Премьера! "Невеста и ловец бабочек", или иллюзия счастья

топ 100 блогов malamant26.04.2021 Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
Ежегодные открытия театральных сезонов театра Гешер — всегда ожидаемые и яркие события в культурной жизни страны.

Израиль — одна из немногих стран, в которой, по известным причинам, были полностью закрыты театральные и концертные залы с марта 2020 года. Не ошибусь, если скажу: открытие юбилейного 30 сезона — самое долгожданное и желаемое, пожалуй, в той же мере, как основание театра, рождение и открытие первого сезона 30 лет назад.

Прежде, чем рассказать о премьере спектакля, стоит остановиться на его предыстории.
Ниссим Алони и Йосл Бергнер

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
«Три девушки и бабочка». Литография Йосла Бергнера, рассказывающая о первопроходцах.

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
«Пожиратели бабочек» и «Ловец бабочек», работы Йосла Бергнера.

В спектакле «Невеста и охотник за бабочками» есть тесная связь между драматургом Ниссимом Алони и художником Йослом Бергнером. Картина Бергнера вдохновила на написание пьесы Алони. Бергнер разработал декорации для пьесы, когда она была впервые поставлена ​​на сцене театра, а иллюстрации Бергнера сопровождают печатную версию пьесы.

Йосл Бергнер, израильский художник, родился в 1920 году в Вене. Лишь спустя шестьдесят лет иллюстратор Кафки с 10-летнего возраста (!) и произведений Шая Агнона, автор полотен, получивших мировое признание, Бергнер получил премию Израиля в области живописи.
В разные годы у Бергнера был различный подход к работам.
В середине 1960-х годов художник, репатриировавшийся в Израиль в 1950 году, выработал стиль, о котором пойдет речь и который Электронная еврейская энциклопедия называет «самобытной версией сюрреализма». В эти годы заметное место в творчестве художника занимают темы сионизма и алии (репатриации), раскрываемые в символической форме. Пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот». В его работах вещи ведут активную жизнь, в то время как люди статичны, их позы неестественно застывшие, черты лица схематичны. Вещи символизируют «багаж», с которым еврейские переселенцы прибывали в Эрец-Исраэль, бабочки — идеалы сионистов, а птицы — вражеские силы, препятствовавшие деятельности первопроходцев.

Увидев гравюры «Ловец бабочек» и «Поедатели бабочек», его близкий друг, драматург Ниссим Алони сочинил пьесу «Невеста и ловец бабочек».

"В 1983 г. Ниссиму Аллони была присуждена литературная премия имени Н. Х. Бялика. В 1996 г. его творчество отмечено Государственной премией Израиля."


Пьеса – о сбежавшей со свадьбы невесте по имени Ми, после того как жених не прибыл на свадьбу, и о клерке из страховой компании по имени Гец, который раз в неделю (по средам, с четырех до шести) охотится за бабочками в городском парке, пытаясь поймать мимолетность, призрачность счастья.

Родившаяся из рисунков драма принесла автору приз «за лучшую оригинальную пьесу» и была впервые поставлена в театре («Бимот», 1967) – с декорациями и костюмами Йосла Бергнера.

Никакого секрета в отношениях между Алони и Бергнером нет. Несомненно, они ценили друг друга за профессионализм. Алони написал, помимо пьесы «Невеста и охотник за бабочками», еще пьесу «Покойный сходит с ума» по рисункам Бергнера, в то время как Бергнер написал несколько картин по пьесам Алони (картины «Королевская одежда» и «Цыгане с Яффо-стрит»). Их взаимная оценка имела общую духовную и ментальную основу.

Каждый — в себе!

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
Эти снимки предоставлены пресс-службой EGOeast

В просторном городском парке случайно встречаются два персонажа: Гец и Ми.
Мы, зрители, сразу попадаем в мир архетипических образов: герои умеют чувствовать свою внутреннюю целостность, им свойственна независимость от чужого мнения. В то же время им, реальным людям, хотелось бы быть понятыми, но окружению это не дано.

У Геца – семья, жена и дети. Похоже, он замкнутый в себе человек. Однако первой встречной он рассказывает о себе, о собственных неприятностях, впервые раскрывая свою сущность. Да, по призванию он ловец бабочек. Бабочки с их совершенным дизайном сами по себе произведение искусства. Как не любить их? И имена бабочек звучат прекрасно! Вот поэтому он, ловец бабочек, еще ни одной не поймал!

Да, Ми, сбежавшая от жениха, который стал "тенью собственной флейты", по сути – первая встречная. Кто ты Ми, девушка со оригинальным именем? Может, как ты от жениха, твое имя сбежало с нотного стана? А может, все проще, и зовут тебя Кто, как и переводится с иврита "ми"? Так или иначе, но у Ми тоже есть чем поделиться с человеком, которого впервые видит.

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
Эти снимки предоставлены пресс-службой EGOeast

При всём при том оба героя – вовсе не изгои своего общества. Они просто не такие, как все. Нет, это не странные люди. Они – неоднозначные люди, а присущие им черты не всем могут быть понятны.
Более того, сами Ми и Гец друг друга не сразу понимают: "Ты в себе?" – по очереди спрашивают один у другого.

Архетипические образы, возникшие одновременно из реальности и сказки, верны для всех персонажей пьесы: тех, кто играет на сцене («невеста», «ловец»), как и тех, чей голос только слышен («диктор», «жених»), и даже тех, кто является предметом дискурса: первопроходцы, родственники и "та русская, которая играет на арфе". Таким образом, драматург берет типичный и архетипический элемент сказки и использует его для характеристики персонажей, но в то же время он намеренно противоречит этим элементам в тех же самых персонажах. Герои "навыворот"!

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
"Ведущие актеры театра Эфрат Бен-Цур и Исраэль (Саша) Демидов — актерский дуэт, который впервые вместе вышел на сцену 25 лет назад в спектакле «Деревушка» и уже четверть века не сходит с подмостков Гешера".

В титрах указаны два героя. Эфрат и Саше веришь, как 25 лет назад! Они так же молоды и прекрасны — потому что они не играют, а живут в своих ролях.

Можно было бы смело ввести в титры Голос диктора. Потому, что это сложившийся образ весёлой женщины, которая участвует в жизни гостей парка, переживает за них. Образ, упоённый собственной властью – звучать надо всем и всеми, и позволяющей себе одинаково весело вещать о сигнале тревоги и апельсиновых корках, которыми не стоит разбрасываться. Голос, который объявляет странные, а иногда и нелогичные сообщения. Игривый Голос, который после пугающего объявления советует: "Не теряйте радость жизни!"

Непременно отметим еще несколько подлинных героев спектакля. Того, кто одевал невесту в свадебное платье и фату, и кто дополнил образ усатого ловца бабочек скромным нарядом. Силуэт и крой костюмов подчеркивают характер образов, определили и сценографию спектакля. Сценография и костюмы: Полина Адамова.

Постановка сопровождается произведениями композитора Ави Биньямина в исполнении музыкантов симфонического оркестра «Симфонет Раанана».

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья

Здесь необходимо отметить, что сцена, как и работы художника Йосла Бергнера и драматурга Ниссима Аллони, построены "навыворот". Оркестр не спрятан в оркестровую яму.

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья
Напротив, он постоянно виден на своей верхотуре и задействован в спектакле, как один из главных героев. А "речь" оркестра – это яркая, неординарная, профессионально исполненная музыка.

Да и в целом действие происходит не а сцене, а в зрительном зале (то бишь в парке). Это зрители сидят на сцене!

Реакция на подобную "расфасовку", на апельсиновый дождь, на рой бабочек – наши улыбки под масками (пока снимать не позволено) и смеющиеся глаза. Вероятно, именно это хотел увидеть постановщик Яир Шерман (в центре):

Премьера! Невеста и ловец бабочек, или иллюзия счастья

Может показаться, что мы, зрители, заблудились на каких-то участках парка, не всё узнали и не всё поняли. Так это же хорошо! Это значит, что нам дали возможность домыслить, довести воспринятое до логического конца.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нефть горит. В двух точках. И чего это она так. Жителей по соседству эвакуировали, жертв, вроде нет. Еще немножко – и эмбарго вводить не надо будет. Подождем до завтра, чего там еще загорится. ...
Под катом - моя первая в жизни портретная фотосъемка. Как-то так сложилось, что я не снимала людей раньше совсем, кроме каких-то проходящих кадров друзей, и всегда думала, что это не мое. Но как знать, что не мое, если я ни разу не пробовала. Так ...
Студенты вывесили напротив посольства США плакат с поздравлением Обаме: «Правду никому не говорю». Смотреть видео ...
А давайте по кофе? С шоколадкой? Шоколад на выбор - на любой вкус :) ...
Наверно некоторые помнят эти слова советской песни: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт...». Так вот- ерунда это! И тогда этого не было, а сейчас — и подавно. Какая такая дорога молодым? Молодых гнобят на каждом шагу. Прямо с детства гнобят. Туда нельзя, сюда — нель ...