Приезжай и оставайся
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Каким-то загадочным образом на него вышла одна съёмочная группа — с предложением почти что экранизировать биографию, на фоне местных декораций и массовки. Бывший солдат, чеченская война, приход к вере, семинария, а потом он должен был постричься в монахи. Планировался душераздирающий финал: день пострига, к нему приезжает бывшая девушка, и вот он стоит между ней и будущей братией — и должен выбрать в последний раз.
Ему главную роль предложили, но он отказался. Он тогда сказал: знаешь, представил я себе с одной стороны эту девушку, а с другой — отца проректора, отца инспектора, старших помощников, а также того-то и того-то — и понял, что не смогу я сыграть это, то есть сделать убедительно «правильный выбор».
Ну, то есть ему это как бы очевидно было до смешного.
Кстати, потом он стал целибатным священником (путь для православного редкий и трудный), и мне говорили, что весь приход в нём души не чает, от бабушек до молодёжи.
Я его беззлобный смех тогда по поводу этой роли хорошо понимал. Конечно, монах выбирает прежде всего Христа. Но идеализм жесток, и в Церкви трудно без поддержки и вдохновения живыми примерами. В любом хорошем деле трудно жить только верой, хотя жить только примерами всё равно невозможно.
А войти в Церковь (как в Церковь, а не во что-то другое) без примеров, наверное, почти нельзя. И примеры эти — не обязательно подвиги воздержания, чудеса и героическая жертвенность. Иногда это просто искренность и капля любви.
Вспомнил я вдруг об этом случае, когда который день подряд напевал про себя песенку (там их много, имею в виду первую, в шапке, «Семейные дела»).
Потому что сегодня в нашей политической и нравственной идеологии слишком много «Убью паскуду» и почти нет искреннего «Приезжай и оставайся».
Я далёк от романтизации ада: это не то место, где всем рады и примут всех угнетённых и отовсюду выгнанных. Но это как же нужно было извратить образ рая, чтобы с такой романтизацией приходилось бороться прежде всего в себе самом.
К слову. Сегодня Украина стоит на распутье: Евросоюз или Россия. Лично я, с болью в сердце, надеюсь, что Украина выберет остатки христианской цивилизации, просто естественно обветшавшие старые замки, пусть и почти пустые. А не страшную многострадальную землю, в которой всё прервалось, в которой столетие был Мордор, а потом на смену ему незаметно пришёл Изенгард. Минимум правовых гарантий лучше, чем нравственно непредсказуемое будущее и обещание поделиться благами, похожими на золото чёрта. И даже с точки зрения православных это не катастрофа: не так уж плохо оказаться ближе к православным Церквям Болгарии, Греции, Кипра, Румынии, Сербии, Чехии, да и к пастве владыки Антония или отца Софрония.
Так вот, в эти дни на украинских улицах много социально-политической рекламы от прорусского движения «Украинский выбор». Вся она строится по шаблону «Украинский выбор предупреждает: ассоциация с ЕС — это...», и дальше разные страшные вещи: поднятие цен (в невинно-образные десять раз), массовые увольнения и т.п. И среди этих страшных вещей попадается такой вот плакат:
![Приезжай и оставайся Приезжай и оставайся](https://yablor.ru/images/main/priezjay-i-ostavaysya-32a0ee.jpg?from=https://lh5.googleusercontent.com/-6DnB2eBOc8E/UoSvhOW4FSI/AAAAAAAAANg/43t2yItatlI/s800/UV_H.jpg)
Сначала даже не понимаешь: эта картинка кажется частью игры из детского журнала — найди лишнюю вещь. Но потом становится как-то нехорошо и страшно: ведь даже не попытались какие-то слова похуже подобрать, картинку помрачнее. Просто чужая любовь и эти вот сердечки — они как будто сами собою, для всех ясно и очевидно, естественно встраиваются в ряд ужасов вроде всенародной безработицы, голода и нищеты.
Когда на киевском метро переезжаешь Днепр, открывается чудесная картина — огромные дикие склоны, покрытые лесом, а над ними — с одной стороны купола Лавры, с другой — купола Выдубецкого и Ионинского монастырей. Сейчас к пейзажу добавилась новая деталь: подо всем этим, будто новое основание, на каменном облачении набережной огромными буквами, которые видно чудь ли не с середины длинного моста, написано: «Голубятню вон!».
Почему-то думаешь: если бы небесная Дума, все там палаты Сил, Престолов и Ангелов-Хранителей обладали уровнем любви наших творцов и исполнителей закона или самых громких активистов-доброхотов, на земле ни одно поколение людей не дожило бы до школьного возраста, а то и, скорее всего, было бы ещё в колыбелях погребено под водами непрестанных потопов или под пеплом серных дождей. Когда-то блаженный Августин призвал присмотреться к младенцам и ужаснуться их зависти, ревности, эгоизму, озлобленности: те строки всегда будут страшнее любых фильмов в стиле первой части «Омена». Но Бог и Ангелы тысячелетие за тысячелетием пишут нам эсэмэски «Приезжай и оставайся» — пусть даже не словами, а ежедневным восходом солнца.
Не хочется жить в стране, в которой та картинка «Украинского выбора» не кажется странной и лишней. В которой слова вроде «Убью паскуду» становятся естественным и единственным тоном и фоном призывов к добру. В которой под наследие тысячелетней культуры любви исподволь подводятся странные лозунги оздоровления нации.
Я не хочу, чтобы меня разбирал безнадёжный смех, когда в уме предстанет выбор, с кем я: с этими «хорошими», или с теми «плохими».
|
</> |