Предложения Русской Церкви о постах

топ 100 блогов diak-kuraev06.06.2016 Об отношении Православной Церкви к дисциплине поста сказано в 69 Апостольском правиле: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен».

В толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет: «Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как-то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду».

Здесь ясно показана разница между обязательным и допустимым.

Соблюдение Великого поста, среды и пятницы имеет каноническое обоснование. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику.

В общей сложности из 365 дней года постных дней бывает более половины.
В 35-й главе Типикона понедельник приравнивается к постным дням, но мы понедельник не включаем в число общеобязательных постных дней года, так как об этом ничего не говорится в церковных правилах.

Постепенно различные постановления о постах, которые возникали с разной практикой в поместных церквах, стали общепринятыми сначала в монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех членов Церкви.
В настоящее время поднимается вопрос о приведении церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности, так
как многие члены Церкви не могут исполнять все установления о постах.

Рассматривая практику соблюдения постов в Церкви первых веков, мы считаем, что возвращение к прежней дисциплине соблюдения поста
может удовлетворить требованиям современности.
При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения.

Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены.

Рождественский пост в древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным. Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней
продолжительностью. Для немонашествующих — ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого
поста в дни предпразднества (от 20 декабря до 25).

Петров пост.
Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот
пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла.
В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю

Успенский пост
По свидетельству Никона Черногорца, некоторые христиане постились с 1 августа до праздника Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По другим свидетельствам истории, Успенский пост начинался после Преображения. (см. Мансветов И. О постах Православной Вост. Церкви. М., 1887).

Теперь Успенский пост должен быть сохранен с прежней продолжительностью, но с ослаблением в субботу и с отменой в воскресенье и в день Преображения Господня.

Великие и храмовые праздники (кроме Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по календарю выпадают в постные дни.
По установившейся практике считать возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней особо строгого поста.
Святая Церковь благословляет епископам по мере надобности ослаблять и регулировать телесное воздержание своих пасомых в зависимости от необходимости и условий того или иного церковного округа.
Итак, учитывая требования современности, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же время не нарушит церковных отеческих преданий.
Монахам же, добровольно избравшим постническое житие, и всем желающим членам св. Церкви — все посты оставляются в их традиционном виде.

http://www.vladimirskysobor.ru/_mod_files/PDF_files/mnivpe.pdf

сс. 150-155

см. также
http://diak-kuraev.livejournal.com/1221035.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ничто человеческое скотине не чуждо Фото Игоря Пономарёва, #воднойкартинке Дыханье затаив, Прощается Френк с летом. Аромат трав пахуч #воднойкартинке , ...
Добрый вечер! Лично я, когда мне кто-то мешает, объезжаю его. При условии, что есть где объехать. Но многие, по старинке, продолжают моргать дальним светом, чтобы им уступили дорогу. Сегодня в очередной раз убедился, что я всё правильно делаю, объезжая других, а не моргая им дальним. Ит ...
В преддверии Нового года мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса ...
Продаю оправу для очков Tommy Hilfiger + накладные солнцезащитные стёкла.Eye size-51mm, bridge size-18mmTemples length-143mm. Frame color - silver. Magnetic clip-on color- polarized brownПокупались в Штатах, абсолютно новые. 650 ЕЕК. /покупал за ...
Вместо извинений за оскорбление российского посла на 9 мая, польский Премьер фашиствует «Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию», — написал Моравецкий в своей колонке для The Telegraph. Он назвал идеологию «Русского мира» «раковой опухолью», которая представляет ...