий
места «нерыночным» явлениям. Единственным субъектом новой философии
образования является крупные собственники (бизнес) и его
экономический интерес - сиюминутная потребность в максимально
дешевой и минимально квалифицированной рабочей силе - в ином
качестве ни преподаватели, ни учащиеся просто не
рассматриваются.
Более того, ни разу (проверьте по стенограмме) не было упомянуты
конституционные права граждан - в частности, на образование,
социальную защиту. Именно эти права, непосредственно прописанные в
конституции, «реформа образования» нарушает тотально. Ни разу не
были упомянуты и какие-либо долговременные социальные цели
образовательной сферы.
Вне обсуждения оказался главный аспект образования - воспитание и
социализация, формирование системы ценностей, делающей самца или
самку сапиенса адекватной личностью. «Образования» и тем более
«просвещения» для ведомства Фурсенко попросту нет - есть покупатели
и продавцы абстрактного «образовательного продукта», который, в
свою очередь, сводится от системного знания к фрагментарным
«компетенциям».
Умолчание о личностных, социальных и гражданских аспектах
образовательной «реформы» симптоматично. Именно личность,
просвещенная и гуманная, была главной целью и главной ценностью
эпохи Просвещения, давшей миру классическую систему
фундаментального университетского образования, расцветом которой
стал ХХ век. Очевидно, 21 век эпоху просвещения похоронит.
О грубом непрофессионализме реформаторов и ликвидационном характере
«реформы» говорит и то, что основные докладчики под вывеской
«профессионального образования» стригут под одну гребенку все его
уровни и учреждения: от профориентации подростков до РАН, от ПТУ до
МГУ. Такая нивелировка разнокачественных явлений и объектов
показывает, что цели стратегические реформы, если таковые есть
вообще, с образованием не связаны.
Завершение любой трагедии, будь то «Фауст» или заседание Госсовета
- эффектный драматический финал, апофеоз, катарсис... И если по
форме заключительное слово Медведева выглядело несерьезно (как
некогда - болтовня Горбачева), то его содержание - действительно,
настоящий смертный приговор не просто системе образования и ее
персоналу, а российской интеллигенции, как сословию и социальному
явлению.
Ничего личного - Дмитрий Анатольевич напомнил о «демографической
проблеме» - провале ельцинских девяностых, отправивших в мусорные
ведра абортариев десятки миллионов несостоявшихся «потребителей
образовательных услуг».
«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими
кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал
Медведев. И тут же предложил варианты «окончательного решения
профессорско-преподавательского вопроса», проработанные ведомством
Фурсенко.
В обойме идей - «перераспределение преподавателей в успешные ВУЗы»
- очевидно по ходу ликвидации «неуспешных», «не востребованных
рынком и бизнесом». Еще одна идея - ссылка профессуры в ПТУ и
школы: «часть кадров должна перейти в средние учебные заведения» -
очевидно, к тем самым «трудным подросткам». Эффективность
уничтожения профессуры, как класса, значительно повысит передача
ВУЗов с федерального уровня на баланс заведомо неплатежеспособных
региональных бюджетов.
Впрочем, на реформаторов работает и само время - средний возраст
преподавателей давно перевалил за 70-летнюю отметку, что
соответствует максимальной смертности мужского населения.
Статистика смертности знает все...
Однако главный тренд образовательной реформы - «реорганизация,
перегруппировка и укрупнение» десятков разнопрофильных и удаленных
учебных заведений в «плавильные котлы» - «федеральные университеты»
( аналог - хрущевские колхозы-гиганты - ред.), в ходе которого
будут «кротко и милосердно, без пролития крови» уничтожены и
кафедры, и преподавательские ставки, и научные коллективы, и
учебные места.
Для особо недогадливых Медведев пояснил открытым текстом:
«Некоторые ВУЗы должны исчезнуть». При этом, по заявлению самих же
реформаторов, в число этих «некоторых» войдут четыре из пяти
российских университетов.
Что касается «исчезновения» «некоторых» ВУЗов, «невостребованных
рынком рабочей силы», на ум приходит следующий казус десятилетней
давности. Выступая с заказным докладом в одном из среднеазиатских
государств, Мадлен Олбрайт жестко отрезвила местных коллег
неполиткорректным, но вполне правдивым заявлением: «Если ваши
государства бесследно исчезнут, в мире этого даже не заметят».
Собственно, примерно о том же намекнул Медведев образовательному
сообществу, привыкшему считать себя пупом земли. Историческая
миссия по слому советской системы завершена - и вот, двадцать лет
спустя, «революционный класс» снимают с довольствия.
Итак, контрольный вопрос: представьте, что в один прекрасный день
исчезли не «некоторые», а абсолютно все российские ВУЗы. Впрочем,
зачем же «исчезли»? Представьте себе, что «по рекомендации
работодателей» в стране полностью прекращен набор в ВУЗы. Реально
ли такое? Более чем реально - именно об этом открытым текстом
заявлено на Госсовете. Более того, это уже сделано с военными
Вузами РФ, куда с этого года полностью прекращен набор курсантов. И
- никаких стрелецких бунтов.
Пострадают ли интересы экспортно-сырьевого бизнеса? Ничуть.
Строительного бизнеса? Ни в коей мере. Инновационного? В
«высокотехнологических» промзонах Азии 90% работников имеют
начальное образование - для работы на конвейере его более чем
достаточно. Будет достаточно и в Сколково. Не секрет также, что
«социально ответственному» российскому бизнесу оборудование и
технологии удобнее покупать на Западе, размещать заказы - в Китае,
а недостающие дешевые кадры завозить из Средней Азии.
Так что если завтра все российские ВУЗы действительно испарятся,
лет на двадцать прекрасно хватит уже работающих специалистов, а
интересы крупного капитала состоят не в улучшении, а в удешевлении
рабочей силы, путь к чему - снижение и сужение квалификации.
Увы, возможного исчезновения российской высшей школы не заметит
никто, кроме уволенных преподавателей. Даже абитуриенты - ибо место
«неуспешных» российских университетов тут же займут филиалы
иностранных.
Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха российского
просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как
класса.
Александр Дмитриев Сайт
СНД
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Меню.
ТРОТУАР-ПАМЯТНИК
Косуха, винтаж, сша
В Госдуме "проснулись" и заявили о волне возвратов квартир после дела Долиной
Пегас — не миф, вот он.
С кем работала моя мама
Привет из Фаюма
В числе закодирован весь мир

