приближаясь к юбилею

топ 100 блогов farma_sohn06.11.2011

Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru.

в 1913 году мы, если доживем, сможем отметить один важный юбилей: 100 лет знаменитой фразы Розанова «через сто лет все будут у евреев»

вот текст:

Ибо народ наш неотесан и груб. Жёсток. Все побегут к евреям. И через сто лет «все будет у евреев». Язычество есть младенчество человечества, а детство в жизни каждого из нас – это есть его естественное язычество. Так что мы все проходим «через древних богов» и знаем их по инстинкту. Несомненно, однако, что западники лучше славянофилов шьют сапоги. Токарничают. Плотничают. «Сапогов» же никаким Пушкиным нельзя опровергнуть. Сапоги носил сам Александр Сергеевич, и притом любил хорошие. Западник их и сошьет ему. И возьмет, за небольшой и честный процент, имение в залог, и вызволит «из нужды» сего «гуляку-праздного», любившего и картишки и все. Как дух – западничество ничто. Оно не имеет содержания. Но нельзя забывать практики, практического ведения дел, всего этого «жидовства» и «американизма» в жизни, которые почти целиком нужно предоставить западникам, ибо они это одни умеют в России. И конституция, и сапог. Не славянофилы же будут основывать «Ссудо-сберегательную кассу» и первый «Русский банк». А он тоже нужен.

(13 декабря).

(здесь, кстати, небольшая подборка высказываний про евреев из опавших листьев и мимолетного.)

сказанное Розановым – очень глубоко. И горит все тем же огнем. По-прежнему нет конституции. Ибансковское дело пока – в пеленках. Хотя если оно есть – то как раз благодаря еврееям. И «шить сапоги», увы, пока так и не научились. И весь дух движения от этого «пока» – в банках, конституции, сапогах -тот самый дух движения «к евреям», именно так и понимается это «западничество» «адептами русской суверенности». Но сегодня эти адепты – уже «у евреев», «хорошо устроившийся еврей» – центр их космоса, ихглавная мечта и предмет зависти.

Но мысль Розанова куда хитрее. Обратите внимание на этих «языческих богов», через которых «мы проходим». На первый взгляд может показаться, что русские со славянофильством – пока язычники, а «у евреев», «в западниках», т.е. в удобных сапогах и на мягком, хорошо сделанном диване – эти дети превратятся в порабощенных евреями «взрослых» (вот вам тогда еще одиин смысл борюбы с «педофилией»).

Но первый взгляд этот – обманчив. Розанов – современник Гарнака, он читает его книги и ссылается на них в своих фрагментах. Книга Гарнака  о Маркионе появится чуть позже – в 1921 (а за ней не менее важная книга об августине, одна из основ обращения в христианство еврейского кружка немецких интеллектуалов, куда входила Арендт, написавшая чуть позже об Августине собственную книгу), но смысл того, что напишет в ней Гарнак, можно вычитать уже и из ставших знаменитыми в Европе и России книг конца 19 – начала 20 века. А смысл этот – в обострении вопроса о противопоставлении ветхого и нового завета, «закона» и «благодати». Старые, страшные мифы древних народов, которые несет в себе ветхий завет (ср. «еврейскую древнюю тайну» Розанова) находятся в напряженном противоречии с сутью нового учения о Спасителе, война двух богов – старого грозного демиурга и нового «бога жывого» раскол внутри самой христианской цивилизации, никуда она от гностицизма с его противостоянием богуа зла и материи и бога добра и духа не убежала.

«Западники» Розанова – они же «евреи» – люди «материального бога», бога «языческого», т.е. демиурга, хозяина зла. «Славянофилы», «люди духа» – носители «подлинного», «маркионистского» христианства, религии «бога жывого» (бога радостной любви) – обречены по розанову, ибо демиург и евреи,верные хранители его религии, окружают огнем «людей духа» с двух сторон – и с стороны «детства», и со стороны «старости», и там где древний ужас и древняя тайна (осязательное и обонятельное отношение к крови), и там, где сапоги, софа и мягкий вагон поезда.

Если говорить в терминах советского интеллигента, то с одной стороны – андромеда, с другой – софа и москвич. И деваться – некуда. не даром последний Розанов, тоскующий по теплу и сытости, прости прощения у евреев.

весь мир горячего  христианства оказывается лишь путем от «плохо устроившегося еврея» (т.е. еврея древнего) к «хорошо устроившемуся еврею», т.е. «западной материальной цивилизации довольства».

чтобы оценить весь драматизм мысли Розанова, надо поставить рядом с ним позднего Толстого, очень близкого во многом Гарнаку (коего он почитал),и,конечно, держать в уме христианство Пастернака, доктор Живаго которого – развития гарнаковского напряженного маркионства, и именно потому и Живаго, противостоящий демиургу (в том числе и демиургу внутри самого еврея Пастернака!)

Вне этого умонастроения  абсольютно ничего нельзя понять внутри развития европейской мысли первой трети 20 века. Вся консервативная революция пронизана этим напряженным пюротивостоянием «двух богов», это лего можно обнаружить у Шмитта, Хайдеггера, Фрайера, Юнгеров…. И, конечно, именно это противостояние «двух богов» определяет многое в советской консервативной революции,оставив свои более или менее сильные следы у любого крупного мыслителя и писателя нулевых – 40х годов 20 века (у Леонова и Мадельштама совсем не менее, чем у Пастернака или Лосева).

Оказаться «у евреев», если об этом забыть или не подумать как следует – слишком легко. Нынешний русский национализм, целиком воспроизводящий программу сионизма – весь – «у евреев», его верховная утопическая мечта – «хорошо устроенный еврей». Сионизм -программа-катастрофа во всемирном масштабе, ну а устроитьу себя карго-филиал мирового апоокалипсиса, превратив страну в карго-аэродром, ожидающий прилета Демиурга- это очень, конечно, по-педагогонски. Не в первой. Бледнолицые педагогонцы любят наступать на одни и те же грабли даже поболе любых плохо устроенных евреев.

Но как же прозорлив Вас Васич!

судите сами:

…право, русские напоминают собою каких-то арабов, странствующих по своей земле…

И «при свете звезд поющих песни» (литература). Дело все не в русских руках.

не только это удивительное провидение будущих «русских палестинцев»,  взыскующих свой сион, но еще и эти «русские руки», т.е. «не от себя устраивающийся мир» (дорога к Хайдеггеру и Бибихину)

однако интересно, что 20 век внес своои коррективы в некоторые его суждения.

Одно и другое – талант и не более, чем талант, – вытекает из их связи с Божеством. «По связи этой» никто не лишен некоторой талантливости, как отдаленного или как теснейшего отсвета Божества. Но, с другой стороны, все и принадлежит Богу. Евреи и сильны своим Богом и обессилены им. Все они точно шатаются: велик – Бог, но еврей, даже пророк, даже Моисей, не являет той громады личного и свободного «я», какая присуща иногда бывает нееврею. Около Канта, Декарта и Лейбница все евреи-мыслители – какие-то «часовщики-починщики». Около сверкания Шекспира что такое евреи писатели, от Гейне до Айзмана? В самой свободе их никогда не появится великолепия Бакунина. «Ширь» и «удаль», и – еврей: несовместимы. Они все «ходят на цепочке» перед Богом. И эта цепочка охраняет их, но и ограничивает.

Не знаю, Мандельштам и Бродский (а возможно и Пастернак) – не ответ ли Вас Васичу, что и здесь все не так просто, и нынешняя русская поэзия, находящаяся в унизительном (или возвышающем?) плену у Бродского и Мандельштама – не есть ли самое радикальное исполнение его собственного пророчества?

Мандельштам и Бродский – евреи, «плохо устроившиеся», превратившие это свое «плохое устроение» в поэтику, в космос, которому пока «русская песня» и близко не видит исчерпания и конца. Куда не пойди, к туманности ли Андромеды (даже если не вспоминать – кто есть братцы Стругацкие, а, кстати, без мысли о Маркионе этих еврейских братьев не понять), или к «хишным (и уютным) вещам века»  – всюду русский человек «окажется у еврея».

Уж не об этом ли – Федор Михалыч, с его советом смириться гордому человеку? Ибо никаких интеллектуальных сил, способных не то что бросить вызов этому космосу, но даже приблизиться к осознанию его масштабов,проблем и вызовов – мне в педагогонии не ведомо, и не крылову с галковским по плечу такие масштабы «того, что против нас».


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
1983-1984. Донецк на снимках Александра Ивановича Стринадко 1983. Макеевка на снимках Александра Ивановича Стринадко ...
Друзья! Напоминаю. Завтра в Москве состоится митинг в поддержку Егора Бычкова. Всех добрых людей ждут в 14 часов у памятника Грибоедову на Чистых прудах. Организаторы не мы. Решили, что митинг пройдет без политики. От нас летят Женя Маленкин и ...
а также: признавайтесь, чья супруга трет каменты: http://community.livejournal.com/useless_faq/11458232.html > > но у меня лично нет авто и поэтому считаю, что нет у меня прав там писать((( да это не важно, хотите я за вас слово замолвлю? Ответ был таким: Спасибо, ...
И все-таки пока больше похоже, что это все-таки будет "операция Саддам". То есть - локальная, с быстрым переходом к полному краху. Во-первых. Самый очевидный вопрос - почему через 8 лет? Ведь ежу понятно, что 8 лет назад РФ была гораздо сильнее: и экономика крепче, и репутация у России ...
The Red Plague Beats the Brown One by Vasily ...