Пригоршня долларов Куросавы, или как хорошо быть обворованным
picturehistory — 19.08.2018Все, кто любит кино знают, что знаменитый вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» является ремейком снятой за три года до этого самурайской драмы Акиры Куросавы «Телохранитель», в котором помимо сюжета позаимствованы приёмы съёмки вплоть до мельчайших деталей. Но мало кто знает детали того, что происходило после.
«За пригоршню долларов» был снят при небольшом бюджете в $ 200,000 (из которых Клинт Иствуд получил $ 15,000), и позже Леоне будет утверждать, что продюсеры просто пожадничали, и не заплатили Акире Куросаве несчастных $ 10,000 за покупку авторских прав на адаптацию его фильма «Телохранитель».
Продюсеры фильма Арриго Коломбо и Джорджио Папи будут сначала уверять, что они понятия не имели о том что режиссер снимает не оригинальный фильм а ремейк, и Леоне их об этом не предупредил. Потом они будут говорить, что посылали Акире Куросаве предложение о покупке, но не получили ответа.
Но скорее всего никто Куросаве денег платить не собирался, поскольку создатели не предполагали, что малобюджетный проходной итальянский вестерн вдруг получит ошеломляющий успех во всём мире, откроет целую эпоху популярности «спагетти-вестернов», введет Серджио Леоне в число крупнейших режиссёров мирового кинематографа, а 34-летний малоизвестный до этого в США американский актёр Клинт Иствуд, из Италии покорит сердца всех американцев.
«За пригоршню долларов» стартовал в кинотеатрах Флоренции 12 сентября 1964 года, и совершенно неожиданно получил восторженный приём у зрителей и критиков. О котором Клинт Иствуд, совершенно не интересуясь судьбой фильма, узнал от своего агента лишь три недели спустя. Быстро добравшись до Рима и распространившись по всем кинотеатрам Италии, фильм собрал в прокате денег больше, чем любой другой итальянский фильм до него.
В 1965 году начался мировой прокат фильма – в марте он был показан в Западной Германии, в сентябре в Испании, а в декабре добрался до Японии.
Посмотрев «За пригоршню долларов», Акира Куросава написал Серджио Леоне письмо со словами «Это очень хороший фильм. Но это мой фильм», и с вопросом «Что делать будем?».
И хотя Леоне вяло возражал, его собственный фильм уникален, а Курасава сам плагиатор, адаптировавший на японский лад два детективных романа Дэшила Хэммета, но стоит посмотреть и сравнить оба фильма и станет очевидно, что «За пригоршню долларов» – это хотя и американизированная, но полная копия «Телохранителя».
Японский режиссер не предпринимал никаких мер по защите своих авторских прав, пока «За пригоршню долларов» показывали в Европе и Азии. Но когда фильм добрался до самой денежной нивы мира – кинотеатров США, выяснилось что адвокаты Куросавы заблокировали его показ в Америке.
И американские дистрибьюторы, хотя и были кровно заинтересованы в прокате сверхприбыльной картины, отказались её приобретать, пока не будут урегулированы все спорные вопросы относительно авторских прав.
Русскоязычная Википедия пишет (а вслед за ней другие повторяют), что «Судебное разбирательство создатели фильма проиграли». Это неправда, никакого суда не было, и возникший спор был урегулирован внесудебным соглашением между создателями фильма и Куросавой.
Англоязычная Википедия пишет (а вслед за ней другие повторяют), что по условиям этого соглашения Куросава получил $ 100,000 плюс 15% выручки от мирового проката фильма, плюс эксклюзивные права на прокат фильма в Японии, Тайване и Южной Корее. Это не совсем правда, поскольку детали того досудебного соглашения так и не были раскрыты, и они доподлинно не известны до сих пор. А озвученные его условия, являются лишь просочившимися в прессу утечками.
Но когда исследователи утверждают, что от проката фильма «За пригоршню долларов» Акира Куросава, как режиссер, получил денег больше, чем от проката всех собственных фильмов вместе взятых, это правда.
Ну посчитайте сами: только в США на сегодняшний день (а доходы от телеканалов за его показ поступают до сих пор) фильм Серджио Леоне собрал $ 14,5 млн, из которых $ 2,175 млн. отошли Акире Куросаве. И это только в США, не считая всего остального мира.
Акира Куросава по праву считается мэтром мирового кино, причем за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя дома. Но прокат всех его фильмов, ставшие классикой кинематографа, принесли режиссеру денег меньше, чем 15% выручки от проката «За пригоршню долларов».
Фильма, за ремейк которого в 1964 году, ему сразу пожалели заплатить несчастных десять тысяч долларов.
См.также:
Американские версии различных фильмов
Первый вестерн в истории.
История "Американского Ниндзи"
Джерри Ли и K-9
Зарубежные кинохиты в кинотеатрах СССР