Правы ли были галичане?
ru_polit — 29.06.2023 Канадский историк Джон Пол Химка в своей попытке развенчать советский миф о том, что галицкие крестьяне стремились «воссоединиться» с Россией, косвенно подтверждает доминацию у галичан русского национального сознания в 19 веке (Галичина – современная Западная Украина).Аргументация у Химки несколько парадоксальная. Он не пытается опровергнуть факт, что галичане стремились к России. Напротив, перечисляет многочисленные примеры подобного стремления. Но затем пишет: The notion that naive tsarism in Austrian Ukraine might have been an expression of the Ukrainian desire for “reunion” with Russia is undermined by the fact that hope in the tsar was not confined to the Ukrainians. A naive hope in the tsar was widespread in nineteenth-century Eastern Europe. For example, Debogorii-Mokrievich encountered naive tsarism not only among the Ukrainian peasants of Russia and Austria, but among Czech and Bulgarian peasants as well (Представление о том, что наивный царизм в австрийской Украине мог быть выражением украинского стремления к «воссоединению» с Россией, подрывается тем фактом, что надежда на царя была не только у украинцев. Наивная вера в царя была широко распространена в Восточной Европе XIX века. Например, Дебогорий-Мокриевич столкнулся с наивным царизмом не только среди украинских крестьян России и Австрии, но и среди чешских и болгарских крестьян)
Т.е. раз к России стремились не только галичане, но и некоторые болгары с чехами, значит не было стремления к «воссоединению». Якобы не в «воссоединении» речь. А если болгары и чехи стремились не к «воссоединению», а просто к реализации панславистской мечты? А галичане к «воссоединению»? Пусть не к «воссоединению», а просто стремились? Главное, что стремились.
Вторая причина того, что советский миф «не работает», по мнению Химки, в том, что галичане готовы были согласиться и на «другого» монарха. Но даже и в этом подтверждающем примере есть русский царь. И он на первом месте: Although the peasant ultimately expected the Russian tsar to be moved to rescue the impoverished peasants, he first told Kel’siev: “Write, sir, that we are living in such poverty that it’s hard to describe. Maybe some other monarch will come and then it will be better (Крестьянин, который ожидал, что русский царь в конце концов придет спасти разорившихся крестьян, сначала сказал Кельсиеву: "Напишите, что мы живем в такой нищете, что и описать трудно. Может быть, придет какой-нибудь другой монарх, и тогда будет лучше") См: John-Paul Himka Hope in the Tsar: Displaced Naive Monarchism Among the Ukrainian Peasants of the Habsburg Empire// Russian History. - Vol. 7 (1980). - Pts. 1-2. - P.136.
|
</> |