Право виртуального автора.


Сегодня мне удалось пообщаться с одним из руководителей Российского Авторского общества. Я попросил Екатерину Ананьеву, директора по правовым вопросам РАО ответить на мои, пусть и наивные вопросы. Я спросил считается ли нарушением авторских прав использование хотя бы одной цитаты музыкального произведения в блоге, на что получил ответ, что да, ведь свободно можно использовать контент лишь в том случае, если он предназначен для обучения. Во всех остальных случаях он должен использоваться только официально. Несмотря на то, что блоги и страницы в соцсетях это не СМИ, что они не несут коммерческой заинтересованности, всё равно, всё, что выложено в открытый доступ это уже использование авторского материала, которое должно быть исключительно законным.
Екатерина Ананьева.

Сейчас в РАО готовятся документы призванные урегулировать использование авторского контента в блогах и соцсетях, поскольку на данный момент ещё не все нюансы этой проблемы проработаны и учтены. Например, пока очень сложно привлечь к ответственности за незаконное использование контента частное лицо, ведь в интернете вся информация быстротечна: чтобы, например, подать в суд на частное лицо использующее незаконный авторский контент, нужно собрать доказательства, всё зафиксировать, а при том, что такая информация в интернете постоянно меняет адреса, перезаливается, люди используют никнеймы, вымышленные имена, то доказать в этом плане что-то пока очень сложно.
Именно об этом сегодня говорили участники круглого стола, организованного Российским Авторским Обществом.
Собравшиеся продюсеры, авторы и юристы высказывали своё видение ситуации и того, как следует поступать в тех случаях, когда в Сети незаконно используется авторский материал.

Несмотря на то, что все авторы безусловно считают, что создатель интеллектуального продукта должен получить справедливую оплату за свой труд, формы того, как это надо делать у ряда участников были диаметрально противоположные.
Наиболее горячая дискуссия развернулась между продюсерами Иосифом Пригожиным и Андреем Литягиным. Если Андрей Литягин считает, что нужно действовать, как можно жёстче и необходимо даже совершенствовать судебную систему, чтобы авторы без труда выигрывали суды в свою пользу, вплоть до реальных сроков заключения для тех, кто ворует контент, дабы это послужило примером для остальных, то Иосиф Пригожин предлагает действовать иначе. По мнению Иосифа Пригожина авторам необходимо договариваться с теми, кто распространяет контент в Сети. Угрозами и ужесточением ничего не добиться, считает Иосиф Пригожин, поскольку в этом случае, на авторов будут смотреть в обществе, как на тех, кто хочет только во чтобы то ни стало засудить тех, кто использует нелегальный контент, а это внесёт очередной раскол в общество, которое сейчас наоборот нуждается в согласии и консолидации.
Андрей Литягин.

Ярким примером такой ситуации стала сеть Вконтакте. Андрей Литягин считает, что необходимо оказывать давление на социальную сеть, чтобы там невозможно было распространять нелегальный контент. Хотя в последнее время с приходом Бориса Добродеева, вести диалог с Вконтактом стало легче, тем не менее, нужно сохранять принципиально жёсткую позицию по отношению к контенту в этой сети. Иосиф Пригожин заявил, что он давно тесно общается с сотрудниками социальной сети Вконтакте и ему удаётся находить взаимно понимание по многим вопросам с ними, а также находить альтернативные способы заработка на произведениях певицы Валерии, не связанные с взиманием денег с пользователей. Например, сообщество творчества Валерии распространяет Вконтакте песни певицы бесплатно, но за счёт популярности этого сообщества, оно зарабатывает деньги на рекламе. Так все стороны, и автор, и пользователи остаются вполне довольны результатом. Вконтакте это не ИГИЛ, чтобы с ним необходимо было бороться.
Иосиф Пригожин.

Наоборот, считает Иосиф Пригожин, давление надо оказывать не столько на рядовых пользователей, сколько например, на программных директоров радиостанций, которые месяцами отказываются брать новые песни исполнителей. Иосиф с Валерией уже три месяца не могут найти взаимопонимания с одной радиостанцией, чтобы они взяли новую песню Валерии в ротацию.
Валерия.

Продюсер подчеркнул, что уже сегодня благодаря слаженным действиям сотрудников Российского Авторского Общества авторские отчисления значительно выросли и деятели искусства чувствуют юридическую защиту общественной организации, которой было передано управление авторских прав.
Владимир Матецкий.

Необходимо понимать, что плата за авторство произведений, это необходимость, ведь для автора эти деньги это и зарплата, и пенсия, и поэтому за любой интеллектуальный продукт надо платить. Все присутствующие выразили доверие концепции глобальной лицензии, когда авторские деньги за использование контента взимаются априори, например, со всех пользователей интернета, и никому уже не придётся платить никаких дополнительных денег за использование того или иного авторского продукта в Сети: рядовой пользователь сможет всем этим пользоваться свободно, платя авторам деньги уже на этапе подключения к интернету и больше не сталкиваясь ни с какими дополнительными "налогами" в этой части.

Разумеется, не все в Сети воспринимают законы о защите авторских прав однозначно. Но давайте представим себя не пользователями авторского контента, а такими же авторами. Ведь, наши посты в блогах — это точно такой же авторский материал, за который вам, как его создателю, так же положен по закону авторский гонорар. И теперь представьте, каково будет вам, если ваш авторский труд - посты в блоге, кто-то будет воровать и незаконно использовать? Я думаю, что очень многие из вас, если не все, сразу пересмотрят свой взгляд на эту ситуацию. Вот так и нынешняя работа проводимая по защите авторских прав делается для того, чтобы защитить права каждого автора, пусть даже самого маленького и скромного.

|
</> |