Преступление века! Как волшебный "Шерлок" в одночасье превратился в напыщенную чепуху
sherlock-serial — 13.01.2017 Перевод рецензии из DailyMail. Переводчики Онда и shamrockroversС какого момента все пошло вкривь и вкось? Все так хорошо начиналось. Затем постепенно нас стали терзать смутные сомнения, и мы начали беспокоиться о том, что прежнее обещание останется невыполненным. Увы, мы оказались абсолютно правы. Нет, я не говорю о президентстве Барака Обамы. Я имею в виду новую версию Би-би-си "Шерлок".
Первый сезон был выше всяких похвал. Быстрый, ловкий, упоительно умный, и все это было сделано так, что мы тоже почувствовали себя умными. Бесконечная череда моментов "о, вижу", когда все вставало на свои места и, как и бедный, не успевающий доктор Ватсон, мы зрители, наконец, понимали ход мысли Великого Детектива. Головоломка складывалась, когда последний хитрый маленький кусочек попадал на свое место.
Все это было так, как и должно быть. Как в великолепных, вечных, оригинальных книгах сэра Артура Конан Дойла.
И Бенедикт Камбербэтч был великолепен. Его, конечно, не перепутать с Грегори Пеком даже в лондонском тумане. Его можно вежливо охарактеризовать как "нестандартный красавец".
Он идеально подошел для этой роли, и в скором времени обрел армию обожателей 'Cumberbitches' которые следовали за каждым его шагом.
И вот теперь мы хромаем через невнятный четвертый сезон, где все пошло ужасно неправильно. Адаптация Гэтисса и Моффата о великом сыщике начинает выглядеть такой же неумной, каким Шерлок Холмс видит себя в "Желтом лице". (Единственный оригинальный рассказ, в котором Холмс не может решить загадку).
Упорный, харизматичный, вызывающе модный, немного отчужденный, своенравный гений. Это был чудесный образ с какой стороны ни посмотри, и вряд ли найдется кто-то, кому бы он не понравился.
Есть моменты, которые цепляют даже сейчас.
Турист, загадочно убитый в пустом поле, без очевидного орудия убийства в поле зрения? Его ударил по голове собственный бумеранг. Конечно, все так и было.
Надо признать, что в оказалось первым предупреждением.
Сериал превратился из умного в заумный, из интеллектуального в хитровыдуманный. После блестящих головоломок, мы наблюдаем нечто странное на экране и даже совершенно неправдоподобное. Неговоря уже о мелодраматичности и чрезмерности, как в плохих мыльных операх.
Последний эпизод с ужасным серийным убийцей Калвертоном Смитом тому блестящий пример.
Все это дело оказалось вызвано необходимостью вытряхнуть Джона Ватсона из его глубокого горя после смерти жены и от его отчуждения от Шерлока Холмса, которого он винит в ее смерти. Миссис Ватсон прыгнула перед предназначенной Шерлоку пулей, что было явно "неправдоподобно".
Замысел таков, что Шерлока должны были почти убить, а Ватсон должен был со всех ног броситься ему на помощь, и они опять стали бы лучшими друзьями. Это даже не "неправдоподобно", это просто глупо. Можно почти услышать сэра Артура Конан Дойла, гневно возмущающегося из викторианской Англии. Что же касается внезапного появления сестры Шерлока, о которой никто раньше не упоминал...
Что еще хуже, персонаж Шерлока начали поганить. Блестящий, хладнокровный, слегка устрашающий детектив, созданный в оригинальных историях, постепенно превратился в невнятную, одурманенную наркотиками развалину, хотя до сих пор он ходит в дизайнерском пальто за £ 1000. Наркоманы гламурны, как видите.
Вы всегда знали, что создатели собирались уделить большое внимание наркотическому пристрастию Шерлока. В рассказах Дойля мы видим немного больше, чем мимолетное упоминание кокаина для стимуляции работы мозга в особо трудных случаях, мы знаем, что он плюет на сон в положенное время. Это не такая большая угроза здоровой жизни (Зигмунд Фрейд тоже принимал кокаин).
Но главное, когда это было? Это было в 1890-е, когда кокаин в Великобритании не был вне закона. Его запретили только в 1920 году. Но сейчас, когда вы делаете адаптированного Шерлока Холмса с аддикцией к внутривенным наркотикам (это видно по его руке), вы целиком и полностью меняете персонаж.
Вы делаете его жалким наркоманом, "героинщиком", как говорит доктор Ватсон, или "обдолбанным торчком", как прекрасно выразился сам Шерлок. Разумеется, сериал становится очень современным. И великий детектив, как результат, потерял свое кристально чистое достоинство. Что еще хуже, он стал обычным преступником в угоду собственной прихоти, чего оригинальный Шерлок Холмс никогда не делал.
При всей своей склонности к инакомыслию, он глубоко чтил закон, игнорируя правила только тогда, когда было необходимо раскрыть преступление. Теперь же он превратился в немытого распускающего слюни балбеса.
Выраженных в модной манере и вызывающих смешки отсылок к теме наркотиков было ещё больше в связи с тем, что сама миссис Хадсон в действительности оказалась вдовой крупного наркоторговца.
Миссис Хадсон! Отсюда и тот факт, что она водит «Астон Мартин» и за рулём лихачит не хуже гонщика Стига из «Top Gear». Очень правдоподобно, да? Хотя не знаю, возможно, нам рассказывают о расширении женских возможностей в 21 веке.
Наряду с «Астон Мартин» у нас были вертолёты, террористы, бомбы, сцены пыток… И все должны стрелять друг в друга по той или иной причине. Всё это гораздо больше напоминает бондиану, а не уютный и одновременно увлекательный мир оригинальных историй о Холмсе.
Может быть, создатели «Шерлока» настраивают зрителей на свой следующий проект? В недавнем интервью Гэтисс сказал: «Я бы очень хотел поработать над Бондом. Мы как-то раз ходили в паб со Стивеном Моффатом, условившись не говорить о «Докторе Кто» или «Шерлоке». Закончилось тем, что мы весь вечер обсуждали Джеймса Бонда. Придумали по-настоящему хорошую историю».
Наконец, мы увидели, как этот новый, потакающий своим прихотям Шерлок оказался тем, кем был на самом деле — самым сентиментальным героем тысячелетия, дарящим своему другу Уотсону щедрые душещипательные объятия в сцене, которая заставила бы Бэзила Рэтбоуна бежать без оглядки.
Холмс из оригинальных рассказов был достойным восхищения символом викторианской Англии, со всей самоуверенностью и сложностью.
Но, возможно, каждое поколение получает того Холмса, которого заслуживает. Холмс Бенедикта Камбербэтча, как мы узнали, начал даже пользоваться Твиттером, по поводу чего и Уотсон вздохнул: «Он и вправду двинулся».
Камбербэтч остаётся убедительным актёром — хотя сейчас, должно быть, ему и Мартину Фриману не терпится перейти на новое пастбище, поскольку из этого уже выжали всё до капли.
Тоби Джонс в роли мерзопакостного Калвертона Смита был едва ли не самым гипнотически ужасным экранным злодеем, которого мы видели — как и ожидалось от такого замечательного актёра.
Само воплощение зла, он, кажется, мог передать омерзительность персонажа одними маленькими кривыми зубами. Его улыбка будет сниться в кошмарах.
Конечно же, за основу его образа был взят Джимми Сэвил — однако, поскольку сериал «Шерлок» является продуктом ВВС, очевидно, что показывать, как многочисленные преступления совершаются под прикрытием корпорации, не стали.
Тем не менее, всё хорошее заканчивается, это верно для многих телесериалов. Шерлоку в самом деле пора отложить иглу, сделать себе чашку какао и отправиться в постель.
Или, в качестве поклона в сторону оригинала, удалиться на покой в Сассекс и заняться разведением пчёл.