Причины профессионального выгорания

Уж не знаю с чего он это взял, помню ссылался на какое-то зарубежное исследование. Ну типа британские ученые установили...
Я тогда подумала, что он это говорит, чтоб людям денег не платить. Но, как оказалось он был по большей части прав. Отсутствие признания или вознаграждения - лишь один из многих факторов профессионального выгорания и снижения рабочей эффективности сотрудников.
Оглашаю весь список основных причин профессионального выгорания.
Избыточная рабочая нагрузка. У всех есть пределы, и важно опираться на них, а не на требования и планы, оторванные от человеческого фактора. Если с нагрузкой ничего не делать, то ожидать снижения выгорания у сотрудников невозможно.
Культура, ориентированная на результат, слишком высокие требования. Корпоративная культура может транслировать сильное давление на тех, кто не выкладывается на 120%. Это нормально, когда мы говорим о кризисных временах, но если такое давление действует постоянно, то возникает вопрос: насколько эффективна эта система?
Отсутствие контроля собственного рабочего процесса и автономии. Если человеку говорят о том, что, как и когда он должен делать, не давая возможности адаптировать практику под себя и свои особенности, это может стать причиной выгорания. Потребность чувствовать себя свободным — базовая для человека, ее систематическое неудовлетворение приводит к проблемам с мотивацией.
Низкая эффективность бизнес-процессов. Бюрократия, сложности с согласованиями, простои и непрозрачность ролей приводит к серьезному стрессу на работе, и, как следствие — к выгоранию.
Однообразие задач, низкий уровень ответственности. Отсутствие разнообразия задач, невозможность влиять на процесс и видеть прогресс — это серьезный фактор риска выгорания. Недостаток мотивации истощает, заставляет день за днем преодолевать себя и бороться со скукой.
Отсутствие признания или вознаграждения. Иногда работа сотрудников может быть невидимой для других. Социальное признание — одна из базовых человеческих потребностей. Оно может выражаться в похвале, благодарности или в финансовом вознаграждении.
Несправедливость, отсутствие человеческих отношений в команде. Возможность строить здоровые, поддерживающие и равные отношения с людьми, с которыми человек проводит большое количество времени, очень важна. Конфликты, наличие «любимчиков», невозможность неформально общаться с коллегами напрягают и приводят к выгоранию.
Отсутствие смысла деятельности. У человека должно быть точное понимание, какую социальную значимость имеет его работа, даже если на первый взгляд кажется, что она невелика. Людям важно гордиться тем, что они делают, это позволяет им выносить большое напряжение, быть вовлеченными и активными.
Этический конфликт. Если на работе приходится делать то, что человек считает неприемлемым, это вызывает сильное напряжение, рискующее перерасти в выгорание.
Некомфортные условия для работы. Важно, чтобы среда, окружающая человека, была комфортной для него. Убедитесь, все ли сотрудники удовлетворены местом, где они работают.
Столкновение со страданием и болью других людей, несправедливостью. Эта причина выгорания проявляется у врачей, учителей и работников помогающих профессий, потому что им важно проявлять эмпатию по отношению к другим. И если окружающие находятся в неблагополучном состоянии, это может спровоцировать серьезное истощение.
Несоответствие позиции человека его компетенциям и интересам. Выгорание легко случается у сотрудника, который находится не на своем месте, ни по компетенциям, ни по интересам. В этом случае даже самые благополучные условия труда не помогут человеку избежать выгорания. Это может быть как проблемой неправильного найма, так и проблемой непрозрачности карьерных траекторий в компании.
Самое интересное в этом списке то, что рычаги влияния на ситуацию находятся у руководства компании в основном. Т.е. проблема выгорания - это проблема не сотрудника, а организации в которой он работает. Ну или так: выгорания это лишь частично проблема человека и наносит удар это состояние не только по психике сотрудника, но и по деньгам компании.
Ответ руководителя на претензии сотрудника "Не нравится - уходи! Другие в очереди на твое место стоят" - в корне неверный и экономически проигрышный. Он не только ухудшает качество жизни конкретных людей, ваших коллег и подчиненных, но и мешает зарабатывать компании больше денег.
И известный афорризм шеф-повара "Не можешь выдержать жар на кухне - уходи" , шеф-повару нужно осмыслить в ключе "А должна ли твоя кухня быть такой жаркой?".
|
</> |