ПРАЗДНИКИ
nikonova_alina — 30.04.2021 ПАСХА ПО-НАРОДНОМУЧасть 1. ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ
Алексей Венецианов. Весна. Нач. 1820-х гг.
Наши крестьянские предки были людьми практичными и прагматичными. Конечно, Пасха и для них была великим христианским праздником, на праздничные службы они ходили исправно, куличи святили, яйца красили и прочие правила церковной жизни соблюдали. Но тем не менее, эти дни были важными и по совсем другой причине. Все они были наполнены приметами, традициями и обрядами, сложившимися стихийно в народной среде или же сохранившимися еще со времён язычества. И не исполнить хоть какую-нибудь мелочь из списка действий было бы роковой ошибкой, из-за которой весь будущий год мог оказаться не просто неудачным для крестьянина, но вообще катастрофическим.
Начиналось все это в среду на страстной неделе, когда нужно было обливать скотину снеговой талой водой для здоровья и богатого приплода (что делать, если снег уже растаял к этому моменту, традициями не предусмотрено).
Омовение ног ученикам. Псковская икона 16 века
Далее был Великий четверг, или Чистый четверг, очень важный день со всех точек зрения. В Великий четверг христиане вспоминают события Тайной Вечери, во время которой Иисус установил главное церковное таинство – Причастие. В память об омовении Иисусом ног учеников в церковной традиции существует чин умовения ног, когда во время богослужения в кафедральных соборах архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.
Некоторые исследователи полагают, что именно из-за этого обряда появилась традиция проводить в четверг генеральную уборку дома перед Пасхой. Но в крестьянском хозяйстве одной уборкой дело не ограничивалось.
Прежде всего строго перед восходом хозяин дома выходил на улицу, брал соху и тряс ее, чтобы хлеб лучше родился. А в некоторых деревнях мужчины и женщины прямо в доме все вместе изображали сельскохозяйственные работы: пахоту, молотьбу, косьбу и т.д. Тверские мужики в этот день вечером садились на кочергу, трижды объезжали вокруг дома, огорода и поля, приговаривая:
«Крот, крот, не ходи в мой огород,
В день Чистого четверга тебе в ж… кочерга»
Четверговую золу выносили в курятник, чтобы куры лучше неслись.
Михаил Клодт. Коровы у реки. 1870-е
Целый комплекс обрядов проводили с домашней скотиной. Дети с восходом солнца бегали по деревне и вокруг нее с колокольчиками на шее, чтобы скотина с пастбища стазу приходила омой, а не плутала. Для той же цели у коров и лошадей подрезали хвосты, и клочки шерсти затыкали за потолочную балку (матицу). А не севере хозяйки открывали в печную трубу и кричали:
«Пар божья скотинка,
Коровушка Пестронюшка,
В чистом поле – обед, дома – ночлег!
Не ночуй на бору, ходи ко двору!»
Или даже разыгрывали целый спектакль. Один из домочадцев залезал на чердак к трубе, другой – на печь, и с печи кричал в трубу:
- Дома ли теленки?
С чердака ему отвечали:
- Дома, дома!
- Дома ли лошадушки?
- Дома, дома!
И так перечислялась вся скотина.
В другом варианте обряда участвовали женщины. Незамужняя дочь садилась на помело, распускала волосы, снимала пояс и объезжала дом с постройками. Затем она подходила к открытому окну и обращалась к матери:
-Тетка Анна, скотина дома?
На что следовал ответ «Дома!» и благословение. Действие обязательно повторялось три раза.
Алексей Саврасов. Летний день. Куры на задворках. 1874
Ещё один экстремальный обряд касался защиты кур от хищных птиц. Хозяйка дома вставала до рассвета и нагая бежала на огород со старым горшком в руках. Этот горшок следовало надеть на кол, заранее врытый между грядок, и держать там все лето. Это считалось верным средством для сохранения куриного поголовья.
Иван Айвазовский. Отара овец. 1857
Не менее специфические ритуалы проводили и мужчины. Например, для того, чтобы гарантировать хороший приплод у овец, нужно было также на рассвете отправиться в лес (правда не обязательно голым, но зато непременно с топором), найти подходящий пень, вырубить в нем углубление и собрать туда как можно больше муравьев. При этом следовало сказать:
«Как эти муравьи плодятся, так бы у меня, раба божия (имя), плодились овечки: беленькие, чёрненькие и пегенькие. Ключ и замок словам моим. Аминь!»
Продолжение следует…