PR-работа. Как не нужно и как нужно

топ 100 блогов alexeiboiko27.06.2010
Читаю не новую книгу "Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей" Роберта Скобл и Шел Израэл. И вижу удивительные подтверждения своим мыслям. Но увы, когда я пытался эти свои мысли проводить в жизнь в России, то наталкиваюсь практически на стену непонимания. Хотя уже пять лет прошло с момента, когда эти идеи нашли свою реализацию в США.

Хочу пару цитат вам предъявить. Комментарии цветом - мои.

Факт 1:

"Чтобы добраться до своих адресатов, они [компании] используют рекламные объявления, пресс-релизы, директ-маркетинг и веб-сайты. [Узнаете? Компании продолжают все это использовать]. Это похоже на холодную войну: люди либо стараются не замечать эти маркетинговые послания, либо (...) и антиспамовые фильтры, чтобы избавиться от таких посланий. В свою очередь участники рынка придумывают технологии, чтобы обойти эти фильтры. Однако если потребители хотят пообщаться с продавцами, те же самые продавцы создают технологии и бюрократические процедуры типа систем обработки речевой информации (IVR), списков ЧаВо (FAQ) на веб-сайтах или удаленных служб поддержки, страдающих неинформированностью и нехваткой персонала (...)

Резюме: Диагноз поставлен еще в 2005 году или ранее. Воз и ныне там, посмотрите на Б3 и не только на нее.

Факт 2:

"Он принесет камеру в (...), чтобы показать программистов и технологических гуру такими, какие они есть на самом деле, на своем рабочем месте. Он оставит запись необработанной, не будет никакого монтажа, маркетинговой полировки и, уж конечно, никакого гладкого загорелого комментатора в деловом костюме."

Несколько лет назад я приобрел очередную камеру, на этот раз цифровую, что в теории позволяло выкладывать ролики на сайт чуть ли не онлайн, по крайней мере, в день съемки. И придумал (да и придумывать особенно нечего было) формат "блиц-интервью", когда человек (обычно хорошо знакомый рынку), отвечает в камеру на какой-то мой "каверзный" или "актуальный" вопрос, как если бы он просто мне на него отвечал, если бы я был без камеры.

Но столкнулся я с непониманием, как со стеной. Стандартный вариант реакции: "ой, я не готов сейчас" (это говорит человек у которого язык отлично подвешен, который только что заливался на эту тему соловьем), "а давайте в нашем офисе все это снимем, там есть большой плакат с нашим логотипом", "ой, мне нужно сделать прическу (!)" при том, что человек и так присутствует на мероприятии, где немало гостей. Для них прическа, вероятно, была не актуальной, а запись мало ли кто увидит?

А еще: "А давайте снимем 2-5 дублей, вы сможете затем нарезать удачные кусочки... " (нет, наверное, ничего более раздражающего, чем смонтированное интервью - Билайн как-то такие делал, это было невыносимо).

Есть еще сотрудники PR-служб, которые сами предпочитают поговорить в кадре (обычно совершенно в стиле "налить воды"), но не дать записать мнение руководителя или, тем более, конкретного руководителя или исполнителя проекта.

И, конечно, сакраментальное, "вы нам покажете до публикации ролик?" И это при том, что в некоторых офисах доступ к Youtube перекрыт (тот еще идиотизм, кстати) и ролик они могут посмотреть только из дома...

И история по записи БЛИЦ-интервью на тему "как дела" из 2-х минутной, какой она должна была быть, с выдачей ролика в эфир в течение часа-двух после записи (в идеале вообще бы в момент записи), превращается в ЭПОПЕЮ, со стандартной PR-бюрократически-согласовательной эпопеей.

Коллеги, на мой взгляд, это глупо, неэффективно и это следовало бы оставить в XX-м веке вместе с бумажными пресс-релизами. А заняться уже делом, стать проще и ближе к потребителю, научиться говорить с ним живым, а не казенным языком, иногда с повторами слов, словами-паразитами и готовностью ответить почти на любой вопрос (не прошу рассказывать какие-то секреты).

Не нужно бояться предстать перед миром без "сияющей брони" в виде напечатанного или вызубренного текста (ох, бывали и такие "тяжелые случаи"), без костюма и галстука. Люди поймут, что если речь директора и не является образцом красноречия и риторики, то его, директора, вероятно, за другие качества ценят - если он "заикаясь и блея" все же донесет до них позицию компании по тому или иному вопросу открыто и эмоционально, это будет ценнее "гладкого спича" очередного "костюма". И настоящее "блиц-интервью" с плохим светом и средним звуком будет ценнее тонны пресс-релизов, отправляющихся зачастую прямиком в корзину.

Не думаю, что кого-то убедил этим отдельным постом. Но предлагаю тем, кто имеет отношение к теме, кому я иногда предлагаю такие блицы, еще раз задуматься, не пора ли последовать мировому опыту, в частности, опыту компании Microsoft и ее каналу Channel 9? Т.е. вернуться к экспромптам, непосредственности и простоте, которая так к себе располагает.

Вопрос к коллегам-журналистам и коллегам из PR-отделов. Было бы очень интересно, если бы вы мне ответили на этот пост. Есть ли шанс, что ситуация будет меняться? Что "доступ к телу" можно будет получить и ролик на 2 минуты снять без монтажа, дублей и последующих согласований? (Готов заранее озвучить вопрос и дать интервьюируемуму 1-2 минуты собраться с мыслями).
Или нашему рынку к этому еще идти и идти?

 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Такая встреча меня очень удивила и ввела в легкое состояние диссонанса) Еду в метро, никого не трогаю, и как обычно читаю новый выпуск "Русского Newsweek". Слышу легкое покашливание и понимаю, что человек, сидящий рядом, хочет мне что-то сказать. ...
" Муж уехал в длительную командировку. Жена осталась дома и ходила гулять в сад около дома, а сад был за высокой оградой. Один молодой человек увидел, что в саду часто прогуливается красивая женщина. И приметив красавицу, как-то крикнул ей: - Сейчас я приду к тебе, радость моя! В ...
...
Как же вы задрали все со своей Казанью, со своими примелькавшимися рожами, неудачными фотками, жирными ляжками, интригами и джинсой. Хочу обратно в ЖЖ образца 2008 года с "тысячниками" у которых было едва-едва за тысячу френдов, и роскошными постами, которые можно было перечитывать по сто ...
По словам представителей автоцентра автомобиль Mercedes-Benz GLA250, на сегодняшний день, является фаворитом из кроссоверов. Его очень сложно застать на тест-драйв, поскольку нужно "фрахтовать" заранее ввиду его особой популярности среди потенциальных покупателей :) Но, т.к. наш тест-др ...