Преподавательское: день птиц
olnud — 01.04.2023В день птиц (1 апреля) хочу рассказать о единственной в своей преподавательской карьере орнитологической практике. Случилось это так. В 1998 г. у нас умер Юрий Николаевич Назаров – замечательный орнитолог, большой знаток птиц Дальнего Востока. В итоге городская группа (те, которые не смогли поехать на биостанцию) осталась без преподавателя Мне сообщили, что я должен вести орнитологическую практику в городе, причем за неделю до начала. Я был в ужасе, поскольку специализировался на беспозвоночных, и птиц со времен студенчества благополучно подзабыл. На орнитологических экскурсиях студентам нужно не столько показать птицу, сколько научить распознавать их песни и позывки. А этого в книгах не прочтешь! Попросил нашего выпускника-орнитолога провести для меня экскурсию по тропам недалеко от моего дома. Тогда там обитало довольно много видов птиц, а у небольшого озера даже гнездилась пара японских бекасов. Потом, конечно, все застроили-загадили, но тогда еще было что показать. Орнитолог мне все показал и это вселило некоторую уверенность. В городской группе были одни девушки, причем среди них были и типичные представители второй половины 90-х (мы их звали «оторвы»): прошедшие «крым-и-рым» девицы, которых нужно было держать в ежовых рукавицах, а иначе они без труда завладеют инициативой. Начал я их водить по лесам и лугам, показывать стандартный набор птиц. И все было хорошо, пока мы не пошли в один из городских парков. Там была вполне ожидаемая орнитофауна, но неожиданно на вершину самого высокого дерева села какая-то птичка и начала громко петь, и я с ужасом понял, что не знаю, кто это. Надеялся, что студентки не обратят на нее внимание, но одна «оторва» обратила, и мне пришлось с тяжелым сердцем признаться, что я не знаю, кто это. Это, конечно, несколько подкосило мой авторитет, но мой собственный стыд был сильнее. А в те годы не было сотовых, чтобы записать голос или хотя бы позвонить коллегам и проконсультироваться. Позже коллеги, исходя из моего описания, высказали предположение, что это была ширококлювая мухоловка.
В общем, кое-как я провел две недели экскурсий, и вот наступил зачетный день. Зачет проходил стандартно: студентки разбивались на пары, я водил каждую пару по тропам, показывал птичек, а они должны были ответить, что видят и слышат. У меня на груди красовался большой морской бинокль, а у студенток были бинокли поменьше. Вожу я очередную пару и вижу, как недалеко от нас на ветке сидит самец чернобровой камышевки. Я показываю его студенткам, которые начинаю искать его в бинокли. Я вскидываю свой бинокль, чтобы контролировать положение птицы. Так мы втроем стоим и смотри на кусты… И не замечаем, что у этих кустов справляют малую нужду два здоровых мужика. И если бы они смотрели туда, куда надо – мы так бы разошлись в неведенье, но взгляд мужиков упал на нас, с направленными на них биноклями – одним большим и двумя поменьше. И в этот момент я увидел лица этих мужиков. Прошло 25 лет, а я их до сих пор помню… И то, что я помню, дало мне понять, что нужно срочно уходить.
Позже эти студентки проходили в городе ботаническую практику. Преподаватель ботаники мне рассказал, как на зачетном задании велел студенткам сорвать листья ивы и определить вид. Студентки стоят как вкопанные. Он повысил голос – они стоят. И тут одна «оторва» говорит: «А там мужик ср@т». Я рассказал ему свой случай, и мы посмеялись.
|
</> |