преимущество экваториальной гвинеи – это не нефть и газ, а нгема
mi3ch — 07.08.2021Из коллекции диктаторов, пожизненных президентов и отцов нации.
Франсиско Масиас Нгема Бийого Ньеге Ндонг — первый президент Экваториальной Гвинеи. Как и все диктаторы — серая посредственность. Научился читать только по слогам, а писать и вовсе не умел до конца жизни. Отсутствие знаний компенсировала лояльность испанским колониальным властям. Он повсюду говорил, что их режим в этой африканской стране единственно правильный. Он трижды проваливал экзамен, дававший право стать государственным служащим. Лишь на четвёртый раз, при явной помощи испанских чиновников, он достиг своей цели.
В результате в 36 лет Масиас Нгема стал мэром родного города, а еще через восемь лет в 1968 году, когда Экваториальная Гвинея перестала быть испанской колонией, он сел в президентское кресло. Изначально испанцы были уверены, что у руля стоит их марионетка, поэтому не волновались о своем будущем.
Уже первым указом на посту главы государства Нгема объявил иноземных захватчиков врагами народа. Формальным поводом был вывешенный на одном из зданий испанский флаг. В результате африканская молодёжь вышла на улицы и фактически начала охоту на испанцев. Их могли посреди ночи вытащить на улицу, в лучшем случае просто избить, в худшем — казнить без суда и следствия. К концу марта 1969 года подавляющее большинство из 7000 испанцев, остававшихся в Экваториальной Гвинее, опасаясь за свою жизнь, бежали из страны, оставив всё своё имущество. С теми, кто пытался помочь испанцам, расправлялись с особой жестокостью.
Разумеется Нгема назначил на высшие посты государства своих друзей и родственников. Он организовал Единую национальную партию трудящихся, в которую было включено всё взрослое население страны. Внес поправки в Конституцию, по которым был назначен пожизненным президентом.
Принял закон об иностранных инвестициях, по которому участие государства в капитале компаний не должно превышать 50% и установил монополию на внешнюю торговлю. В результате мог устанавливать любые цены на любые импортные товары.
Получив неограниченные возможности преследования своих политических противников, Масиас Нгема развязал кампанию террора. Любой, кого он подозревал в нелояльности, мог быть немедленно арестован или убит. За время его правления, по оценкам, в стране с населением в 300 тысяч человек 50 тысяч были убиты и ещё 125 тысяч бежали за границу. Когда директор государственного бюро статистики опубликовал отчёт о демографии, и Масиасу Нгеме показалось, что цифры численности населения слишком низки, он приказал расчленить директора, «чтобы тот научился считать».
Конечно, как и все диктаторы, он завел себе гарем любовниц. А потом приказал расстрелять всех бывших любовников его любовниц. Из ревности. Перед каждым визитом за границу он отдавал приказ казнить несколько заключённых, чтобы внушить остальным чувство страха и избежать государственного переворота во время его отсутствия.
Батька Экваториальной Гвинеи придумал еще один способ пополнения казны — захват иностранцев (зарубежных дипломатов и туристов) в заложники, с последующим их возвращением за выкуп.
Гарант Экваториальной Конституции считал своими главными противниками образование, интеллектуалов и иностранную культуру. Делал основной упор на скрепы. Разумеется, он закрыл все независимые газеты. Под страхом смерти нельзя было произносить слово «интеллектуал», а также появляться в очках — Нгема считал, что их носят только умные люди, а они его раздражали. «Я хоть и сам из народа, но не дурак. А они очки надевают, чтобы над трудящимися издеваться», — обычно говорил он.
Результатом такой политики стало полное исчезновение образованных людей, которые были либо казнены, либо бежали из страны. В середине 1970-х годов в стране сохранялось не более десятка граждан, имевших высшее образование.
Хранил весь валютный запас Экваториальной Гвинеи у себя под кроватью и в зарослях бамбука около дома (при этом часть денег успела сгнить). Распорядился повесить свой портрет в каждой католической церкви. Под угрозой ареста священники обязаны были повторять лозунги «Нет бога, кроме Масиаса» и «Бог создал Экваториальную Гвинею благодаря Масиасу. Без Масиаса Экваториальной Гвинеи не существовало бы».
Как и все африканские диктаторы, Масиас Нгема лавировал между СССР и Западом. Как и все диктаторы дружил с Северной Кореей — туда после его свержения переехала его семья.
Окружающие Нгему люди стали замечать, что у правителя не все в порядке с головой. Однако вылечить его не могли — в стране практически не было врачей: одни были убиты, другие бежали из страны. Психическое состояние президента с каждым днем становилось все хуже. Он неделями сидел в своей комнате, не общаясь ни с кем из родственников. Вечерами Ндонг начинал разговаривать с убитыми им же министрами и чиновниками.
Как и все диктаторы был параноиком и постоянно устраивал чистки среди своих ближайших соратников. В 1979 году 11 офицеров Национальной гвардии пришли к нему с жалобой на то, что уже несколько месяцев не получали зарплату — все они были расстреляны.
Тогда его племянник, возглавлявший Гвингвардию, решил осуществить переворот, но Нгема успел бежать с двумя чемоданами валюты (все остальные деньги он сжег).
Две недели военные прочесывали джунгли в поисках бывшего главы государства. Когда его нашли, он дожевывал последние купюры. Обезумевшего диктатора приговорили к расстрелу.
Так как население Экваториальной Гвинеи верило, что Нгема является колдуном и обладает сверхъестественными силами, ни один из солдат не согласился принять участие в расстреле. Увидев, что его боятся, экс-президент начал еще больше запугивать охранников, обещая «встать из могилы, прийти и съесть их печень». Племянник в черную магию верить не стал и нанял марокканцев, которые и поставили бывшего диктатора к стенке. Он получил 40 пуль и уже не воскрес.
|
</> |