придется еще раз вернуться к "Дюне" - Пол и Джессика

топ 100 блогов red_atomic_tank04.06.2024 Решил вынести некоторые размышления в отдельный постег, потому что на удивление много людей все еще, несмотря на подробные разъяснения, не понимают суть моей претензии к вильневскому киноспектаклю по "Дюне" относительно образов. Не понимают и пытаются как-то исковеркать в собственном восприятии, начиная от совсем глупенького "мальчик недостаточно пятнадцатилетний" (и это точная цитата, автор искренне считал, что это сильная заява, которая должна меня уязвить) до более развернутой критики. Например:

"Я бы предложил вот о чем поспорить:
о разнице между аристократией и личных представлений о ней
Я правильно понимаю, что за некий эталон аристократических манер и стати берётся британская монархия с её постоянной муштрой детей едва ли не с пелёнок? В некоторых случаях к британскому додаётся что-нить из европейских дворянских домов.
В целом ясно, откуда это: тиражирование клише по книжкам и муви (и особенно голливудских) вбило в масс-культ определённые штампы.
Тем не менее не всё, что клишировано — правда. Это как с кока-колой: в маркетинг-нейминге кока есть, а в реальности вагон сахара и кучка химикатов. Аналогично далеко не все современные монархии и семьи дворянско наследности будут соответствовать наивно-прекрасным представлениям "как аристократы", основанным в первую очередь на голливудщине или рабоче-крестьянском косплее хруста булки.
Пример обыгрывания такого гэпа между фантазиями и реальностью — сериал "Ночной администратор" Сюзанны Бир. Там как раз прямая спина и изысканные манеры являются атрибутом прислуги, а настоящий аристократ может позволить себе всё что угодно. В сглаженной форме это же является одной из комедийных пружин "Дживса и Вустера", как в литературе, так и на экране.
Так что довольно иронично, когда опыт масс-культа является основанием для того, чтобы раскурить трубку, ткнуть в экран пальцем и фыркнуть: "Нэ так все это било, нэ так".
Ну и закольцую "Дюной": а почему ни у кого нет претензий к тому, какими манерами и породой обладает на экране многовековой аристократический род Харконенов?
"

И я подумал, что вынесу, пожалуй, более-менее развернутую претензию в отдельный пост и буду отсылать уже к нему.
Итак, в чем моя претензия (одна из, потому что у Вильнева плохо все, но вопрос был конкретный, про это и говорим)?
Она проста: персонажи, которые в первоисточнике описаны как аристократы (или особы, приближеные к таковым), выглядят как люди, которые иногда садятся на царский стул и чем-то там управляют, а по окончанию рабочего дня сдают регалии и с облегчением перестают играть роль.
Кто такой Пол? Это не просто мальчик. Это аристократ во множестве поколений, наследник герцогства, человек. живущий в мире родовых конфликтов, канли, официальных убийств, проверки кушаний на яды и прочего экстрима (проигравший дом традиционно отправляется в изгнание с четвертью имущества). Пол в буквальном смысле "ходит под смертью" с рождения ("не садись спиной к двери") и отлично это понимает.

"Мори Мотонари как-то заметил в разговоре, что лучше всего не доверять никому, даже близким родственникам. Мацуура, князь с островка Хурадо, что близ побережья Кюсю, держал в бане боевую дубину на случай внезапного нападения. А в туалете знаменитого Такэды Сингэна было две двери, чтобы он мог выбежать в случае опасности"

И, соответственно, это мальчик, которого едва ли не с младенчества натаскивали "на правителя" во всех отношениях, начиная от физподготовки до глубокого образования по широчайшему кругу вопросов. Его учили "лучшие мастера" голактеги, учили хорошо, да еще с полировкой навыков знаниями Бене Гессерит. Напомню, что в первом же поединке насмерть этот бисенен без особого напряжения убил людоеда-фримена, для которого смерть и убийства - почти как воздух. Причем Пол сражался в непривычных условиях, без щита, на стрессе и т.д. Кстати, судя по тексту, далее герцогу пришлось регулярно повторять процедуру, так что в конце концов Чани начала встречать желающих бросить вызов, чтобы Муаддиб не отвлекался на суетное. Обычно как-то забывают, что юный Атрейдес не размахивал предсказаниями с требованиями повиноваться, а поставил себя нужным образом, как достойный муж, изменивший стратегию и тактику фрименов "чисто на скилле", за счет знаний, планирования и практических навыков ("твой план был хорош, Узул"). И мистические откровения бывли приложены к образу, а не определили его.
Т.е. Пол в фильме должен был выглядеть как чОткий поцык, у которого в каждом движении сквозит абсолютная уверенность в себе и собственной исключительности (не путать с высокомерием). Он идеально развит и тренирован, энциклопедически образован и т.д. Что же нам показывает "великий визионерЪ"? Сутулое субтильное чмо. Юный герцог не показывает зрителю ни физических кондиций, ни острого ума. И вот это жалкое создание подчинило себе орду людоедов, застрявших в родоплеменной организации, решающих любой значимый вопрос ультранасилием? Ну да, конечно, прям с двух рук верю! Причем сам по себе Шломо актер весьма неплохой, его просто нужно было для начала отдать в спортзал, хорошим тренерам, которые поставили бы ему хотя бы осанку и пластику. Снимать, разумеется, соответствующим образом. Чуть переработать сценарий, показав не мальчика-зайчика, которому отец (в 15 лет!) говорит, что отныне допустит на совещания и будет учить.

Джессика - вообще загробное рыдание. В оригинале она - "ведьма Гессерит", причем крайне высокого положения, идеально тренированная/дрессированная на управление людьми и прочую "социальную инженерию". А еще это - Стиль и Стать.

"И в который раз Лето спросил себя: кем были ее неизвестные предки? Может быть, они принадлежали к одному из Отступнических Домов? К опальной ветви императорского рода? Она выглядела более царственно, чем женщины императорской крови"

Это "железная леди" и няша в одном флаконе, причем легко убивающая суровых дядек, легко и технически, и в плане рефлексии. Джессика, вообще-то, жестко поставила на место Хавата (который, как мы опять же помним, сам тот еще убийца и раздумывал, не грохнуть ли харконненскую шпионку прямо по ходу беседы). То есть к Джессике все вышесказанное относится в той же мере, как и к Полу. Она - настоящая СНЖ (не современные пародии). Что же нам показывает "великий визионерЪ"? Это - властная, умная, смертельно опасная женщина высочайшего стиля? Нет, это жалкое вечнорыдающее создание, типичная "девочка-девочка" в представлении мужских шовинистических свиней. А ведь опять-таки задача адекватного и эффектного представления персонажа решалась сугубо техническими средствами.

То есть проблема даже не в том, что изначальные образы в экранизации искажены, это уже второй слой беды. А первый и базовый - это не Пол и не Джессика. Это не юный представитель военного сословия и не "ведьма Гессерит", а мальчик и девочка с соседнего двора, которым надели картонные короны и позвали в постановку детского утренника.

А почему в фильме все выглядит именно так? Традиционное презрение к первоисточнику - это уже "положняк" для современных творцов, но, думается, истина вообще очень проста. Суть вопроса идеально сформулировала Кочакова, которую я регулярно упоминаю, потому что для меня она (вкупе с Лилией Ким) - эталон профнепригодности, а также полезный источник информации, прямо разъясняющий, что не так с миром современного масскульта:

"Знаете, почему новая Джессика хороша? Потому что это первая Джессика, которая реально показывает страх за сына, причем нешуточный, и которая реально оплакивает Лето. Вообще очень эмоциональная Джессика, и это хорошо, потому что мы не за покерфейсами в кино пришли, а чтобы зеркальные нейрончики выгулять"

Кочакова глупенькая (о, помню, как она мне загоняла про то, как мономиф отменяет нормальную работу с реквизитом, это было прекрасно! :-)), и предыдущие экранизации не смотрела (господи, я защищаю Линча! куда катится этот мир...), но суть ухватила идеально.
Концептуальная проблема - неспособность, прости господи, "творца" показать персонажа, раскрыть его суть, эмоции, переживания иначе нежели тупой демонстрацией "в лоб". Но! В то же время это и - как встречное рукопожатие - неспособность уже аудитории воспринять что-то чуть более сложное чем истеричный разрыв полундры. Вильнев не может показать нам образы прирожденных аристократов "тела и духа", не может показать, как люди боятся и горюют - изящными средствами, без истеричного надрыва. "ВизионерЪ", полагаю, даже не понимает, что момент настоящего душевного страдания, надлома в исполнении персонажа, который доселе показывал железную выдержку, смотрится куда выигрышнее чем "поплачУ ка я еще раз..." Но и зрители ан масс уже не понимают, что можно "как-то по-иному", они с той же искренностью думают, что тонкая актерская игра, сложные образы, игра с ними - "покерфейсы".
Кажется, это называется "положительная обратная связь" :-)) И об этом мы уже давно и обстоятельно говорили с Асмоловым.
Сие грустно, но... что поделать, уходит в прошлое великая эпоха, когда авторы заморачивались, стараясь создавать правдоподбные миры, ситуации, образы. Ярче всего этот процесс показывает, на мой взгляд, разница двух "Аватаров". Между этими фильмами - пропасть, и при одном создателе, т.е. тут нельзя сказать, что бездарные подражатели все испортили.

N.B.
"... а почему ни у кого нет претензий к тому, какими манерами и породой обладает на экране многовековой аристократический род Харконенов?"

Есть, конечно, о Фейд-Рауте можно было бы сказать все примерно то же, что и относительно Пола. Оригинальный персонаж изуродован, пожалуй, страшнее всех прочих. Вильнев, как обычно, не смог показать рассудочное, расчетливое Зло (в книге то племянник весьма умен и крутит хитрые интриги) поэтому низвел все до уровня "ах, какой я гадкий! всэх рэзат!!!". На сцене с угрозами дядюшке утопить его в ванне, я взоржал яко былинный зверь тур, потому что это уже не глупость, это уже кретинизм во всех отношениях. Но... все, чтобы кочаковы не напрягали нейрончики.

P.S.
По ходу пиесы размахнулся еще и на вторую часть, т.е. развернутый обзор того, почему "Дюна" - в сущности не фильм, а нищебродский киноспектакль. Но посмотрел на объем и подумал, что хватит, пожалуй :-))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Проснулась рано, вместе с Алексеем (он без четверти 6 встаёт), но решила почитать, да и уснула. Разбудил громкий звонок мобильника: какая-то тётенька звонила какой-то Оле. Узнав, что ошиблась, молча отключилась... А у меня дико разболелась голова. Пройдёт, думаю, села за комп, стала тупо ...
Тема про здоровье мамы, в Малышах всегда все знают. Уже около месяца иногда ныли зубы на горячее, сладкое, то один зуб, то другой, то снизу, то сверху, но все с правой стороны. Сходила к стоматологу - обновили 2 пломбы, не прошло, надо сказать что боль носит периодический характер, ...
Надо отметить, что в синем небе звезды блещут. Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут; Следует особо остановиться на том, что туча по небу идет, Приходится указать, что бочка по морю ...
Порядочные умные люди всех стран, соединяйтесь! Порядочные умные люди всех стран не хотят соединяться. Порядочные они потому, что стараются жить морально и не нарушать УК. Умные они потому, что IQ немалый, но умны каждый по-своему, в своей сфере. Интегрально-социологически не получается ...
Я рад, что сейчас могу рассказать об удивительном времени, о том, что вы называете «Святки» С давних пор, на территории России, существует эта удивительная традиция. Время с Рождества до Крещения считается волшебным! И это не зря: во-первых, только в ...