Причудливо, однако, нет? :-)

топ 100 блогов postortodoxy — 29.06.2013 На следующей неделе участвую в Евро-азиатском Конгрессе психотерапии. Вначале думал предложить что-нибудь концептуальное, но установившийся зной над Москвой не способствует дерзости креативных прорывов, поэтому ограничусь описанием реальных интересных случаев терапевтического взаимодействия, принесших радость СТРАННИКУ и СПУТНИКУ.

Проглядываю аннотации к тренингам, которым предстоит там случиться. Нахожу прикольное из предложенного, ну, например, цитирую из их описаний:

- Мы используем побуждающую музыку, которая дает многозначную динамическую структуру для переживания и создает постоянно несущую волну.

- Желающие ознакомятся со способами управления своим организмом: Психоластик — Прихоскальпель или Разрушитель воспаления — Психоякорь или Модератор поведения — Психоматрица или Психологическая «записная книжка» — Психоплеер или Стимулятор активности— Психорация.

- Мы сделаем сакральную практику, которая поможет обрести контакт с энергией Любви.

- Прямо на семинаре любой желающий сможет освободиться от застарелой обиды, гнева, страха, боли в руках, голове, ногах, спине, Происходит Чудо-исцеление от физической тяги к шоколаду, сладостям, сигаретам, и т.д.

- Будут представлены методы парадоксального и перекрестного дыхания. Использование этих методик качественно меняет жизнь в сторону тонкочувственного понимания и осознания нашего физического и зафизического миров.

- Будет дано понятие четырехшаговой работы с Тенью: признание Тени, умение усиливать ее симптомы, умение «проглотить свою Тень» — возвратить свои собственные проекции, умение вести диалог с Тенью.

- Во время суфийского ритуала исцеления будет представлена одна из модификаций зикра. Зикр помогает избавиться от различных болезней, вызывает ряд интуитивных инсайтов, "выправляет линию жизни".

- Биотрансэнергетика — это поэтическое действо с целью познать сакральное творческое начало бытия и «стать мастером Транса». Мы сможем познать силы земли, воды, огня и воздуха, воспринимать любое событие, любую эмоцию, любого ангела-хранителя как поле. Мы выходим в контакт с истоком и становимся воплощением силы земли и океана, силы камней и животных, силы луны и водопада.

И все это закончится вечерним мероприятием — Настоящий Психотерапевтический бал в Венском стиле. «Язык» веера — универсальный язык для общения и взаимодействия.


Что ж, психотерапия - тоже форма жизни... :-) А так это выглядело шесть лет назад:

Причудливо, однако, нет? :-)

Но ведь тогда и там магазины вдохновения работали круглосуточно:

Причудливо, однако, нет? :-)

И доклады делались весьма нахально судьбоносные:

Причудливо, однако, нет? :-)


А текста то того в Сети и нет. Ну, ежели кому интересно, прошу... Со стихами, однако...:

"ПРИМЕНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ АСКЕТИКИ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОСТИ В СТРУКТУРЕ РЕЛИГИОЗНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ"


Резюме:
«Современная психотерапевтическая практика может быть обогащена креативным использованием приемов, почерпнутых из сферы классической традиционной духовности. Еще до появления психотерапии как науки, одной из функций религии было "утешение страждущих" и гармоничное устроение души посредством определенных аскетических техник. В докладе рассматриваются возможности актуализации духовного опыта предшествующих поколений для оптимизации психотерапии с современным клиентом".



Религиозно-ориентированная психотерапия является особым направлением психологической помощи и поддержки людям, находящимся в ситуации страдания, болезни, кризиса или нуждающимся в понимании смысла происходящего с ними в процессе жизненного пути. Сравнительно с другими психотерапевтическими модальности, данный подход раздвигает рамки контента происходящего в лечебном процессе. Здесь, личность клиента рассматривается не только в контексте фактологической обыденности, но предусматривается анализ перспектив, основанный на базисных ценностях традиционной духовности. Исходя из этого принципа, задачей религиозно – ориентированного психотерапевта является определить, найти и применить тот ключевой символ/архетип, который наверняка содержится в сокровищнице традиционной духовного опыта человечества.

Свидетельства духовных поисков и находок человечества просеяны через сито веков и то, что осталось действительно истинным и ценным запечатлено в устных и письменных источниках вероучительных традиций. Катехизические истины, жития святых, те или иные аспекты богослужения могут открывать именно то, что значимо для нашего клиента в его патологической ситуации.

Вот иллюстрация к сказанному в виде недавнего клинического случая. Эта супружеская пара обратилась к специалисту без запроса о какой-либо духовной помощи. Все проще – они, прожив два года вместе и, будучи очевидно неравнодушны друг к другу, не могут найти общего языка, прийти к единой точке зрения, каждый считает что знает, что лучше для обоих и «тянет одеяло на себя».

Психотерапевт, анализируя ситуацию, припоминает нечто из апостольского послания – «Жена не властна над своим телом, но муж, также и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7,4). Спроецированное на семейную реальность этой пары, апостольское увещевание послужило триггером к инициации новой терапевтической техники.

«- Ребята, я предложу вам упражнение, после которого ваша жизнь изменится. Правда это немного опасно, но вижу - вы молоды, сильны и любите друг друга. Пожалуйста, в течении 24 часов пусть каждый из вас высказывает как можно больше желаний партнеру в уверенности, что партнер обязательно выполнит его. Так поочередно. Желание его, желание ее. Постарайтесь не быть очень брутальными, воздержитесь от разрушительных желаний, ведь по условиям задания, если один из вас повелит другому спрыгнуть с девятого этажа – это должно быть выполнено».

Они уходят – удивленные, притихшие, присмиревшие, заинтригованные. Вернувшись сутки спустя, они рассказали, что сначала поэкспериментировали с капризами друг друга – ты меня понеси на руках, а ты своди меня в пиццерию, но потом им как то резко, доступно, опытно открылась потребная от них степень бережности по отношению к партнеру и ответственность друг за друга.


Эта история вполне проецируется на древнюю монашескую притчу, обосновывающую значимость взаимопослушания, приведем ее здесь в стихотворной форме:

Старец с послушником жили в пустынях Египта
Но как то весною, когда время сажать ростки
Старец промолвил: Чадо, теперь иди ты
На огород. И все правильно там посади,

Как полагается – зеленью в землю, а вверх корнями.
- Ох и опытен авва, а с возрастом сдал
Подумал послушник и рассудивши здраво
Все посадил как водится, старцу не рассказав

Только тот не уймется – Сделал ты все как надо?
- Нет, - признался юнец, - что выросло б корнем вверх?
- Бог с ней с капустой, а только б выросло, чадо,
Чудо послушливой веры в душе твоей.

К осмыслению аскетики мы неминуемо придем, изучая все религиозные традиции. Для того, чтобы выросло «духовное», необходимо выкорчевать сорняки «плотского». Но аскеза, в сокровенном ее смысле, не есть угрюмое самобичевание, напротив, правильно построенный процесс борьбы с низшим для того, чтобы пробудить в себе высшее, может быть увлекательным и оптимистичным, как в одном из великопостных песнопений упоминается «время веселое поста».

Аскетическое делание начинается с готовности к подвигу. Само слово подвиг, ведь еще несет в себе смысловую нагрузку - подвИг, то есть элемент движения, динамический компонент, осуществляемый в направлении преодоления себя - себя отжившего, устаревшего, окостеневшего. Из опыта работы со столь ныне распространенными тревожными расстройствами, можно утверждать, что страх это изнанка агрессии. И практическую значимость этого подкрепляет следующий пример:

Клиент – девушка 23 лет, на протяжении последних трех лет не выходит из дома, так как в ситуации открытых пространств, скоплений людей, транспорта или любой непривычной ситуации испытывает приступы по типу панических атак. В беседе она насторожена, склонна к конфузливости и робости. Однако при тщательном сборе анамнеза выясняется, что до этих лет, когда после ряда стрессов запустилась программа немотивированных страхов, она была по ее словам «безбашенной» настолько, что участвовала в драках футбольных фанатов, а зачастую являлась их зачинщицей. Да и поныне, в отношениях с матерью, с которой отношения выстроены симбиотически, она нередко проявляет реакции капризности до брутальной грубости.
Клиентке предложено обращать внимание на появление малейших признаков раздражения в первые моменты их возникновения, что соответствует (разумеется, в нисходящей проекции) аскетическому понятию «прилога», как первой стадии «страсти»
Вторым шагом, предполагая бессознательную гиперкомпенсацию энергетики гнева видимостью застенчивости, с ней пережит, продуман и прочувствован тезис авторитетного подвижника Аввы Дорофея «Смущение есть дело неразумия и гордости». Так у клиентки сформировано, на протяжении нескольких встреч, убеждение, что путем борьбы с агрессией, гневливостью, раздражительными реакциями, она получит избавление от приступов компульсивного страха. Терапия оказалась результативной – неделю спустя клиентка позволила матери отлучаться из дома, в то время как до этого боялась оставаться одна, а через месяц сама устроилась на работу неподалеку от дома. Трудность пользоваться метрополитеном пока остается, но терапия в описанном ключе, основанная на применении рекомендаций «духовного делания» продолжается.

Иногда, снижение неосознаваемой агрессии, которая является источником поверхностной тревожности, является практика добродетели прощения. На терапевтических сессиях практикуется припоминание возможных обид, начиная с детства и проводится анализ возможности прощения обидчика. Важность этого также видна из сказания об иноках Киево-Печерской лавры, которое также мы изложим стихотворно:

Жили вдвоем подвижники. Спасение стяжали
Вместе толкли зерно, вычитывали Псалтирь
Не о чем спорить было. Обид не держали
Попеременно были: ведомый и поводырь

Только Врагу не в радость, если все ладно
Поссорил он мирных братьев, как-то, постом
Один из них боль не забыл и зло затаил на брата -
Совсем – говорит, - не прощу – ни в этом веке, ни в том

И вновь, через время, в болезни, упав в колени
Чернец обидевший просит – прости меня брат
Только не тот, кто немощен, а кто надменен
Словно покошенный падает вдруг назад

Что тут случилось - видно духовным оком:
Когда летит в человека смерти копье
Тот, кто склонится – не будет судим жестоко,
Гибнет скорее настаивающий на своем.

Следующим примером трансляции аскетического опыта на терапевтическую реальность, мы опишем обращение к явлению так называемого «подвига юродства» и его перспективы для помощи при определенных психопатологических состояниях.
Феномен юродства почти специфичен для восточно-христианской (Православной) Церкви. Без сомнения, именно здесь он представлен в наиболее «чистом», а именно: преемственном, наполненным внутренней логикой т.е. экзистенциально «понятном», и иллюстративно-репрезентативном смысле Определить аскетический подвиг юродства можно таким образом, когда человек, находясь в абсолютно здравом сознании, отсекает от себя, с благословения духовника, возможность общения с лругими людьми, имитируя поведение безумца. Происходит последовательная имитация неадекватности, сознательная симуляция непотребства, шутовства, обнажения, абсурда.
Известный представитель «3-ей силы психологии» В. Франкл фактически инициировал это направление в искусстве профессиональной помощи, но стиль психологизирования без учета традиций духовного опыта человечества не позволил ему довести многообещающую и, может быть единственно действенную технику в экзистенциальном подходе, до теоретической полноты и максимума практической реализации. Метод нарочито шаржированного преувеличения симптомов невроза представлен у него парадоксальной интенцией. Он рекомендует юмор. Но духовно-актуализирующая терапия идет дальше, рекомендации для креативного использования пациентам становятся смелее, вплоть до практики нелепицы и мнимого аморализма.
Здесь остановимся подробнее и рассмотрим следующую клиническую иллюстрацию:

Проводится работа с женщиной среднего возраста, обратившейся за помощью в обретении уверенности в себе. Ей представляется, что постоянное ожидание неудачи препятствует тому, чтобы сложилась ее личная жизнь. Однако выявляется чувство вины, культивируемое ее престарелой матерью посредством внушения того, что дочь «всегда была непрактичной, ее любой обведет вокруг пальца, единственные, кому можно доверять – это родственники, и надеяться на установление отношений с мужчинами есть в какой-то мере предательство всей заботы, которая оказывается ей». Впрямую клиентка не может пойти против предписаний матери вовремя приходить домой и вынуждена сообщать о своем местонахождении несколько раз в день – «мне ее жалко, она будет психовать». Клиентке предложено разместить объявление возможно наиболее фривольного содержания на Интернет-сайте знакомств. После ряда откровенно непристойных предложений, она почувствовала, по ее словам, «себя совершенно другой, вразрез идущей с представлением близких о ней, при этом не стало мерзко, а скорее смешно, а потом вдруг легко. Нет, я не стала уверенной, произошло большее – я стала свободной быть разной – притворно вульгарной и искренне спокойной о своем будущем».

Такого рода поведение напоминает известную монашескую притчу из «Древнего Патерика», которую воспроизведем переложенную стихами:

Под лучами солнца по стране пустынной
Трудною дорогой шел седой монах
Сокрушенным сердцем призывал он Сына
Умною молитвой на сухих устах

Но нечистый видя светлый труд аскета
Искушая старца, подослал к нему
Льстивую девицу, замышляв при этом
Если не разврат, то гнев и стыдобу

Отстранившись кротко страстных вожделений
Старец тихо молвил - "что ж пойдем со мной"
А когда дорога привела к селенью
Посреди народа, он спросил - "начнем?"

Та смешалась - "стыдно... на глазах у многих"
"Если б раньше.." Старец возразил - "Постой..
"Ты людей стыдишься, я стыжуся Бога
Видящего тайны, Он всегда со мной,

Оставайся с миром. Мне пора в дорогу,
Научись стыдиться, если ты умна"
По стране пустынной на глазах у Бога
В тихом свете солнца уходил монах


Возвращаясь к практике «юродствующей» психотерапии, воспроизведем следующий диалог:

Клиентка - тучная, за 50, томной грацией и утрированной театральностью, подобные состояния именуются "инволюционная истерия Т.Гейера", жалуется:
- Смерти боюсь. Года три как. То ли своей, то ли близких. А вдруг? Бывает ведь... И молодые ни с того ни с сего... У вас тут салфетки есть, а то я сейчас плакать буду...Это нормально? Ну, вы наверное привыкли.. А еще, в аварию попали, новехонькую КИА помяли, а еще на даче маленький пожар. Сглазили, наверное.. А за что? Я ведь никому зла не сделала, всю жизнь достойно прожила, сначала членом партии была, сейчас в церковь хожу...
- Да? И что? Исповедуетесь, причащаетесь? И что батюшка говорит?
- А что ему говорить? У меня грехов то и нет. Не крала, не гуляла от мужа, абортов ни делала, ну если что в сердцах может скажешь...
- Да-да... Конечно.. Только в самом главном то не покаялась, ведь? Что Бога убила! А?
- Эээ ттт ооо ккак?
- Ну так, каждый раз, когда вы говорите Богу "нет" - мол, пусть мама до 200 лет живет, пусть у меня никогда больше ничего плохого не будет, словом, измени, Боже, Свою волю обо мне, вы ему гвоздь в распятые руки вбиваете. "Отче наш" знаете?
- Каждый день читаю
- Так там чья Воля пусть будет?
- Ну я не могу так. Ладно, пусть я (на надрыве).. А Пашке зачем мучиться? Сына воспитали, образование дали, а он женился на певичке и в той семье его унижают. Вот я ему и говорю - что у тебя за теща, ты должен ее - во! в кулаке держать!
- Таак... И сына, стало быть, убила.
- Это они его унижают, а я говорю как надо.
- Ваш Пашка олигофрен?
- Вы, вы, вы, что? Он почти кандидат наук. Но они моего ребенка не ценят. Навязали жену с чужим ребенком... Вот мальчик от нас и отошел, только вздыхает... Наверно они и меня глазят...
- Мальчик, ребенок... это вы о ком? О парне, кандидате наук зо лет?
- Для матери он всегда мальчик
- Ооо, а по другому подумать не пробовали? О законах человеческого бережного общения. О том, что давать советы, оценки, рекомендации можно только тогда, когда о них попросят? Я уж не знаю, кто кого глазит тут, но то, что вы считаете себя умнее всех это уж точно.
- Что же делать доктор?
- Ровным счетом ничего. Смириться с волей Бога о вас. Смириться с волей сына о его собственной жизни. И никогда никого ничему не учить, пока вас об этом не попросят.
- Да, все на поверхности, как я сама не сообразила, а ведь на работе хвалят за то, что всегда выход найду. Вы говорите, что очень важно, чтобы Паша не мог обвинить меня, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь, разведется ли он, или будет терпеть, или поставит себя, как мужчина в этой семье. Именно так. Да, мне было нужно к вам придти. Я постараюсь.
- Что?
- Ну, не настаивать на своем.
- Ох, как же здорово, что вы поняли. Свое - это не всегда хорошо. Действительно нужно. Но трудно. А потребуется поддержка - кабинет знаете...

Термин «аскетика» является производным от греческого понятия «упражнения для спортсменов и потому, в ее практику входит культивирование смелости. В традиционной духовности распространена фраза – «Единственное, что отличает нас от святых – это смелость и решимость». Вот как это преломлено в психотерапевтическом случае, так же с элементами «остраннения» ситуации, сводимыми к юродству:

Клиентка – СТРАННИК - 35 лет, располневшая, рыхлая, как то особо непривлекающе одета - черные брюки, серый свитерок, сбитые зимние сапоги. Она забивается в глубину кресла и отвечает словно заученным текстом:
"Да, уже ко многим обращалась. Вот ночью бывает, как подбросит меня на постели среди сна и вливается в меня ну прямо адский холод. Вся дрожу, зуб на зуб не попадает. И страх. И ступор. И, главное, в комнате то тепло, а извнутри, все в ледяном оцепенении. Через полчаса отпускает. А еще головные боли бывают, и такие адские - словно яркая электрическая дуга между глазом и ухом пульсирует"

Потом рассказывает про жизнь, но это повествование уже сквозь рыдания:
"Пятнадцать лет назад погиб муж. Геройски. Я им до сих пор горжусь, с ним никто не сравнится. Вот я и на мужчин смотреть не могу. Только работаю. А муж, словно постоянно смотрит на меня откуда то сверху и словно подсказывает что мне делать, а порой и наяву словно где то в углу его очертания вижу".

Затем начинается диалог:
СПУТНИК: Так, несчастливость понял. А радости то в жизни какие?
СТРАННИК: А ведь совсем никаких радостей нет доктор. Сама я из Хабаровска, там мама осталась и могила мужа. Вот и работаю семь дней в неделю без выходных. Вечером в 11 домой прихожу и спать. Две недели отпуска - домой к маме, там плачем вместе. Ну совсем ничего в жизни хорошего нет. Так и задумаешься порой - а зачем такая жизнь, может лучше что с собой сделать, чтобы разом все прекратить? Или в монастырь уйти, часто думаю?
СПУТНИК: А что, в монастырь, говоришь? Ты чего, церковная что ли девочка?
СТРАННИК: Ну да, иногда даже исповедаюсь и причащаюсь
СПУТНИК: Странно, что не то что в монастырь, а что тебя из храма то не гонят, анафемы не накладывают..
СТРАННИК: А что не так?
СПУТНИК: Да ты хуже Иуды....:-) Уж прости, что я так прямо с тобой, по русски, по православному....:-) Ведь бОльшего греха, чем Божий мир проклинать не придумано еще. Иуда то по корысти пал, а ты ведь по злобе. Ты ж на весь мир, на родных, на Бога прям обижена, что чуть не нож точишь, ах как с тобой несправедливо обошлись - мужа в 22 отняли и заменить его некем. Все блин неправы. От всех уйду. Повешусь или в монашки. Ну рассуди, если ты веришь не фарисейски, - Богу такой выбор от тебя понятен и приятен? Кощунка ты. Вот с тобой нечистый и играет, по ночам то холодом будя...:-)
СТРАННИК: Ой, как встряхнули вы меня. Да, еще ем я. Много. Вот в чем радость одна. Навернешь бывает пачку пельменей зАраз, вроде и отпускает.
СПУТНИК: А вот за это спасибо. Это мы сдвинулись. Наконец сама в себе грех увидела. Пока невинный - обжорство, но это начало. Вот когда откроется в тебе, что ты, дуреха, своей обидой себя же и растравляешь, мир Божий свои безлюбием делаешь холоднее, всех вокруг жирным своим видом пугаешь, являешь собой вернейшее средство отвращения людей от Церкви, ведь рассуди, пообщавшись с тобой разве кто захочет стать христианином, чтоб на тебя быть похожей? В общем, по крупному рискуешь ты, девочка, не только гадко еще оставшиеся полжизни провести, но и душу вконец загубишь, растворишь ее серной кислотой обиды. Удумала тоже - монастырь. Туда надо от такого счастья идти, которому мира мало, когда на преображение себя и других радостная отвага тебя переполняет.
СТРАННИК: А куда тогда идти. Я вот думала в Институт питания, хоть вес сброшу.
СПУТНИК: Вот и умница. Растешь на глазах. Сначала сделайся красивой и счастливой, а главное, чтоб не лицемерить Богу в благодарственных молитвах, а то бормочешь в молитвах "Слава Богу" а сама под тем подписаться не можешь. Значит сначала будь пригодна миру, а потом уж выбор -либо замуж либо в обитель. Но чтоб именно это был выбор, а не безысходность. Сумеешь?
СТРАННИК: А можно еще к вам придти? Со мной так никто не говорил. все жалели. А наверно, мне не этого надо.
СПУТНИК: Пинка тебе хорошего надо в некогда красивый, а ныне безобразный зад...:-) Подтверди серьезность намерений - придешь ко мне как три кило скинешь, продолжим душу твою от обиды отстирывать...:-)
СТРАННИК: Да-да, я попробую. Ждите через две недели. А завтра же я в Институт питания, пусть диету мне разработают.
СПУТНИК: Во-во. Сначала человеком стань, а уж потом, может и в инокини сподобишься. Равноангельский чин то, понимаешь... А ты, с петлей.. Ну все, раз поняла иди. И жду. И чтоб приятно на тебя в следующий раз посмотреть было...
СТРАННИК (неожиданно звонко, порывисто, весело) - Поняла!

Есть среди аскетических практик культивирование такого подвига как «молчание». Это было использовано в следующем примере:

28- летняя клиентка направлена гастроэнтерологом поликлиники. У нее ощущение жгучих спазмов в желудке и кишечнике, уточняя ее словами- «все что ниже сердца, у меня зажато». История СТРАННИКА: Отношения с ее партнером длятся около трех лет. Тот – очевидно сильнее ее и, несмотря на то, что пробовали и жить вместе, и просто встречаться, неминуемо возникает ситуация, когда он требует от нее того, что за рамками ее возможностей принятия, прощения, пребывания вместе. Он может хамски обругать ее, беспочвенно и глупо ревновать или сам исчезнуть на несколько дней. Он заставил ее поверить в то, что «это любовь, фатальная и безысходная», а значит, «ей надо научиться принимать его такого, каким он есть просто потому что другого выхода для них обоих нет». И она, кажется, этим прониклась, в том смысле что исповедует собственное бессилие – «Да, я могу ему все высказать, что мне больно, я могу выругаться, я могу сказать ему, что между нами все кончено. И порой мне кажется, что это единственное, чего я хочу. Но. Но я не могу противостоять ему. Он будет беспрестанно звонить мне на работу. Он будет ждать меня с цветами у выхода из офиса или у подъезда. Он бросится на колени или начнет меня обнимать и я … Я таю… Я не могу противостоять его напору».
СПУТНИК: « Да, я понимаю, чего вы не можете. Да, после этого рассказа вы и сами можете истолковать свои телесные расстройства как символ спеленутости. Но вопрос в том, что вы можете. Что еще не использовалось? Если вы скажете – «все уже пробовала и остается расставаться» - вы пригласите и меня в ваши пеленки, предложив присоединиться к беспомощности, ну, скажем, спев вам успокоительную колыбельную. Нет, на это мы с вами не поведемся. А вот попробуем простое задание. Оно проистекает из принципа – «если не получается, чего не можешь, то сможешь то, что получится». В вашем случае это применимо так – молчите с ним. 17 дней. Предупредите его об этом. Рандомический выбор срока – дополнительный фактор вашей способности влиять на ситуацию, той способности, которую вам показалось, потеряли. И конечно предупреждаю – будьте готовы к запредельным нагрузкам. Будет и телефонный террор с его стороны и попытки обнять и угрозить, но если вы продержитесь назначенный срок – несомненно что-то изменится. Поверьте.

Что здесь произошло? Клиент приходит к нам и предлагает ту систему координат, в рамках которой не предусмотрено выхода из ситуации. Иначе, выход был бы найден без помощи со стороны. В приведенном случае, безусловно схематизированном, сокращенном и шаржированном, следует принять во внимание четыре терапевтических посыла. Первое и универсальное – безусловная констатация возможности дальнейшего творческого поиска новых форм восприятия и поведения. Это актуализация онтологической категории СВОБОДЫ. Второе – апелляция к смелости, отваге, решимости, что репрезентирует возможность аутентичного самостояния – БЫТИЯ. Третье – непредсказуемость поведения для партнера неким образом символизирует МУДРОСТЬ. И наконец, четвертое, в данном случае, инструментальное, отсылает нас к почтенной восточной традиции «АХИМСА» – ненасильственному несогласию со злом. Применив эту духовную стратегию в политике, махатма Ганди достиг немалых результатов в освобождении Индии. Будем надеяться, что это сработает и вышеприведенном случае.

И, наконец, в запросах клиентов встречается апелляция к «рассудительности». Тогда терапевт выступает в роли опытного ответчика, почти катехизатора. Вспомним, что великий подвижник Кассиан Римлянин рассудительность называет «королевой и величайшей из всех добродетелей». Взглянем, как это происходило, обратив при этом внимание, что специалист – СПУТНИК- стремится поддерживать постоянный раппорт, изъясняясь в речевой манере, ментально экологичной для данного клиента – СТРАННИКА:

СТРАННИК- Вот разглядывал вашу визитку, доктор, там написано что-то про религиозную терапию... Вы и со мной такое проделываете? А ведь я убежденный атеист.
СПУТНИК - Ну что ж, это очень приятно. Особенно, что убежденный. Значит - думал, значит - не был равнодушным, значит - выбирал и решал. Уважаю.
СТРАНННИК - Вот именно, изучал. Вот я вас сейчас как верующего спрошу, а знаете притчу о блудном сыне? Так вот разве это справедливо, что послушному и добродетельному старшему брату, отец не давал козленка повеселиться, а этому развратнику пир устроил?
СПУТНИК - Так никто и не говорит, что Христианство - религия справедливости. У нас религия любви. А любовь, как сами знаете вовсе не справедлива. У нас как: милость превозносится над судом». И в этом суть собственно религии - любить и быть любимым.
СТРАННИК: А вот еще что совершенно нелогично и непонятно. Из того же Евангелия от Луки(уж простите, единственное которое читал, понравилось своей композицией, что ли) так вот там сказано, что пастух радуется более об одной овечке, а не о 99 оставшихся. женщина там монетку нашла и прям всех созвала, что это?
СПУТНИК: Да. А дай ка я те сейчас больно на ногу наступлю. На мизинец левой ноги. Ты о нем вспоминал небось месяц назад, когда стриг ногти. А больно будет - так заболит так, что про легкие, печень, сердце забудешь. Так. давай представим и Богу больно, когда последний там забулдыга, забытый опущенный обиженный грешник про Него забыл и вдруг вернулся.... Сколько Ему радости от того.
СТРАННИК - Нет, а вот еще. А что это у вас такое - все позволяется и сказано, что можно покаяться. Вседозволенность и распущенность получается. Это неправильно.
СПУТНИК - Ох, да еще хуже. У нас и поговорочка мерзкая сложилась: не согрешишь - не покаешься. Но давайте понимать так: это козни нечистого духа зла, ведь мы еще и в дьявола верим, который гадости подстраивает.
СТРАННИК - Так что получается, меня к вам дьявол что ли привел. Ведь я с неврозом пришел, сейчас вроде жалоб нет, но ведь болезни наверно от черта?
СПУТНИК - И вовсе необязательно. смотрите, как мы мило беседуем с вами 6еседуем с вами. может болезнь посылается как возможность обратиться за помощью и получить ее. а потом, вот так по душам разговориться, так что не удивлюсь, коль скоро у вас такой интерес, что через пару месяцев мы в храме с вами встретимся.:-)
СТРАННИК- Не знаю. многое меня смущает. вот охрана у патриарха, мерседесы бронированные...
СПУТНИК - А знаете, меня тоже. Это знаете ли такая церковная болезнь что ли, происшедшая от сращения с государством. у любого христианина, знаете ностальгия по апостольским Но вот приходите в реальную церковь, вдвоем будем стыдиться, что наши иерархи не хотят быстрее стать святыми...:-)
СТРАННИК - Нет, а вот еще... семь смертных грехов. вот грусть среди них, как это? что с того, что человеку взгрустнулось?
СПУТНИК- Ну, во первых не грусть, а уныние и отчаяние. Ведь это что значит - ну не радуется человек ни теплу, ни красоте, ни солнышку... и словно говорит Богу - ну и паскудный Твой мир, что мне в нем так плохо. Что ты за Бог, если я несчастлив... Хорошо ли это?
СТРАННИК - Ладно, понятно, а вот чревоугодие почему смертный?
СПУТНИК - А потому что набил пузо и Бог никакой не нужен. Глядите шире. Вот пришел человек на чудесный балет, а сам думает - скорей бы антракт, там бутерброд с икоркой куплю. ведь виновен он тогда против балета.:-) Вообще, наверно смертные грехи это те, впадая в которые, человеку становится ненужным общаться с Богом, неважно и неинтересно. Ну и что Богу ответить человеку, которому Он не нужен? Быть милым насильно?
СТРАННИК - А почему так много разных религий?
СПУТНИК - А потому что так много разных людей. Вот китайцы не смогут полюбить христа со своим общественным менталитом. Вот, писали у них литературный герой чайка Джонатан объявлена врагом нации. Ну и со своим скучным Конфуцием спасутся. Знаешь, как у нас Христос говорит - "В доме Отца комнат много".
СТРАННИК- а вот все же я церковь не люблю. Даже если ваш Бог есть, то лучше с ним напрямую.
СПУТНИК- С Ним то да, если сумеете. Только вот что есть церковь. Читали ведь Евангелие? "Где мол, двое или трое собрались во имя мое там Я посреди них". Так что беседуя с вами сейчас, прорываясь и докапываясь до смыслов, в каком то роде мы тоже являем собой церковь. Ведь вы не встаете и не уходите, ведь вам интересно со мной, а мне с вами. Значит мы дорожим бытием друг друга хотя бы здесь и сейчас. А что это как ни любовь.
СТРАННИК – Спасибо, док, я не думал что мы заговорим об этом на последней встрече, просто в визитку заглянул. но будем честны, вылечил то меня не Бог, а препараты, назначенные вами. Что ж вы просто не помолились сразу, раз говорите, что верующий?
СПУТНИК - А знаете, если бы Бог сразу исполнял все наши желания, а также прихоти и капризы, мы бы не развивались. Думаю, что Бог хочет для Себя умных и достойных собеседников.
СТРАННИК - Ага, понимаю, как там "по образу и подобию"...
СПУТНИК - Вот видите, какой вы хороший богослов...:-) именно. и может дьявол терпится Богом для того, чтобы давать возможность подвижникам побеждать его. и трудности - для того, чтобы преодолевая их, становиться сильнее. и несчастья - чтобы не черстветь сердцами и становиться терпеливыми к другим. И слабости наши - чтобы умнеть и синтезировать новые лекарства. А подавай Бог нам по первой просьбе все и сразу, как неисправный автомат с газировкой, мы бы всю жизнь оставались неразумными и избалованными детьми. Вот Православие и учит, что предназначение человека это принятие приглашения стать богом.
СТРАННИК - Да, так я еще не копал глубоко. Буду думать.
СПУТНИК - И вам спасибо за возможность поговорить о том, что мне самому невероятно интересно

Завершая сообщение, хотелось бы отметить, что если научной психотерапии немногим более века, то аскетические практики существуют тысячелетиями. Интегрировать их в процесс психологической помощи представляется нам сколь дерзкой, столь и необходимой задачей. Многое осталось за рамками нашего доклада, не претендующего на исчерпывающее видение материала. Единственной нашей задачей является приглашение поразмыслить с нами на тему соединения традиционного духовного опыта и современной психотерапии.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мог ли Владимир Путин не замазаться в бандитстких связях и схемам "лихих 90-х"? По мне так ну никак не мог. Тогда же бандиты рулили всей страной, всеми бизнесами, всеми правоохранительными органами. Ну может не так чтоб совсем уж "рулили", но участвовали на всех уровнях плотно и ...
Варваре 34 года, разведена, детей пока нет. Собственно, и развелась-то именно по этой причине - бывший муж детей не хотел. Нет, категорически от деторождения не отказывался. Тянул время. - Понимаешь, малыш! - говорил он. - Ребенка завести - это не ...
"Меня воспитала Стратегия-31 Эдуарда Лимонова", признался некто Михаил Светов, лидер либертарианской партии организовавшей  29 июля совместно с Навальным митинг на пр. Сахарова. Ну да, я вас всему научил.Современную оппозицию - всему, да и власть изрядно покопалась в моём ...
В людях Алексей Денисов разочаровался, но нашел себе преданного друга в лице ворона. Разведясь с супругой мужчина впал в длительную депрессию, перестал общаться с людьми, ничто в этом мире его не радовало. Началось с того,что в 2005 году птенца приютили в доме знакомые Алексея, но у ре ...
Ребята из Австралии строили себе машинку 5 лет и построили. Пофиг на сроки, деньги и #сколькопрёт и #сколькожрёт . Просто красиво получилось. Блок, судя по информации из их фейсбуков, EJ20 расточенный в Crest CNC до 2.35 литров. Выдаёт 630 лошадей. Поршневая и еще чего то для ...