Православие и социализм

топ 100 блогов kot_begemott13.04.2016
Православие и социализм
Валерий Коровин разразился длинным рассуждением, где используя типично западную систему воззрений (в частности, деление на модерн-постмодерн) доказывает, что социализм и Православие вполне совместимы. Пространно не стал ему отвечать, указал на самое главное. Вынесу комм отдельной записью.

Православие и социализм несовместимы потому, что имеют различные аспекты приложения.

1. Православие призывает к внутреннему самосовершенствованию. Если человек станет лучше, чище душою, совестливее, то проблем в обществе будет меньше. Всё общество станет лучше. Православие предлагает усовершенствовать общество "изнутри", через самосовершенствование каждой отдельной личности. Собственно, Православие и есть набор инструментов для такого самосовершенствования. Другой вопрос - кому такой набор инструментов подходит. Для монаха он идеален, а вот для человека, живущего в современном обществе...

Таким образом, усовершенствование человека для Православия первично.

Социализм предлагает изменять общественные отношения "снаружи", с тем, чтобы они сделали человека лучше. Для этого он предлагает передать средства производства самому передовому классу. Для него любые пороки - следствие не свободного выбора человека, но классового противостояния, принадлежности средств производства не тому, кому нужно. Достаточно отдать их передовому классу, как пороки общества исчезнут. По этому причине в СССР официально отрицалось наличие, например, проституции и организованной преступности - ведь общество устроено идеально, стало быть это не присущие ему пороки, но пережитки прежнего строя. Для социализма самое главное - правильный строй общества.

Таким образом, усовершенствование общества для социализма первично.

2. Принципиальное различие в понимании природы человека. Для социализма человек есть совокупность общественных отношений. Основная ошибка теоретиков марксизма ленинизма - они отличались западным протестантско-позитивистским отношением к человеческой натуре. По своей сути они отрицали грехопадение как таковое.

Человек, по их (неявным) предположениям, являлся изначально хорошим. При этом вся совокупность общественных и экономических отношений, сложившихся при монархии и при капитализме была неправильной, и мешала ему реализовать свои позитивные потенции. То есть всему виной было отчуждение, эксплуатации человеком человека.

Это и именно это протестантсткое извращение Христианства базовой религией марксизма, о которой классики практически не писали. Оно как бы выносилось за скобки.

Для Православия человек - образ Божий, который может и должен улучшать себя с помощью Благодати. Изначально человек сотворён святым, однако он совершил грехопадение. После чего в нём появились все известные слабости и пороки. Православие даёт человеку инструменты для преобразования своей падшей натуры. Христос рассматривал церковь как лечебницу. Так и говорил: "не здоровые нуждаются в лечебнице, но больные".

3. Отсюда вытекает и различное отношение к переустройству общества. Всё равно какому - насильственному или реформационному. Социалистическое учение с готовностью приемлет не только насильственное преобразование общества во имя процветания в будущем. Но оно готово принести в жертву некоторую часть общества во имя будущего справедливого его устроения. Вернее - того устройства, которое ему чудится как справедливое.

Православие ударяется в другую крайность. Оно рассматривает строение общества как часть богоустановленного плана строения мира. Вмешиваться в этот план нельзя. Либо - делать это очень осторожно и обдуманно.

4. Отсюда вытекает принципиально различное отношение к человеку_существующему_сейчас. Православие старается смотреть на человека глазами Бога. Каждая личность бесценна. Она имеет высший смысл существования. Она живёт здесь и сейчас, жертвовать ею нельзя.

Для социализма, любой ныне существующий человек - это "исторический навоз", на котором вырастет будущее, куда более совершенное общество. Ценность отдельного человека определяется участием в построении коммунистического общества. Чем более полно участвует - тем он ценнее. На основании этого большевистские лидеры въехали в особняки прежней, царской элиты. Даже прислугу и меню оставили. Им можно - ведь они бесценны для будущего общества. Вообще, вся атмосфера в СССР, вопреки лозунгам уважения к человеку труда, была проникнута презрением и пренебрежением к людям. Они пропитывали собою все поры советского общества. С этим был связан и невиданный в современной истории произвол любого начальства по отношению к простым людям. Это была одна из основных причин его распада.

Итак, социализм считает, что человеком всегда можно пожертвовать во имя высших целей. Он и призывал к такой жертвенности.

5 Различное, в принципе несовместимое понимание свободы человека. Об это философ Александр Панарин хорошо писал.

Сходство в том, что в обоих случаях, свобода есть осознанная необходимость. Но если в Православии человек обретает свободу, соединяясь с Богом, творя Его волю, то в социализме свобода сводится к интересам самого передового класса, сужается до социального уровня. Какой у нас класс сейчас самый передовой? Вот его интересы и будут распространены на всё общество, буде у нас построят новый социализм.

Горе-теоретики, размышляющие о совместимости Православия и социализма, обычно видят дело так, будто в обществе построят социализм, но при этом все (желающие) могут ходить в церковь. К сожалению, эта идиллия невозможна. По крайней мере, в России. Русскому человеку (а ещё более чиновнику) нужна одна правда, которую он готов признать высшей. В условиях многополярной идеологии советский строй существовать не может.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Заметил, что многие тётки, приводя своих отпрысков в поликлинику, в процессе общения с доктором начинают наглаживать своё чадо. В основном, по голове. Рассказывают о разных симптомах и прочих успехах в наборе живого веса, а сами тем временем наглаживают. Потому что молодец. Самое любопытно ...
Я уличный пес, подвал, в котором я рос, Бывал со мною часто жесток. Учил быть первым всегда, от ушей до хвоста И ненавидеть хозяйский свисток. Мой первый педагог отдавал мне все, что мог, Он был героем уличных драк Он твердил, что тольк0 тот побеждает, в ком живет Блюз бродячих собак. ...
— Слушай, Костя, а как и куда в случае розыска свалить из страны? — Я решил воспользоваться бдением соседа, для которого данная тема была актуальна и на себе опробована. — Конечно, в Латинскую Америку, — оживился Костя. — С ними у России нет ...
Идеология капитализма - это ненасытная жадность человека. Иметь всё больше, больше всех, мчаться впереди всех... На самом деле капитализм - это тяга человечества к самоубийству. Страны как безумные,участвуют в забеге, поощряемом свихнувшимися экономистами. Планета вот-вот взорвётся от ...
Половину истории городской цивилизации вообще не было денег. Становление Древнего Египта и Шумерских городов-государств случилось примерно 5500 лет назад (в Малой Азии еще раньше). Первые деньги появляются примерно 2700 лет назад в Лидии, причем эти лидийские монеты VII века до н.э., ...