Правила бана
sapojnik — 02.09.2016
Довольно своеобразная особенность соцсетей, не сразу понятная
неофитам – пресловутый «бан». Как это – «забанить»? Или быть
«забаненным»? Для многих, знаю, именно первый «бан» стал настоящим
ярким переживанием, а некоторые и вовсе считают, что человек, не
переживший «бана», не может считать себя подлинным обитателем
соцсети. То есть «бан» воспринимается как боевое крещение или там
инициация.И это при том, что и «банят» в разных соцсетях по-разному. Где-то по старинке, где-то с применением новейших технологий, иезуитски. Я бы сказал, что особенности бана – важнейшая характеристика соцсети, очень много говорящая и о ней, и о тех, кто в ней «сидит».
Вот, например, старый добрый, «теплый и ламповый» Живой Журнал. Нынешней молодежи, поди, и невдомек, что ЖЖ гораздо старше того же Фейсбука. Однако тому есть и практически документальное свидетельство: в голливудском фильме «Социальная сеть» юный Цукерберг, придумывающий ФБ, сидит за компом, и у него на мониторе… всем нам знакомый с детства интерфейс ЖЖ! Пользовался, скотина…
Так вот, в ЖЖ и бан тоже старинный, почти аристократический. В ЖЖ «забанить» - это просто запретить кому-то комментировать свою страницу. Всё. Вы по-прежнему можете видеть и читать записи друг друга, более того – вы вполне можете столкнуться и даже поспорить (поругаться, вдоволь пооскорблять друг друга) где-то «на третьей площадке», под постом постороннего юзера. Словом, жж-бан - это прямой виртуальный аналог забытого выражения «отказать от дома» (оно забыто, поскольку нонче друг другу в гости никто не ходит, люди встречаются в кафе)
И совсем не тот смысл имеет «бан» в Фейсбуке. В ФБ «забанить» означает в буквальном смысле уничтожить, стереть данного персонажа из своей виртуальной жизни в Сети. «Забаненный» не просто потеряет возможность что-то писать у вас под постами – он потеряет возможность вообще видеть, причем не только ваши посты, но и ваши комменты. И то же самое произойдет и с тем, КТО банит: он тоже больше не увидит никаких проявлений «забаненного» - ни постов, ни комментов, ни лайков. Ничего!
Если в ЖЖ бан – «отказ от дома», то что же он такое в ФБ? Очевидно, в фейсбуке бан ближе всего к убийству. Ведь что происходит с убитым? Он прежде всего перестает сущестовать в реальном мире, становится, в лучшем случае, некой бесплотной «тенью».
Конечно, в ФБ любая смерть – виртуальная, да и для «банящего» убийство непонравившегося юзера носит чисто субъективный характер: забаненный «умирает» исключительно для него лично. Это такая солипсическая, «идеальная» смерть. Но по субъективным ощущениям это все равно именно смерть: если некто полностью исчез из моей жизни – для меня он все равно что умер, не так ли?
Таким образом получаем, что ФБ дает акту виртуальной агрессии (которым, безусловно, является «забанивание») гораздо более полное воплощение. Нетрудно увидеть, что очень многие ФБ-невротики на самом деле именно так «бан» и воспринимают в своем подсознании – как убийство недругов. Многие, вероятно, даже не осознают, что «на самом деле» с забаненными ими ничего не происходит. Тут «рулит» субъективная реальность – «я его забанил, его больше нигде нет, я победил!» Некоторые даже вполне всерьез хвастают своими бан-листами, «списками забаненных» - в точности как древние воины потрясали списками убитых врагов.
Я давно, кстати, замечаю, что при внешней благообразности Фейсбук куда более агрессивен и нетерпим в сравнении с ЖЖ.
Сам я во всех этих бан-играх всегда был «белой вороной». Банить кого-то только за то, что он высказывает не нравящиеся тебе взгляды – это, по-моему, какой-то позор т проявление собственной слабости. Поэтому у меня так: в ЖЖ френдов – 6 тысяч, в ФБ – 5 тысяч, при этом «бан-лист» и там, и там – пустой. Но таких чудаков мало. В основном народ тщательно и любовно занимается огороживанием своих дневничков, периодически «отстреливая» несогласных.
|
|
</> |
Корпоративное обучение персонала: тренды и лучшие практики московского рынка
Леди Птица
Воскресная пирожковая
Уехал от российской бюрократии-привыкай к суровому немецкому орднунгу...
Добрался на работу
Бабка за дедку, дедка за репку...
Маленькие вязаные изделия...
Меню «питерского» ресторана Палкинъ времен Николая II

