Правила боя
ibigdan — 16.12.2013 Теги: КличкоВидео, на котором заснято, как лидеры партии «УДАР» договораиваются с «Беркутом», вызвало множество споров в интернете. DW выяснила, о чем Владимир Кличко говорил с силовиками.
10 декабря на сайте газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) появился видеорепортаж корреспондента издания Конрада Шуллера (Konrad Schuller) о противостоянии между сторонниками евроинтеграции и правоохранительными органами в центре Киева. В одном из эпизодов видно, как лидеры украинской оппозиции ведут переговоры с офицерами «Беркута».
В кадре появляются Владимир Кличко, брат лидера партии «УДАР» Виталия Кличко, а также заместитель последнего Артур Палатный. «Мы становимся тут цепью, потолкаемся, и вы будете разбирать (баррикады.- Ред.), ребята, надо так,» — говорит Палатный. Представитель силовиков отвечает: «Я вам объясняю, ребята, если никто не будет кидать, бить…» На это Кличко, стоящий рядом, реагирует словами: «Никто кидать не будет». «Тогда никаких вопросов не будет вообще», — обещает офицер «Беркута». Далее в репортаже показаны столкновения между оппозиционерами и сотрудниками спецподразделения милиции.
Российские СМИ подали видео как свидетельство того, что активисты протестного движения пытались инсценировать столкновение с силовиками. Наличие такого солидного источника, как «немецкие журналисты», воспринималось как аргумент в подтверждение этой гипотезы. «Журналисты авторитетного немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung засняли попытку представителей украинской оппозиции договориться с сотрудниками спецподразделения украинской милиции «Беркут» о подставной драке,» — говорится в сообщении агентства ИТАР-ТАСС.
Вырвано из контекста
В то же время более рассудительные зрители отметили, что из этой короткой зарисовки непонятно, в каких обстоятельствах и о чем именно оппозиционеры договариваются с демонстрантами. Иными словами, видео было вырвано из контекста.
В пятницу на сайте Frankfurter Allgemeine Zeitung появилась полная версия заснятого эпизода. Из пятиминутного сюжета Конрада Шуллера становится ясно, что переговоры велись не об инсценировке драки, а о том, что во время вполне реального столкновения стороны будут вести себя цивилизованно. Оппозиционеры не кидают камни в сотрудников «Беркута», а те в свою очередь не используют против демонстрантов дубинки и слезоточивый газ.
Необходимость такой договоренности объяснялась тем, что у силовиков был значительный численный перевес: «Нас разберут, их (сотрудников «Беркута».- Ред.) больше», — говорит Кличко своим сторонникам. И предостерегает оппозиционеров от провокаций: «Если кто-то что-то бросит, будет иметь дело со мной лично. Кто кидает, того надо сразу заламывать, это провокация!».
«Дело было в ночь с 9 на 10 декабря, в начале третьего ночи, — рассказал в интервью DW журналист FAZ Конрад Шуллер. — Видео снято на углу Шелковичной и улицы академика Богомольца, в полутора километрах от Майдана». По словам Шуллера, 10 декабря весь правительственный квартал Киева был по периметру забаррикадирован оппозиционерами. Задача силовиков заключалась в том, чтобы освободить проезжую часть и вытеснить демонстрантов обратно на площадь Независимости.
Аналогичные столкновения имели место и в других местах, и везде численность полицейских в несколько раз превышала количество протестующих. «По моим примерным оценкам, на Шелковичной оппозиционеров было около 50 человек, а сотрудников «Беркута» — более 200,» — отметил Конрад Шуллер в беседе с DW.
При этом оппозиционеры не могли освободить территорию без всякого сопротивления — это противоречило бы их моральным принципам, объясняет Шуллер. Кроме того, среди них были активисты радикального движения «Свобода», которые ни за что не хотели уходить без боя: «Ситуация была очень напряженной и грозила перерасти в жесткий разгон демонстрантов, подобно тому, как это было 1 декабря».
Бой по правилам
Владимир Кличко и Артур Палатный, по словам Шуллера, сделали все, чтобы избежать такого развития событий. Они подошли к бойцам «Беркута» и попросили вызвать начальника: «Кто тут ответственный, командир есть?» В беседе с подошедшим командиром Артур Палатный предупредил его, что уходить без сопротивления демонстранты не намерены: «Мы потолкаемся, так надо».
И попросил сотрудников правоохранительных органов «сделать все красиво» — не в смысле постановочного эффекта, а в смысле гуманного отношения к оппозиционерам, которые со стопроцентной вероятностью должны были проиграть бой. Со своей стороны Кличко гарантировал «Беркуту» отсутствие провокаций.
Все прошло по обговоренному сценарию, говорит Конрад Шуллер. Никто в итоге не пострадал. «Я считаю, что Кличко как лидер сделал то, что должен был сделать. Если бы в результате заведомо проигрышного для оппозиционеров столкновения пролилась кровь, ответственность была бы и на нем». К 11 декабря все баррикады по периметру правительственного квартала были разобраны, а демонстранты вернулись на площадь Независимости, напоминает корреспондент FAZ. Он отмечает, что отношения между украинскими оппозиционерами и полицейскими в Киеве в целом не самые плохие.
«Здесь еще не потерял смысл лозунг «Милиция с народом». Демонстранты понимают, что в силовых структурах служат такие же люди, как они, и что разгонять митинги — это их работа. Их не ненавидят», — полагает Шуллер. Поэтому в ходе противостояния в Киеве нередко ведутся спонтанные переговоры, цель которых — избежать насилия.
|
</> |