PR-работа. Как не нужно и как нужно

Читаю не новую книгу "Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей" Роберта Скобл и Шел Израэл. И вижу удивительные подтверждения своим мыслям. Но увы, когда я пытался эти свои мысли проводить в жизнь в России, то наталкиваюсь практически на стену непонимания. Хотя уже пять лет прошло с момента, когда эти идеи нашли свою реализацию в США.
Хочу пару цитат вам предъявить. Комментарии цветом - мои.
Факт 1:
"Чтобы добраться до своих адресатов, они [компании] используют рекламные объявления, пресс-релизы, директ-маркетинг и веб-сайты. [Узнаете? Компании продолжают все это использовать]. Это похоже на холодную войну: люди либо стараются не замечать эти маркетинговые послания, либо (...) и антиспамовые фильтры, чтобы избавиться от таких посланий. В свою очередь участники рынка придумывают технологии, чтобы обойти эти фильтры. Однако если потребители хотят пообщаться с продавцами, те же самые продавцы создают технологии и бюрократические процедуры типа систем обработки речевой информации (IVR), списков ЧаВо (FAQ) на веб-сайтах или удаленных служб поддержки, страдающих неинформированностью и нехваткой персонала (...)
Резюме: Диагноз поставлен еще в 2005 году или ранее. Воз и ныне там, посмотрите на Б3 и не только на нее.
Факт 2:
"Он принесет камеру в (...), чтобы показать программистов и технологических гуру такими, какие они есть на самом деле, на своем рабочем месте. Он оставит запись необработанной, не будет никакого монтажа, маркетинговой полировки и, уж конечно, никакого гладкого загорелого комментатора в деловом костюме."
Несколько лет назад я приобрел очередную камеру, на этот раз цифровую, что в теории позволяло выкладывать ролики на сайт чуть ли не онлайн, по крайней мере, в день съемки. И придумал (да и придумывать особенно нечего было) формат "блиц-интервью", когда человек (обычно хорошо знакомый рынку), отвечает в камеру на какой-то мой "каверзный" или "актуальный" вопрос, как если бы он просто мне на него отвечал, если бы я был без камеры.
Но столкнулся я с непониманием, как со стеной. Стандартный вариант реакции: "ой, я не готов сейчас" (это говорит человек у которого язык отлично подвешен, который только что заливался на эту тему соловьем), "а давайте в нашем офисе все это снимем, там есть большой плакат с нашим логотипом", "ой, мне нужно сделать прическу (!)" при том, что человек и так присутствует на мероприятии, где немало гостей. Для них прическа, вероятно, была не актуальной, а запись мало ли кто увидит?
А еще: "А давайте снимем 2-5 дублей, вы сможете затем нарезать удачные кусочки... " (нет, наверное, ничего более раздражающего, чем смонтированное интервью - Билайн как-то такие делал, это было невыносимо).
Есть еще сотрудники PR-служб, которые сами предпочитают поговорить в кадре (обычно совершенно в стиле "налить воды"), но не дать записать мнение руководителя или, тем более, конкретного руководителя или исполнителя проекта.
И, конечно, сакраментальное, "вы нам покажете до публикации ролик?" И это при том, что в некоторых офисах доступ к Youtube перекрыт (тот еще идиотизм, кстати) и ролик они могут посмотреть только из дома...
И история по записи БЛИЦ-интервью на тему "как дела" из 2-х минутной, какой она должна была быть, с выдачей ролика в эфир в течение часа-двух после записи (в идеале вообще бы в момент записи), превращается в ЭПОПЕЮ, со стандартной PR-бюрократически-согласовательной эпопеей.
Коллеги, на мой взгляд, это глупо, неэффективно и это следовало бы оставить в XX-м веке вместе с бумажными пресс-релизами. А заняться уже делом, стать проще и ближе к потребителю, научиться говорить с ним живым, а не казенным языком, иногда с повторами слов, словами-паразитами и готовностью ответить почти на любой вопрос (не прошу рассказывать какие-то секреты).
Не нужно бояться предстать перед миром без "сияющей брони" в
виде напечатанного или вызубренного текста (ох, бывали и такие
"тяжелые случаи"), без костюма и галстука. Люди поймут, что
если речь директора и не является образцом красноречия и
риторики, то его, директора, вероятно, за другие
качества ценят - если он "заикаясь и блея" все же донесет до них
позицию компании по тому или иному вопросу открыто и
эмоционально, это будет ценнее "гладкого спича" очередного
"костюма". И настоящее "блиц-интервью" с плохим светом и
средним звуком будет ценнее тонны
пресс-релизов, отправляющихся зачастую прямиком в корзину.
Не думаю, что кого-то убедил этим отдельным постом. Но предлагаю
тем, кто имеет отношение к теме, кому я иногда предлагаю такие
блицы, еще раз задуматься, не пора ли последовать
мировому опыту, в частности, опыту компании Microsoft и ее
каналу Channel 9? Т.е. вернуться к
экспромптам, непосредственности и простоте, которая так к
себе располагает.
Вопрос к коллегам-журналистам и коллегам из PR-отделов. Было бы
очень интересно, если бы вы мне ответили на этот пост. Есть ли
шанс, что ситуация будет меняться? Что "доступ к телу" можно будет
получить и ролик на 2 минуты снять без монтажа, дублей и
последующих согласований? (Готов заранее озвучить вопрос и дать
интервьюируемуму 1-2 минуты собраться с мыслями).
Или нашему рынку к этому еще идти и идти?
|
</> |