Предки Дедушки Мороза

Ходячее утверждение о том, что «никакого Деда Мороза до 1935 года не было» несколько не точно.
Дореволюционная масскультура была «беременна» Дедом Морозом уже в XIX веке.
По старым открыткам можно проследить формирование каноничного Деда из многих прообразов. Имя «Дед Мороз» встречалось задолго до «эпохи исторического материализма», но тогда это был скорее персонаж страшных святочных рассказов, а не весёлых детских праздников. Облик и нрав советского Деда позаимствован скорее у Рождественского дедушки.
А вот Дед-еловик, похоже, прямых наследников не оставил, какая-то тупиковая ветвь, вроде денисовцев.
Значение новолетия как праздника, конечно, было не столь заметным, по сравнению с Рождеством, но понемногу росло. Что и естественно: в мире, где становилось всё больше чиновников, приказчиков, конторщиков, пишбарышень и телефонисток, начало «отчётного периода» это событие, и — «повод».
При этом, собственно Новый год свой символ искал долго. Некоторое время на роль символа праздника успешно претендовала свинья, прежде всего, как украшение стола.
Картинки из оптового прейскуранта (каталога) «Елочные украшения» торгового дома «И.Н. Пуришев и Сыновья» (М. 1910), книги «Дешевая елка: Самодельные елочные украшения» (М. 1909).






Рождественскій дѣдъ: - Для тебя, милая, для тебя, голубушка. Елочка это для тебя, проказница.
Журнал «Будильник», №52, 1912 год
Впрочем — у некоторых тогда был и такой Рождественский дед. Сатира в Российской империи бывала грубоватой и злой.
|
</> |