К вопросу о
diak-kuraev — 04.06.2016 "Ныне при совершении производств за деньги и при действии руки нечистой — не знаю, нисходит ли на производимого, по провозглашению, и не отталкивается ли паче благодать Святого Духа... Итак, да будет и есть отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы, как мнящий стяжать оную за деньги, так и обещающий за деньги преподать оную, клирик ли то будет или мирянин, изобличен ли будет, или не изобличен в деле сем. Ибо невозможно придти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом, или служащим ей служить Богу.- св. Геннадий патриарх Цареградский. Окружное послание Кпльского собора 458—459 гг.
http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Konstantinopolskij/okruzhnoe_poslanie/
Так что вопрос о том, при любом ли нравственном состоянии совершителя таинства Дух Святой понуждается к совершению таинства - не является однозначно решенным в церковном предании. В "предании" церковного аппарата такого вопроса, понятно, даже не существует.
***
Интересно, что про это послание вспоминает митрополит Киевский и всея Руси Киприан в послании преп. Сергию Радонежскому против Дмитрия Донского:
мол, хотя правила запрещают за одно преступление наказывать дважды, но когда речь идет о продаже церковных должностей, наград и санов, то св. Геннадий считал возможным таковых мерзавцев наказывать даже трижды: "да будет и есть отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы". То есть виновный клирик 1) извергается из сана; 2) отлучается от церкви; 3) проклинается.
"Назнаменати лѣпо есть: когда двоицею казненъ бываеть вкупѣ священникъ, или паче — по святемь Генадии патриархи Новаго Рима — трижда вкупе?"
(русский перевод на этом сайте неверен и звучит так, будто сам св. Геннадий был трижды наказан - "Следует заметить: когда сразу дважды бывает наказан священник, или даже — как святой Геннадий, патриарх Нового Рима, — трижды сразу?")
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990
|
</> |