"Пребывание мое в сем государстве убавило сильно цену его в моем мнении".


Туристические заметки — одни из самых популярных материалов в
блогосфере. Начало этому жанру в России было положено в XVIII в., а
первым признанным его мастером стал Денис Иванович Фонвизин.
Он побывал в Западной Европе в 1770-х и 1780-х гг. Предлагаю вашему
вниманию выжимку из «Записок первого путешествия». Они состоят из
писем Фонвизина, которые он писал во время путешествия во Францию
(сентябрь 1777 – ноябрь 1778 г.) своему другу Петру Ивановичу
Панину (1721–1789), генералу в отставке.
Письма носили не частный, а литературный характер. «Записки первого
путешествия» сыграли в дальнейшем значительную роль в развитии
русской прозы.
Они и сегодня читаются с неослабевающим интересом.
Заголовки, разумеется, мои.
«Британские ученые» в Германии XVIII в.
Последнее письмо имел я честь писать к вашему сиятельству из
Дрездена. В нем пробыл я близ трех недель. Осмотрев тут все
достойное примечания, поехал я в Лейпциг, но уже не застал ярмарки.
Я нашел сей город наполненным учеными людьми. Иные из них почитают
главным своим и человеческим достоинством то, что умеют говорить
по-латыни, чему, однако ж, во времена Цицероновы умели и пятилетние
ребята; другие, вознесясь мысленно на небеса, не смыслят ничего,
что делается на земле; иные весьма твердо знают артифициальную
логику, имея крайний недостаток в натуральной; словом — Лейпциг
доказывает неоспоримо, что ученость не родит разума.
Платные немецкие автобаны
Из Франкфурта ехал я по немецким княжествам: что ни шаг, то
государство. Я видел Ганау, Майнц, Фульду, Саксен-Готу, Эйзенах и
несколько княжеств мелких принцев. Дороги часто находил немощеные,
но везде платил дорого за мостовую; и когда, по вытащении меня из
грязи, требовали с меня денег за мостовую, то я осмеливался
спрашивать: где она? На сие отвечали мне, что его светлость
владеющий государь намерен приказать мостить впредь, а теперь
собирать деньги. Таковое правосудие с чужестранными заставило меня
сделать заключение и о правосудии к подданным. Не удивился я, что
из всякого их жилья куча нищих провожала всегда мою карету.
«Курбан-байрам» в Лионе
Отсюда выехал я во Францию и, чрез Страсбург, Безансон,
Bourg-en-Bresse, достиг славного города Лиона. Дорога в сем
государстве очень хороша, но везде по городам улицы так узки и так
скверно содержатся, что дивиться надобно, как люди с пятью
человеческими чувствами в такой нечистоте жить могут. Видно, что
полиция в сие дело не вступается, чему в доказательство осмелюсь
вашему сиятельству рассказать один пример. Шедши в Лионе по самой
знатной и большой улице (которая, однако ж, не годится в наши
переулки), увидел я среди бела дня зажженные факелы и много людей
среди улицы. Будучи близорук, счел я, что это, конечно,
какое-нибудь знатное погребение; но, подошед из любопытства ближе,
увидел, что я сильно обманулся: господа французы изволили убить
себе свинью — и нашли место опалить ее на самой средине улицы!
Смрад, нечистота и толпа праздных людей, смотрящих на сию операцию,
принудили меня взять другую дорогу.
Образование без знаний
Способов к просвещению здесь очень довольно. Я могу оными
пользоваться, не расстраивая моего малого достатка; и хотя телесная
пища здесь весьма дешева, но душевная еще дешевле. Учитель
философии, обязываясь читать всякий день лекции, запросил с меня в
первом слове на наши деньги по 2 руб. 40 коп. в месяц.
Юриспруденция, как наука, при настоящем развращении совестей
человеческих ни к чему почти не служащая, стоит гораздо дешевле.
Римское право из одной пищи здесь преподается. Такой бедной
учености, я думаю, нет в целом свете, ибо как гражданские звания
покупаются без справки, имеет ли покупающий потребные к должности
своей знания, то и нет охотников терять время свое, учась науке
бесполезной. Злоупотребление продажи чинов произвело здесь то
странное действие, что при невероятном множестве способов к
просвещению глубокое невежество весьма нередко. Оно сопровождается
еще и ужасным суеверием. Попы, имея в руках своих воспитание,
вселяют в людей, с одной стороны, рабскую привязанность к химерам,
выгодным для духовенства, а с другой — сильное отвращение к
здравому рассудку. Таково почти все дворянство и большая часть
других состоянии... Впрочем, те, кои предуспели как-нибудь
свергнуть с себя иго суеверия, почти все попали в другую крайность
и заразились новою философиею. Редкого встречаю, в ком бы
неприметна была которая-нибудь из двух крайностей: или рабство, или
наглость разума.
Свобода умереть с голоду
Главное рачение мое обратил я к познанию здешних законов... Система
законов сего государства есть здание, можно сказать, премудрое,
сооруженное многими веками и редкими умами; но вкравшиеся
мало-помалу различные злоупотребления и развращение нравов дошли
теперь до самой крайности и уже потрясли основание сего
пространного здания, так что жить в нем бедственно, а разорить его
пагубно. Первое право каждого француза есть вольность; но истинное
настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может
снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою, а если
захочет пользоваться драгоценною своею вольностию, то должен будет
умереть с голоду. Словом, вольность есть пустое имя, и право
сильного остается правом превыше всех законов.
Общество чистогана
В рассуждении правосудия вижу я, что везде одним манером поступают.
Наилучшие законы не значат ничего, когда исчез в людских сердцах
первый закон, первый между людьми союз — добрая вера... Вся
честность на словах, и чем складнее у кого фразы, тем больше
остерегаться должно какого-нибудь обмана. Ни порода, ни наружные
знаки почестей не препятствуют нимало снисходить до подлейших
обманов, как скоро дело идет о малейшей корысти. Сколько кавалеров
св. Людовика, которые тем и живут, что, подлестясь к чужестранцу и
заняв у него, сколько простосердечие его взять позволяет, на другой
же день скрываются вовсе и с деньгами от своего заимодавца! Сколько
промышляют своими супругами, сестрами, дочерьми! Словом, деньги
суть первое божество здешней земли.
Переизбыток вежливости
Почти всякий француз, если спросить его утвердительным образом,
отвечает: да, а если отрицательным, о той же материи, отвечает:
нет. Сколько раз, имея случай разговаривать с отличными людьми,
например, о вольности, начинал я речь мою тем, что, сколько мне
кажется, сие первое право человека во Франции свято сохраняется; на
что с восторгом мне отвечают: que le Français est né libre ( что
француз рожден свободным), что сие право составляет их истинное
счастие, что они помрут прежде, нежели стерпят малейшее оному
нарушение. Выслушав сие, завожу я речь о примечаемых мною
неудобствах и нечувствительно открываю им мысль мою, что желательно
б было, если б вольность была у них не пустое слово. Поверите ли,
милостивый государь, что те же самые люди, кои восхищались своею
вольностию, тот же час отвечают мне: “О monsieur, vous avez raison!
Le Français est ecrasé, le Francais est esclave” (О сударь, вы
правы! Француз раздавлен, француз — раб). Говоря сие, впадают в
преужасный восторг негодования, и если не унять, то хотя целые
сутки рады бранить правление и унижать свое состояние.
Привычка к пустословию
Мыслят здесь мало, да и некогда, потому что говорят много и очень
скоро. Обыкновенно отворяют рот, не зная еще, что сказать; а как
затворить рот, не сказав ничего, было бы стыдно, то и говорят
слова, которые машинально на язык попадаются, не заботясь много,
есть ли в них какой-нибудь смысл. Притом каждый имеет в запасе
множество выученных наизусть фраз, правду сказать, весьма общих и
ничего не значащих, которыми, однако ж, отделывается при всяком
случае. Сии фразы состоят обыкновенно из комплиментов, часто весьма
натянутых и всегда излишних для слушателя, который пустоты слушать
не хочет.
Нация нищебродов
Я видел Лангедок, Прованс, Дюфине, Лион, Бургонь, Шампань. Первые
две провинции считаются во всем здешнем государстве хлебороднейшими
и изобильнейшими. Сравнивая наших крестьян в лучших местах с
тамошними, нахожу, беспристрастно судя, состояние наших несравненно
счастливейшим. Я имел честь вашему сиятельству описывать частию
причины оному в прежних моих письмах; но главною поставляю ту, что
подать в казну платится неограниченная и, следственно,
собственность имения есть только в одном воображении. В сем
плодоноснейшем краю на каждой почте карета моя была всегда окружена
нищими, которые весьма часто, вместо денег, именно спрашивали, нет
ли с нами куска хлеба. Сие доказывает неоспоримо, что и посреди
изобилия можно умереть с голоду.
Столичное высокомерие
Осмотрев все то, что заслуживало любопытство в сих провинциях,
приехал я в Париж, в сей мнимый центр человеческих знаний и
вкуса.
Париж может по справедливости назваться сокращением целого мира.
Сие титло заслуживает он по своему пространству и по бесконечному
множеству чужестранных, стекающихся в него от всех концов земли.
Жители парижские почитают свой город столицею света, а свет — своею
провинциею. Бургонию, например, считают близкою провинциею, а
Россию дальнею. Француз, приехавший сюда из Бордо, и россиянин из
Петербурга называются равномерно чужестранными. По их мнению, имеют
они не только наилучшие в свете обычаи, но наилучший вид лица,
осанку и ухватки, так что первый и учтивейший комплимент
чужестранному состоит не в других словах, как точно в сих:
“Monsieur, vous n'avez point l’air etranger du tout, je vous en
fais bien mon compliment!” (Вы совсем не походите на чужестранного;
поздравляю вас!).
Природные грязнули
Все столько любят забавы, сколько труды ненавидят; а особливо
черной работы народ терпеть не может. Зато нечистота в городе
такая, какую людям, не вовсе оскотинившимся, переносить весьма
трудно. Почти нигде нельзя отворить окошко летом от зараженного
воздуха. Чтоб иметь все под руками и ни за чем далеко не ходить,
под всяким домом поделаны лавки. В одной блистает золото и наряды,
а подле нее, в другой, вывешена битая скотина с текущей кровью.
Есть улицы, где в сделанных по бокам стоках течет кровь, потому что
не отведено для бойни особливого места. Такую же мерзость нашел я и
в прочих французских городах... Напрасно говорят, что причиною
нечистоты многолюдство. Во Франции множество маленьких деревень, но
ни в одну нельзя въезжать, не зажав носа. Со всем тем привычка от
самого младенчества жить в грязи по уши делает, что обоняние
французов нимало от того не страждет. Вообще сказать можно, что в
рассуждении чистоты перенимать здесь нечего, а в рассуждении
благонравия еще меньше.
Посторонним вход запрещен
Удостоверясь в сей истине, искал я причины, что привлекает сюда
такое множество чужестранцев?
Общества; но смело скажу, что нет ничего труднее, как чужестранцу
войти в здешнее общество, следовательно, и вошло их очень мало.
Внутреннее ощущение здешних господ, что они дают тон всей Европе,
вселяет в них гордость, от которой защититься не могут всею
добротою душ своих, ибо действительно в большей их части душевные
расположения весьма похваляются. Сколько надобно стараний, исканий,
низостей, чтоб впущену быть в знатный дом, где, однако ж, ни словом
гостя не удостоивают.
Срамота, сиречь секстуризм
По точном рассмотрении вижу я только две вещи, кои привлекают сюда
чужестранцев в таком множестве: спектакли и — с позволения сказать
— девки. Если две сии приманки отнять сегодня, то завтра две трети
чужестранцев разъедутся из Парижа. Бесчинство дошло до такой
степени, что знатнейшие люди не стыдятся сидеть с девками в ложах
публично.
Сии твари осыпаны бриллиантами. Для них великолепные дома, столы,
экипажи — словом, они одни наслаждаются всеми благами мира сего. С
каким искусством они умеют соединить прелести красоты с приятностию
разума, чтоб уловить в сети жертву свою! Сею жертвою по большей
части бывают чужестранцы, кои привозят с собою обыкновенно денег
сколько можно больше, и если не всегда здравый ум, то, по крайней
мере, часто здравое тело; а из Парижа выезжают, потеряв и то, и
другое, часто невозвратно.
Славны бубны за горами
Я оставил Францию. Пребывание мое в сем государстве убавило сильно
цену его в моем мнении.
«Священный» разврат
В рассуждении злоупотребления духовной власти я уверен, что Франция
несравненно несчастнее всех прочих государств. Правда, что
невежество попов делает часто поношение всей нации; но из сих двух
крайностей я лучше видеть хочу попов-невежд, нежели тиранов. Сила
духовенства во Франции такова, что знатнейшие не боятся потерять ее
никаким соблазном. Прелаты публично имеют на содержании девок, и
нет позорнее той жизни, какую ведут французские аббаты.
Правительство жуликов и воров. Кровавый режим подавляет
инакомыслие
Рассматривая состояние французской нации, научился я различать
вольность по праву от действительной вольности. Наш народ не имеет
первой, но последнею во многом наслаждается. Напротив того,
французы, имея право вольности, живут в сущем рабстве. Король,
будучи не ограничен законами, имеет в руках всю силу попирать
законы. Les Lеttres de cachet суть именные указы, которыми король
посылает в ссылки и сажает в тюрьму, которым никто не смеет
спросить причины и которые весьма легко достаются у государя
обманом, что доказывают тысячи примеров. Каждый министр есть деспот
в своем департаменте. Фавориты его делят с ним самовластие и своим
фаворитам уделяют... Неправосудие во Франции тем жесточе, что
происходит оно непосредственно от самого правительства и на всех
простирается. Налоги, безрезонные, частые, тяжкие и служащие к
одному обогащению ненасытимых начальников; никто, не подвергаясь
беде, не смеет слова молвить против сих утеснении. Надобно тотчас
выбрать одно из двух: или платить, или быть брошену в тюрьму. C'est
l’affaire du gout. Всякий делает, что хочет.
«Левиафан» во французской глубинке
Народ в провинциях еще несчастнее, нежели в столице. Судьба его
зависит главнейше от интенданта; но что есть интендант? Вор,
имеющий полномочие грабить провинцию безотчетно. Чем дороже стала
ему у двора сия привилегия, тем для народа тягостнее. Каждый из них
начинает ремесло свое тем, что захватывает откуп хлеба, нужнейшего
для жизни произрастения, и принуждает через то жителей покупать у
него жизнь за ту цену, которую определить заблагорассуждает.
Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов из
Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановлену таможнею. Почти за все
ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь
стоит.
Басманное правосудие
Тяжебные дела во Франции так же несчастны, как и у нас, с тою
только разницею, что в нашем отечестве издержки тяжущихся не столь
безмерны. Правда, что у нас и у них всего чаще обвинена бывает
сторона беспомощная; но во Франции, прежде нежели у правого отнять,
надлежит еще много сделать церемоний, которые обеим сторонам весьма
убыточны. У нас же, по крайней мере, в том преимущество, что
действуют гораздо проворнее, и как скоро вступился какой-нибудь
полубоярин, сродни фавориту, то в самый тот час дело берет уже
совсем другой оборот и приближается к концу.
Назрела реформа полиции
Полиция парижская славна в Европе. Говорят, что полициймейстер их
всеведущ, что он, как невидимый дух, присутствует везде, слышит
всех беседы, видит всех деяния и, кроме одних помышлений
человеческих, ничто от него не скрыто. Поздравляю его с таким
преестественным проницанием; но при сем небесном даре желал бы я
ему лучшего обоняния, ибо на скотном дворе у нашего доброго
помещика чистоты гораздо больше, нежели пред самыми дворцами
французских королей. В рассуждении дешевизны я иного сказать не
могу, как что в весьма редких европейских городах жизнь так
безмерно дорога, как в Париже; зато и бедность в нем несказанная; и
хотя нищим шататься запрещено, однако я нигде столько их не
видывал. Впрочем, парижские купцы, как и везде, стараются свой
товар продать сколько можно дороже. Разница только та, что французы
обманывают несравненно с большим искусством и не знают в обманах ни
меры, ни стыда. Что же касается до безопасности в Париже, то я
внутренне уверен, что всеведение полициймейстера не весьма
действительно и польза от полицейских шпионов отнюдь не
соответствует той ужасной сумме, которую полиция на них
употребляет. Грабят по улицам и режут в домах нередко. Строгость
законов не останавливает злодеяний, рождающихся во Франции почти
всегда от бедности…
А поучиться все-таки есть чему
Если что во Франции нашел я в цветущем состоянии, то, конечно, их
фабрики и мануфактуры. Нет в свете нации, которая б имела такой
изобретательный ум, как французы в художествах и ремеслах, до вкуса
касающихся.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
Открываю подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием».
«Последняя война Российской империи» (описание)
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.