Прежнее-то рушилось, а новое еще не сложилось.

топ 100 блогов protomarius05.11.2021

«Торжество Ваала» (1878) — роман " Торжество Ваала" составляет одно целое с романами " Тьма египетская" и " Тамара Бендавид". . Автор — Всеволод Крестовский(1840- 1895) — русский офицер, полковник кавалерии и писатель, о котором к сожалению мало знают русские люди. Актуальность описываемых с романе событий и персонажей поражает, так же как и пророческий дух произведения, которое на мой взгляд сродни «Бесам» Ф.Достоевского.  


Отрывок:

«Волостной и сельский сходы уже разошлись, и пьяные "каштаны" отправились допиваться до положения риз в "заведения". Приезжие крестьяне, частью распродав, а частью и не успев сбыть свои, привезенные на торг изделия и продукты спешили закупать себе в лавочках то, что было им потребно для домашнего обихода, и затем мирно разъезжались восвояси. Начинали разъезжаться и те из окрестных мужиков, что услаждались большую часть дня в питейных заведениях. Эти, по большей части, гнали спьяну по улице во весь дух своих гнедков и саврасок, неистово гукая и ухая на них всею утробой и хлеща по чем ни попало и плетью, и вожжами. Другие же, допившись "до тихости", заваливались спать в пустую телегу и предоставляли себя на волю собственной лошаденки, - довезет, мол, как ни есть до дому, дорога знакомая! - Продолжали гулять в "заведениях" и на улице одни только гореловские. Мальчишки дрались между собой или жарили в бабки и, где случится, подбирали и докуривали окурки папирос, бросаемые более взрослыми парнями; девушки еще звонче разливались в своих "модных" песнях, а парни во всех концах села "наяривали" на гармониках. В кучках народа, что стояли перед кабаками, нередко подымался шум и спор из-за "орлянки", и начинались драки, кончавшиеся разорванными рубахами и расквашенными мордами. Все чаще и чаще попадались на улице хмельные мужики, влачащиеся нетвердою походкой домой, опираясь на своих трезвых хозяек. Пьяный говор, гомон, уханье, песни и ругань стояли в воздухе… Где-то уже ошалело орали осипшим голосом "караул!" и в канавах лежало несколько тел, упившихся до бесчувствия. А под вечер, вместе с визгом и смехом ловимых парнями девушек в "горелках", стали раздаваться перебранки и вопли баб, избиваемых пьяными мужьями. - Чем ближе к вечеру, тем диче и безобразнее становилась вся эта печальная картина, от которой защемило наконец сердце у Тамары.

Стала она перебирать в уме все свои впечатления нынешнего дня, всё, что довелось ей увидеть самой и услышать от других, - и чувство полной безотрадности начало при этом невольно заползать к ней в душу. Она уже не столько думала о самой себе и своем будущем, сколько обо всем том, что прошло сегодня пред ее глазами. "Какой же, однако, вывод изо всего этого?" - думалось ей в эти грустные минуты. "Упадок народа?.. Измельчание и вырождение его духовных и нравственных сил?.. Но нет, кто, подобно ей, видел этот народ во время последней войны, в лице солдата, который та же плоть от плоти и кость от кости этого самого народа, тот не может так думать, - это было бы грешно и несправедливо. Да и можно ли допустить мысль об измельчании и вырождении, когда еще так недавно, на ее глазах, этот самый народ являл столько подвигов истинного героизма и самоотвержения, столько христианского смирения в своих великих трудах, столько долготерпения, дисциплины, безропотной покорности судьбе и долгу, и столько теплой, глубокой веры среди страданий на зимних биваках и по госпиталям, где ей самой приходилось иметь с ним дело. Нет, не может быть, чтоб это было вырождение!.. Нет, это даже не измельчание, а что-то другое… Но что? - этого-то вот она и не знает, и даже понять не может, а видит только, что все здешнее до крайности противоречит тому, что было там. Но где и в чем лежат причины такой разницы и противоречия, - самой ей никак пока не додуматься. "А это оттого, что я не знаю этого народа, что я чужая, сколь бы ни хотелось быть с ним своею!"

- О чем вы, барышня, так призадумались? - неожиданно подошел к ней уже в сумерках отец Макарий. - Зову, зову вас еще издали чай пить, а вы и не слышите.

Лицо его показалось Тамаре таким добрым, ласковым и разумным, что сердцу ее неудержимо захотелось высказаться пред ним сейчас же, не откладывая, а так, как есть, по первому порыву, - и она раскрыла старику все свои думы и сомнения, тяготившие в эту минуту ее душу.

Тот задумался над ее словами.

- Мне и самому не раз такие мысли приходили в голову, - тихо заговорил он, со вниманием выслушав ее до конца. - И сам я тоже думал над тем, что вам теперь кажется таким несогласимым противоречием… Да, в прежние временя, пожалуй, такой распущенности не было, - продолжал он, подумав, - а пошло все такое с тех пор, как "порвалась цепь великая", хватив "одним концом по барину, другим по мужику". Прежнее-то рушилось, а новое еще не сложилось.

- Господи, да сколько же лет еще ему складываться! - воскликнула, даже с каким-то безотносительным укором, Тамара.

- Ну, это как в руце Божией… а только сдастся мне так, что все-таки явление это временное, преходящее… Вы говорите, война, - продолжал он. - Да ведь на войне-то твердая н сильная власть была, идея была - ну, значит и порядок был, дисциплина, и дух народный мог проявляться во всей мощи. А здесь - где она, власть-то? У кого? Кисель один, и только, - ну, во все стороны и ползет!.. Это уж, как хотите, последствие той безурядицы, да общего равнодушия, да безпринципности, да распущенности, которые там вон, повыше… А мы что, - мы люди маленькие, у нас тут невольное только отражение того, что творится там, в этих… интеллигентных, так называемых, сферах, в столичных. Ежели кончатся, даст Бог, там все эти ихние шатания, тогда другое дело! Пускай только переменятся условия там, да почувствуется повсюду твердая и разумная власть, - переменится все и здесь, поверьте!

Эти простые слова старого священника разом осветили для Тамары непонятную ей дотоле причину целого ряда явлений, казавшихся ей столь противоречащими друг другу, - и все ее сомнения и недоумения рассеялись. Если верит в светлое будущее этот старик, стоящий уже одною ногою в могиле, то как же не верить ей, полной еще сил и готовности работать! И вера эта тем более была ей по-сердцу, что она соответствовала тому серьезному настроению, с которым с самого начала выступила Тамара на новое свое скромное поприще сельской учительницы. Ей так хотелось верить по-прежнему, как в дни войны, в этот народ, изучать его, работать для него, сродниться с ним и быть самой вполне русскою. Неужели это ей не удастся?..»

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Собственно она из Харькова и в ЖыЖэ она massanya , а как в жизни зовут не знаю, например. У неё какие то особо сложные отношения с противоположным полом. Вроде с одним живёт, к другому ездит в другое государство, или наоборот, в общем там хер разберешь ситуация. Но это всё ...
К 60-летию хрущевской весны и мартовской годовщине ее окончания. Фото на лавочке. Автор фото — Сергей Никитич Хрущев 1 «Вот помру — положат люди на весы добрые и злые дела мои, и добрые перевесят», — незадолго до смерти говорил Никита Сергеевич Хрущев. Когда тепер ...
Большевики своей политикой стремились создать наднациональную общность - советский народ. Социальная справедливость, интернационализм, самоидентификация себя, как гражданина многонациональной семьи народов ставились во главу угла, а всякая местечковость и национализм наоборот загонялись в ...
Считается, что немцы очень аккуратны. “Квадратиш, практиш, гут!” - это про них. У немца всегда чисто, каждая вещь имеет свое назначение, царит порядок, даже скучно. Немецкая домохозяйка, мол, эталон идеала. Знаю я женщин с немецкими фамилиями. И не по мужу, а по маме, например. Немки, ...
Элина Быстрицкая ЭГ проводит опрос : кого читатели издания считают самой красивой актрисой советского кино? Предложено на выбор 17 имен самых ярких звезд советского экрана (Элина Быстрицкая, Анастасия Вертинская, Марианна Вертинская, Людмила Чурсина, Татьяна Конюхова, Ирина Ско ...