Прелесть какая дурочка

Но Толстому вообще, кажется, умные женщины, с которыми можно поговорить о чем-то серьезном, неприятны. Есть у него вообще хоть одна умная и зрелая женщина в положительных персонажах?
Вообще этот феномен юности и наивности, которым в 19 веке упивались авторы-мужчины, бесит неимоверно. Козетта из Отверженных, Эмилия из Ярмарки Тщеславия, Сесиль из Опасных Связей.
Причем, что интересно, сначала в женщине пестуют эту наивность и неиспорченность, держат ее в монастыре, в пансионе, подальше от реальной жизни. Не дай бог, она раньше времени узнает о соблазнах испорченного мира! Но если она, понятия не имея о том, что это вот и есть тот самый испорченный мир, тот самый соблазн, по своей искренности и наивности следует ему, то именно она резко оказывается плохой, испорченной, осуждается и порицается. Она виновата, а не общество, которое все сделало, чтобы она не увидела ловушку.
Наташа резко плохая - виновата и опозорена, потому что повелась на нежные взгляды и страстные речи Анатоля. Наивностью Сесиль радостно воспользовались.
Фантину из Отверженных так и вообще до смерти довели за ребенка, которого она родила, потому что искренне верила мужчине (любила его одного, жила с ним, поддерживала, верила, и все равно виновата оказалась почему-то она, а не он).
С Фантиной и Козеттой, кстати, вообще вопиющий пример - став свидетелем того, что случилось с Фантиной, Вальжан делает все, чтобы Козетта попала в точно такую ловушку - закрывает ее в монастыре, прячет в доме за высоким забором и скрывает от нее все, что ей стоило бы знать о мире и обществе. Козетте просто повезло, что в нее влюбился приличный юноша, а не ловелас, как ее отец.
Что интересно, у авторов-женщин того же периода совсем другое отношение к наивности. И положительный персонаж не наивная дурочка типа Лидии Беннетт, а рассудительная и умная Лиззи.

|
</> |