Предтеча русского стимпанка

топ 100 блогов vikond6518.08.2021 Предтеча русского стимпанка

Сегодня исполнилось ровно 255 лет с того дня, когда в России заработал первый паровой двигатель. 18 августа 1766 года на Барнаульском Серебряном заводе заработала промышленная паровая машина, спроектированная и построенная "механикусом" Иваном Ивановичем Ползуновым. К сожалению, сам Ползунов этого не увидел, так как за неделю до пуска агрегата он умер от скоротечной чахотки в возрасте всего 38 лет.

По поводу машины Ползунова существуют два противоположных мнения. Одни считают, что русский инженер изобрел первый в мире паровой двигатель, а англичанину Джеймсу Уатту незаслуженно приписали его изобретение. Другие, напротив, утверждают, что Ползунов ничего не нового не выдумал, а просто скопировал пароатмосферную машину Ньюкомена, созданную еще в 1705 году и широко известную в середине XVIII века.


Как это нередко бывает, истина лежит посередине. Машина Ползунова действительно относится к классу пароатмосферных, однако, она отнюдь не являлась копией установки Ньюкомена. Ползунов значительно изменил и усовершенствовал исходный образец. В отличие от более ранних подобных машин, двигатель Ползунова - двухцилиндровый, с поочередной подачей пара в цилиндры при помощи автоматического клапана-переключателя. Это позволило вдвое повысить мощность и сделать работу более равномерной.

Двигатель развивал мощность 32 лошадиные силы, которых хватало для привода двух больших мехов, осуществлявших наддув сразу девяти плавильных печей. На момент ввода в строй он являлся крупнейшим и мощнейшим тепловым двигателем в мире. К сожалению, при этом он был еще и единственным в России, тогда как в Англии в 1766 году имелось уже более 100 паросиловых установок, а в других странах Европы - еще несколько десятков.

К тому же, проработал он всего несколько месяцев, поскольку Ползунов не успел подготовить учеников, в Барнауле не нашлось достаточно квалифицированных специалистов, чтобы грамотно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии столь сложное устройство. Но за недолгое время работы двигатель успел окупить свою постройку и даже принести прибыль.

Однако в дальнейшем у нас почти полвека ничего подобного у нас не строили. Архаичное российское общество XVIII столетия оказалось психологически не готовым к промышленной революции, а талантливые изобретатели-одиночки, вроде Ползунова, Нартова или Кулибина, не могли изменить общую картину.

На заставке - портрет Ивана Ползунова и чертеж его двигателя. Портрет - фантазийный, так как прижизненных изображений "механикуса" не сохранилось, а чертеж - подлинный, точнее, это прорисовка подлинного чертежа, сделанного самим изобретателем.


Предтеча русского стимпанка
Макет заводского зания, в котором размещалась паровая машина.

Предтеча русского стимпанка 000217
Кинематическая схема машины Ползунова с приводом на мехи и ее действующая модель.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
LAMKA_2012 все записи автора antongusev89 Даа, это всё она, онааа... Знаешь... Знаешь она словно из рая, Свободно, словно птица, пархая, Вся неземная, похожа на ветер, Такая-же азарная, ...
Те, кто видел репортажи с королевских скачек, наверняка задавались вопросом – а среди шляпников вообще нормальные есть? Сказать прямо -  не случайно в Англии появилась поговорка – «безумен как шляпник», но причина вовсе не в ярмарках дамского тщеславия. Кэрроллу, жившему в 19 ...
Принято считать, что о смерти нужно думать как можно реже, дабы не терять позитивный настрой и волю к жизни.Поправьте меня, если это не так. В европейской цивилизации так и есть.Думы о вечном и загробном, либо о смерти как о физическом акте, этим ...
...
Фото: Мишустин и Шойгу Для меня это не праздный вопрос. Поскольку, в силу сложившихся в последние годы обстоятельств, ответ на него может значительно повлиять на дальнейшие действия России в отношении Украины. Причем в достаточно близком будущем. Почему я задал себе этот вопрос? На ...