Позитив. Кино XLVII — 4

Продолжение 3, начало —
Продолжение 1 —
Продолжение 2 —
«Оазис в огне» (азерб. Od içində) — советская военная историческая драма с элементами приключений 1978 года производства киностудии Азербайджанфильм.

В центре сюжета фильма — подлинные драматические события становления Советской власти в южных районах недавно образованного Азербайджана в 1919 году — в Ленкорани и Мугане.
«Осенние колокола» — советский фильм-сказка 1978 года режиссера Владимира Гориккера. Фильм снят по мотивам сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Это красивая сказка о любви и чудесах, произошедшая в одном дальнем сказочном царстве. Пока царь-отец был на войне, царица родила ему дочку-царевну. Но вскоре царицы не стало, и царь женился на злой и коварной женщине, вздумавшей погубить царевну...
«Отец Сергий» — художественный фильм, драма режиссёра Игоря Таланкина. Экранизация одноимённой повести Льва Толстого.

Главный герой фильма князь Степан Касатский, офицер, пылкий, гордый юноша — большой поклонник царя. Касатский собирается жениться, но в последний момент узнаёт от невесты, что она была любовницей императора. Князь глубоко разочарован в светской жизни, он принимает монашеский обет и покидает столицу. Вера в Бога должна была спасти душу, но страсти и мирские соблазны не покидают Касатского.
Отец Сергий (это имя принял Касатский) ведёт отшельнический образ жизни, строго придерживаясь устава и усмиряя плоть. Решив, что и этого недостаточно — он удаляется из монастыря, становится затворником и живёт в пещере. Слухи о бывшем красавце-офицере, принявшем постриг, доходят до компании, отдыхавшей неподалёку от пещеры монаха. Красивая развратная женщина пытается соблазнить его, и отец Сергий вынужден отрубить себе палец, чтобы не поддаться её чарам. Проходит ещё время, и ему всё-таки не удаётся избежать греха. Слабоумная дочь местного купца, которую привели к отшельнику для лечения молитвой, соблазняет монаха.
Отец Сергий уходит из кельи, берёт котомку и отправляется бродяжничать и просить милостыню.
«Отряд особого назначения» — советский художественный фильм 1978 года режиссёра Вадима Лысенко по сценарию Рудольфа Отколенко.

Во время Великой Отечественной войны на переправе затонула «Катюша» — новейшее советское секретное оружие. Чтобы установка не попала в руки немцев, командование принимает решение уничтожить её силами отряда особого назначения (так как район происшествия уже занят оккупантами, а бомбардировка с воздуха не гарантирует уничтожения).
Привлекается специальная группа из спортсменов и цирковых артистов, умеющих как никто другой снайперски стрелять, бегать, прыгать, свободно чувствовать себя в воде и под водой, выдерживать чудовищную нагрузку рукопашных схваток. В состав группы входит и девушка.
Переодетые в немецкую форму, они на трофейном бронетранспортёре рвутся к искомой точке выполнения задания, обходя препятствия (немцы уже знают о цели группы и ведут интенсивную погоню). Задача будет выполнена.
«По улицам комод водили» — киноальманах режиссёров Марка Генина и Николая Ковальского, снятый в 1978 году на Одесской киностудии по сценарию Марка Генина, Аркадия Инина и Виктора Веселовского.

Киноальманах состоит из 9 новелл-шуток:
«Грабёж среди бела дня» — о покупателе, доверившем обкатку своего новенького велосипеда ребёнку;
«С повинной» — о новом директоре большого гастронома, выясняющем у следователя меру наказаний за предполагаемое воровство;
«На волоске» — о пожилом пассажире пригородного поезда, размечтавшемся о встречах с девушкой, которая под напором его взгляда решила уступить старичку место;
«Экзамен» — о бывших коллегах-футболистах, выстраивающих свою карьеру благодаря спортивным успехам;
«Мы едем, едем, едем…» — о легкомысленных девушках, часто меняющих своих женихов;
«Вредная работа» — о сантехнике-взяточнике, которого проучил его же клиент — врач;
«Овчарка Барсик» — о том, как кот Барсик получил медаль на собачьей выставке;
«Урок» — о начальнике, который учился бюрократизму;
«Комод» — о комоде, в котором можно спрятаться двоим, чтобы не платить за проезд.
«Повар и певица» — советский художественный фильм, снятый режиссёрами Мукадасом Махмудовым и Валерием Харченко в 1978 году.

Повар Тахир и певица Зухра, провалившись на экзаменах, не теряют присутствия духа. Случайно зайдя в Дом Быта Хасан Хасаныч Бармалиев, весёлый, но хитрый управляющий трестом «Бюро коммунальных услуг», принимает Тахира и Зухру в бригаду автопоезда, который призван обслуживать жителей малодоступных районов Памира. С музыкой и песнями, участвуя в свадьбе и на праздновании дня рождения герои радуют местное население. Со временем спекулятивные дела «Бармалея» становятся темой обсуждения на собрании, но принятое решение в пользу Хасана Хасаныча оставляет ситуацию без изменений. Бармалею удается разрушить отношения между Тахиром и Зухрой, но мать Зухры с дочерью догоняют автокараван. Интриги Хасан Хасаныча раскрываются, и он покидает бригаду. Но Зухра и Тахир все равно не помирились, и автопоезд уезжает без Зухры.
«Поворот» — советский художественный фильм 1978 года, психологическая драма режиссёра Вадима Абдрашитова.

Молодожёны возвращаются в Москву после круиза по Чёрному морю. Виктор сбивает своими «Жигулями» старушку. Его желание уйти от ответственности сменяется раскаянием и решением принять груз вины на себя.
«Поговорим, брат…» — советский двухсерийный приключенческий фильм, снятый Юрием Чулюкиным на киностудии «Беларусьфильм» в 1978 году.

1922 год. Дальний Восток всё ещё занят белогвардейскими войсками и японскими интервентами. Но в крае действуют красные партизанские отряды. В это время Красная армия готовит решительное наступление, чтобы очистить дальневосточный край от белых и японцев.
Для координации наступательных действий партизанских отрядов и советских войск в один из таких отрядов из Владивостока прибывает член подпольного обкома партии большевиков Пётр Кокорин.
Однако планы и передвижения партизанского отряда быстро становятся известны командованию белых. Становится ясно, что в отряде действует белогвардейский разведчик. Начинается работа по поиску и разоблачению вражеского шпиона…
«Подарок чёрного колдуна» — советский кинофильм 1978 года.

Злой колдун подарил Василисе свадебное платье, в котором можно загадать одно-единственное желание. Увидела Василиса Ивана в хороводе девушек и пожелала сгоряча: «так пусть ни на кого ты больше не посмотришь». Ослеп Иван. Пожалела Василиса о сказанном сгоряча, да поздно.
Злой колдун объяснил Василисе, что для того, чтобы вернулось Ивану зрение, необходимо умыть его живой водой. А найти ту воду Василиса сможет только пройдя три испытания: не забыть себя, забыть себя и отдать самое главное. Василиса с честью прошла все испытания, путешествуя вместе с Иваном. В пути Василисе и Ивану помогали два пугала.
«Подарю тебе город» (узб. «To’ylar muborak/Тўйлар муборак») — советский художественный фильм режиссёра Эдуарда Хачатурова. Фильм создан на киностудии «Узбекфильм» в 1978 году. Считается одним из самых лучших узбекских фильмов.

В фильме рассказывается о молодом мужчине, который в течение целого дня никак не может попасть на собственную свадьбу и становится участником многих событий, происходящих в день его свадьбы в городе Ташкент.
В 2015 г. снято продолжение фильма «Подарю тебе город». Во второй части играют уже другие актёры.
«Познавая белый свет» — советский художественный фильм режиссёра Киры Муратовой. Снят в 1978 году, после семи лет вынужденного простоя Муратовой, связанного с запретом её предыдущего фильма «Долгие проводы» на Одесской киностудии. Фильм был снят на студии «Ленфильм», где в тот момент работала Муратова.

Водитель грузовика Михаил, недавно прибывший на строительство завода, вытаскивает застрявшую в грязи легковую машину и знакомится с Любой и её другом Николаем. Он довозит их до места проведения «комсомольской свадьбы» с несколькими брачующимися парами, где Люба произносит поздравление. Постепенно Михаил сближается с Любой, чем вызывает ревность Николая, который считает, что Люба должна принадлежать ему.
Между тем жизнь на стройке идёт своим чередом. Подруги Любы, которая работает штукатурщицей, советуют ей выходить замуж или за Михаила, или за Николая. После работы, уже в темноте, Михаил иногда заезжает за Любой, которая живёт в вагончике с подругами. Они беседуют в кабине машины, а когда Михаил привозит Любу обратно, их с явным неудовольствием встречает Николай. Однажды ночью Михаил помогает наладить мотор незнакомке, остановившейся на дороге, а Люба поднимает и читает любовное письмо, которое та выбросила.
Завод построен, на собрании произносятся радостные речи. Строители готовятся к новоселью: им выделен новый многоквартирный дом на пустыре. Михаил, постригшись и надев костюм, приходит с цветами к Любе, которая вместе с остальными расположилась с вещами возле дома, и делает ей предложение. Он советует побыстрее сходить в ЗАГС и подать заявление, так как там большая очередь. Николай уходит, разбивая напоследок броском камня зеркало, в которое смотрятся Михаил и Люба.
«Пока безумствует мечта» — советская широкоформатная музыкальная комедия режиссёра Юрия Горковенко, снятая в 1978 году по сценарию Василия Аксёнова. В связи с выходом Василия Аксёнова из Союза писателей СССР и эмиграцией в США премьера состоялась лишь в декабре 1988 года.
Подзаголовок фильма («Необычайные приключения провинциального юноши Юры Отвёрткина в городе С.-Петербурге на заре воздухоплавания»), как и титры, оформлены в стиле ретро. Созданию атмосферы начала XX века способствуют и цитируемые стихи того периода, в частности, «Авиатор» А. Блока.
Часть упоминаемых имён относятся ко вполне реальным персоналиям времени действия фильма, некоторые намеренно изменены. Так, например, авиатор Валериан Брутень — подобие Евграфа Крутня, Лидия Задорова — первая русская лётчица Лидия Зверева, фон Браульбарс — генерал Александр фон Каульбарс, репортёр Вышко-Вышковский — писатель Брешко-Брешковский, негоциант Щетинкин — инженер-самолётостроитель, промышленник и одиозный монархист Щетинин и так далее.

Бывший студент Юра Отвёрткин, охваченный романтикой зарождающейся авиации, уезжает из родного Царевококшайска в Санкт-Петербург для участия в воздухоплавательной выставке. Приставленного сопровождающим священника отца Илью ему удалось успешно «потерять». Усугубив у цирюльника своё природное сходство с разыскиваемым преступником, Юрий отправляется в аэроклуб и называет себя по имени героя приключенческих рассказов — Иван Пирамида.
Там он, провоцируемый полковником Отсебятниковым, вызывает на дуэль человека в маске, однако отказывается от поединка, узнав, что его противник — знатный авиатор Брутень. На следующий день Юрий и Брутень, уже на лётном поле, спорят о технике пилотирования. Юрий вызывается доказать свою правоту на практике и чуть было не становится жертвой катастрофы. По случайному стечению обстоятельств о подобном он уже читал в рассказе и поэтому сумел посадить самолёт.
Желанию стать профессиональным пилотом препятствует отсутствие денег, а призовые 5000 рублей за рекордный полёт невозможно получить без соответствующих документов (пилотского свидетельства). Не в силах разорвать этот замкнутый круг, Юрий устраивается на завод «Дедал». Его хозяин Щетинкин весьма неаккуратно платит как рабочим, так и ангажированным иностранным пилотам и мешает достройке самолёта конструкции Казаринова, требуя выплаты неустойки.
Разочарованная Лидия просит мнимого Пирамиду (о путешествиях которого распускал слухи Юрий) научить её летать. В ресторане им встречается ставший бывшим отец Илья, а ныне — поэт Илья Царевококшайский. Юрий приводит Лидию на завод и признаётся не только в любви, но и в своей уловке. По её просьбе Брутень берёт под своё поручительство деньги Ивана Пирамиды в банке.
Неустойка Щетинкину уплачена, самолёт Казаринова «Киев-Град» (вероятно, подразумевался «Корабль Киевский» И. Сикорского) достроен и запоздалое вмешательство спонсируемой Щетинкиным полиции, вновь напавшей на след Пирамиды, уже не в силах помешать перелёту Санкт-Петербург — Москва.
«Последняя двойка» — фильм режиссёра Бориса Нащёкина. Снят на Киностудии имени Максима Горького в 1978 году по сценарию И. Витина.

Шестиклассник Миша Андреев потерял интерес к учёбе и рискует остаться на второй год. Случайно Миша знакомится с учёными… и неожиданно для всех становится отличником…
«Предварительное расследование» — советский художественный фильм 1978 года. Сценарий фильма написан Борисом Можаевым, последний фильм трилогии о милиционере Серёжкине, продолжение кинофильмов «Хозяин тайги» (1968) и «Пропажа свидетеля» (1971) с Валерием Золотухиным в главной роли. Снят по повести «Падение лесного короля», в которой, как и в «Пропаже свидетеля», следователь районной милиции капитан Коньков в сценарии заменён на Серёжкина.
https://ok.ru/video/1372126579401

Капитан Серёжкин всего месяц работает на новом месте. Он расследует случай избиения бригадира сплавщиков Чубатова своими работниками после того, как крупный плот сел на мель. Одновременно сгорает лесосклад, а сторож-удэгеец умирает, считая себя виновным в пожаре. В процессе предварительного расследования выясняется, что отчётность за потраченные на сплав средства почти не велась. Прокурор считает, что доказать, куда уходили выданные бригадиру наличные деньги, невозможно, а леса в результате нет. Он приказывает арестовать бригадира. Серёжкин, однако, верит, что Чубатов — честный человек, который проявлял инициативу и обеспечивал весь район строительным лесом, а в допущенных ошибках в отчётности виноват, в том числе, и райисполком, и руководители вовлечённых предприятий. Он также считает, что сажать Чубатова не за что, так как он провёл большую работу, плот же так или иначе будет доставлен в ближайший паводок. Однако вынужден арестовать бригадира. С помощью местных удэгейцев Серёжкин разоблачает начальника лесосклада Боборыкина в умышленном поджоге. Из-за противоречий с прокурором и начальником милиции Серёжкина отстраняют от ведения дела Чубатова. Однако капитан Серёжкин обращается с подготовленными документами к первому секретарю райкома, который в результате поддерживает его и решает провести собрание райисполкома по недостаткам, сложившимся в лесозаготовительной практике.
«Прилетала сова» (азерб. Bayquş gələndə...) — советская драма с элементами детского фильма 1978 года производства киностудии Азербайджанфильм

Тахир (Эмин Гафарзаде) и Васиф (Фикрет Мамедов) проводят все свои летние каникулы на берегу моря и занимаются рыбалкой. Васиф также хочет иметь лодку с одним двигателем для ловли рыбы. В его доме живет пожилой мужчина (Исмаил Османлы). Тахир также часто приглашает в дом человека, который рассказывал истории из прошлого и будущего. В то время в поселке появился богач по имени Рашид (Гасан Турабов). Он начинает тратить много денег в казну. После того, как старик умирает, Рашид ищет способы прибрать сад старика в свои руки. Весь этот маленький сюрприз расстроил молодого Тахира. И из-за вины Рашида его сосед Камиль (Видади Алиев) также пострадал от своей семьи. Но в городе есть хорошие люди. Маленькие поклонники Тахира начинают выбирать друг друга и начинают ценить их...
«Пять вечеров» — советский кинофильм Никиты Михалкова 1978 года по мотивам одноимённой пьесы Александра Володина о встрече мужчины и женщины после многолетней разлуки, вызванной войной. Основная часть фильма снята в чёрно-белом варианте, подчёркивающем стилистику конца 1950-х. Лишь в самом последнем эпизоде, когда Тамара просит Александра остаться, появляется цвет.
https://ok.ru/video/1559000844852

Осенним вечером Ильин, приехавший в город на несколько дней и сидящий в гостях у знакомой девушки Зои, вдруг замечает из окна знакомый дом. В этом доме он 18 лет назад, ещё до войны, снимал комнату у одной женщины. Он уходит от Зои (как ему кажется, на пятнадцать минут), чтобы узнать, живёт ли ещё там эта женщина. В коммунальной квартире, куда он приходит, действительно по-прежнему проживает его давняя знакомая Тамара. Она встречает Ильина холодно, но предлагает остановиться на несколько дней во второй комнате. Тамара живёт с племянником Славиком, мать которого умерла в войну. Сама Тамара работает мастером на заводе, она член партии, не замужем. Ильин говорит, что работает главным инженером на химическом комбинате в Подгорске. Он остаётся у Тамары, а вскоре знакомится со Славиком. Во время разговора в ответ на иронический отзыв Славика о Тамаре Ильин предупреждает Славика, что не допустит недобрых слов о ней.
На следующий вечер Ильин хочет отметить встречу и готовит стол со Славиком и его подругой-телефонисткой Катей, но пришедшая с работы Тамара отказывается праздновать что-либо, и Ильин, обидевшись, уходит в свою комнату. Однако теперь Тамара достаёт бутылку вина и включает музыку, пытаясь развеселиться со Славиком и Катей. Ильин в другой комнате поёт под гитару песню «Думы окаянные»[3], и Тамара заходит к нему и признаётся, что рада, что не вышла за прошедшие годы замуж за кого-то другого.
Ильин и Тамара постепенно сближаются, вспоминая о прошлом, когда они были вместе. Неожиданно Ильин говорит Тамаре, что хочет уйти с работы, стать шофёром и уехать на север, и предлагает Тамаре ехать с ним. Она отвечает уклончиво, не очень веря в его предложение, и высказывает свою точку зрения, что каждый в жизни должен делать самое большое, на что он способен. Когда Тамара выходит из дому, Ильин с вещами покидает квартиру, хотя Славик пытается его задержать.
Тамара приходит к Тимофееву, однокурснику Ильина по институту. Ильин находится у Тимофеева, но просит того не говорить об этом Тамаре. В ходе разговора Тамара узнаёт у Тимофеева, что это он, а не Ильин, работает главным инженером в Подгорске, а что сам Ильин, будучи отчисленным с третьего курса, сначала стал боксёром, а потом уехал работать шофёром на север. Тамара понимает, что предложение Ильина поехать с ним было более чем серьёзным.
Ильин заходит к Зое попрощаться, а потом к Кате на междугородний переговорный пункт. Кате он говорит, что уезжает в Воркуту. До поезда он пьёт в ресторане. Приходит Катя и напивается вместе с Ильиным. Ильин рассказывает Кате (и в это же время, у себя дома, Тамара — Славику), как Тамара провожала его на фронт и не могла заплакать, сказав ему: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена». Тимофеев приносит Тамаре подарок, оставленный Ильиным. Он извиняется перед Тамарой за нелестный отзыв об Ильине во время её визита и говорит, что Ильин был отчислен из института за принципиальный поступок — сказал подлецу, что тот подлец, а никто из них этого сделать тогда не смог. Тимофеев признаётся Тамаре, что завидует Ильину, потому что он хозяин своей судьбы.
Тимофеев говорит, что Ильин уехал, однако тот неожиданно появляется. В запальчивости он говорит всем, что если его посчитали неудачником, то они ошибаются, он очень счастлив и собирается ещё быть счастливым «разнообразно и по различным поводам». Славик уводит Катю домой, Тимофеев тоже уходит. Ильин спрашивает Тамару, уйти ли ему, но Тамара просит Ильина остаться, она согласна поехать с ним куда угодно. Ильин просит прощения у Тамары, что после фронта не нашёл её и начал другую жизнь. Тамара говорит, что всё равно гордится им. Он засыпает на коленях у Тамары.
«Ралли» (латыш. Rallijs) — художественный фильм режиссёра Алоиза Бренча. Снят на Рижской киностудии в 1978 году.

В 1944 году из Художественного музея в Риге, при отступлении гитлеровских войск, была похищена картина «Рафаэль и Форнарина» французского художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра. Поиски, предпринятые после войны, результата не дали и картина до сегодняшнего дня считается утраченной.
Эту картину обнаружили в дверце своего автомобиля гонщики, принимавшие участие в международном ралли СССР—ПНР—ГДР. Они догадались, что некие преступники пытаются таким образом переправить картину за рубеж, но не стали говорить руководству команды о находке, опасаясь отстранения экипажа от гонки на время расследования.
За действиями спортсменов следит милиция, подозревающая их в причастности к похищению, и контрабандисты, поджидающие удобного случая забрать холст. Самостоятельность гонщиков едва не приводит к их гибели. Посредник, заинтересованный в быстром получении денег, организовал аварию, исправив запись в навигационном блокноте штурмана.
Милиция с помощью польских и немецких коллег арестовала преступников. В том числе главного организатора — директора антикварного магазина, выдававшего добротную копию за найденный холст великого мастера.
«Расписание на послезавтра» — советский цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1978 году режиссёром Игорем Добролюбовым. Киноповесть об одарённых учащихся и увлечённых преподавателях физико-математической школы, в которой появилась новая учительница русской литературы, не менее увлечённая, чем её коллеги.

Сюжет фильма строится вокруг широко известного во время создания фильма спора «физиков» и «лириков». В физико-математическую школу имени Льва Ландау при Институте физики Академии наук СССР из обычной школы переходит работать учительница русской литературы Антонина Сергеевна. Она с удивлением замечает, насколько уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям.
Продолжение следует.
|
</> |