Позитив. Кино XLI — 5
cand_orel — 19.04.2021Окончание, начало —
Продолжение 1 —
Продолжение 2 —
Продолжение 3 —
64 «Слушайте на той стороне» (монг. Дайсны цэргүүдээ сонсоцгоо!) — советско-монгольский художественный фильм о боях на реке Халхин-Гол в 1939 году. (https://youtu.be/wr-8QRXgcHc)
В 1939 году небольшой отряд особого назначения под командованием Бурова был заслан в Монголию с целью отвлечь японских захватчиков от мест настоящих боевых действий в районе реки Халхин-Гол. Эта операция проводилась с помощью мощных репродукторов, воспроизводящих шумы движущихся танков и истребителей. Кроме того, отряд Бурова (офицер Гэлэг, переводчица Осипенко, шоферы Глушков и Зайцев) должен был вести агитационную работу среди местного населения. Каждый выезд отряда подвергался смертельной опасности: ведь шумовая атака — это вызов огня противника на себя
65 «Смертный враг» — фильм режиссёра Евгения Матвеева 1971 года по мотивам «Донских рассказов» М. А. Шолохова. (https://youtu.be/xTzABTI0Nf4)
Советская власть только установилась на Дону, а в первой коммуне уже разразился конфликт: жена руководителя коммуны Арсения Клюквина поверив посулам белого офицера влюбилась и ушла к нему с ребёнком жить. Она не желает скрывать своих чувств, но не выдержав скотского отношения белого офицера — возвращается обратно к большевику.
66 «Старики-разбойники» — советский художественный фильм-трагикомедия, поставленный на «Мосфильме» в 1971 году режиссёром Эльдаром Рязановым. (https://youtu.be/Sl692kOCc6Q)
Следователя Николая Сергеевича Мячикова (Юрий Никулин) хотят отправить на пенсию по возрасту. Начальник Мячикова — Федяев (Георгий Бурков) — мотивирует это тем, что за последние два месяца тот не раскрыл ни одного преступления, хотя на самом деле причина в другом: «сверху» поступило указание освободить место следователя для блатного человека (Андрей Миронов). Николай Сергеевич отказывается идти на пенсию, чувствуя в себе ещё достаточно сил для хорошей работы. Тогда Федяев заявляет, что «готов вернуться к этому разговору», если в течение ближайшего месяца Мячиков сможет как-то проявить себя.
В это же время выходит на пенсию и друг Мячикова — инженер Валентин Петрович Воробьёв (Евгений Евстигнеев). Однако на прощальном собрании, тронутый речами коллег, Валентин Петрович, несмотря на возрастные неприятности с сердцем, вдруг принимает решение остаться на работе и энергично его отстаивает, чем немало озадачивает и смущает руководство.
Хорошо понимая нежелание друга выходить на пенсию, Воробьёв предлагает организовать «преступление века», и после того, как Мячиков раскроет его, начальству ничего не останется, как оставить его на работе.
Для начала, реализуя замысел Воробьёва, старики-разбойники похищают из музея картину Рембрандта. Прямо на глазах у публики полотно уносят «на реставрацию». Однако план полностью проваливается — в музее никто не хватился бесценной картины. Рембрандта приходится вернуть на место, и этому тоже никто не удивляется.
Следующая идея Воробьёва — ограбить свою соседку, хорошую знакомую Мячикова, инкассатора Анну Павловну (Ольга Аросева). Сговорившись с будущей потерпевшей, Воробьёв собирается на дело, но внезапно старику становится плохо. Грабить идёт сам Мячиков. Успешно захватив сумку с деньгами и уйдя от преследования, Мячиков прячется в подворотне — и встречается там с настоящим грабителем. Наутро Мячиков оказывается в очень затруднительном положении: деньги пропали, преступника не найти, а дело раскрывать надо. Честный следователь продаёт всё своё имущество, но полную сумму собрать не удаётся. Анна Павловна, ничего не зная о настоящем ограблении, решает, что Мячиков просто присвоил себе часть денег. Единственный, кто сразу понимает, что Мячиков попал в беду, — его друг Воробьёв. Он отдаёт незадавшемуся разбойнику все свои сбережения со словами: «Мы с тобой жили честно, и давай помрём честно». Федяев догадывается, что следователь решил внести собственные деньги, лишь бы остаться на работе. Мячиков рассказывает начальнику, что и ограбление устроил он сам, но Федяев ему всё равно не верит. Тогда Николай Сергеевич на правах следователя арестовывает сам себя. В камере ему является «почти вещий» сон: в зале суда всё встанет на свои места.
Завершается фильм кадрами, когда Мячиков поздним вечером выходит из арестантской. Его ждут на лавке Анна Павловна с Воробьёвым, и троица удаляется.
67 «Танец мотылька» (латыш. Tauriņdeja) — художественный фильм режиссёра Ольгерта Дункерса, снятый по мотивам рассказа Зигмунда Скуиньша «Карьера» на Рижской киностудии в 1971 году. (https://youtu.be/Ba4_8BHrnZI)
Талантливый человек, Харий Маурс, в погоне за успехом готов идти на любую сделку со своей совестью. Занятия спортом и выступления в музыкальном ансамбле не сулят близкой выгоды, и он легко порывает с ними. Случай сводит его с Нино — женой приехавшего в Ригу на съёмки известного режиссёра. Не стесняясь, он использует своё знакомство для утверждения в новом для себя амплуа актёра. Через некоторое время имя Хария Маурса появляется на афишах самых кассовых фильмов. Бывшие коллеги не скрывают удивления при виде столь удачной карьеры. Элегантный костюм и новый иностранный автомобиль приводят в восхищение поклонниц. Однако вскоре становится понятным, что под маской любимца фортуны прячется обыкновенный самовлюблённый лжец. Желание брать от жизни много и не давать взамен ничего приводит героя к неизбежному трагичному финалу.
68 «Телеграмма» — фильм режиссёра Ролана Быкова, снятый Творческим объединением «Юность» на киностудии «Мосфильм» в 1971 году. (https://youtu.be/aMWbDj1lNNM)
Начало 1970-х годов, предновогодняя московская сутолока. Шестиклассники Костя и Тоша и четырёхлетний брат Кости Руслан стараются найти Катю Иноземцеву, чтобы передать ей случайно найденную важную телеграмму. В ходе поисков они узнают подробности её жизни. Вчерашняя школьница, с началом Великой Отечественной войны пошла работать в госпиталь. Затем на фронт и службу в разведывательно-диверсионной группе. Её любили два друга — Антон и Серёжа. Она вышла замуж за Антона, который вскоре погиб от ран. Сергей продолжал писать ей письма, надеясь на встречу. Его телеграмма двадцатипятилетней давности, выпавшая из библиотечной книги, по ошибке и попала в руки Кости. Ребята после долгих поисков нашли Катю и Сергея, которые, к их удивлению, оказались родителями Тоши.
69 «Тень» — советский полнометражный цветной художественный фильм-притча, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году по одноимённой пьесе-сказке Евгения Шварца. Классическая интерпретация пьесы, первая экранизация. (https://youtu.be/xuUJY93PyeU)
чёный по имени Христиан-Теодор приезжает в незнакомую волшебную страну, где всё сказочное происходит на самом деле, и сам делается главным действующим лицом новой сказки. Он влюбляется в весьма легкомысленную и ветреную принцессу Луизу, которая не знает, чего ей хочется, и, надеясь её увидеть, просит свою тень отыскать её. Тень, покинув своего хозяина, обманывает его: почувствовав себя свободной, она становится человеком с именем Теодор-Христиан — изворотливым, лживым и жестоким малым.
Учёный заболевает — шутка ли, остаться без тени! Аннунциата, дочь Пьетро — хозяина гостиницы, где остановился Христиан, выхаживает его, приглашает доктора, и больной выздоравливает. В то же время самое Теодор принимает пост начальника тайной канцелярии и решает стать королём. Он, как бывший хозяин, любит Луизу, но по-своему — хитро и расчётливо. И, ненавидя учёного лишь за то, что принадлежал ему, решает посеять между принцессой и им обиду и ненависть.
Прознав, что Христиан уговорил Луизу уехать, его бывшая тень появляется на вокзале и убеждает, что принцессу держат под замком, а чтобы её отпустили, учёный должен подписать бумагу с отказом от неё в обмен на деньги, славу и власть. Правдивый мужчина верит этому и нехотя подписывает документ. Теодор тотчас мчится к Луизе и, показав бумагу, уговаривает её выйти за него замуж. Затем он занимает престол и становится королём. Христиан, услышав, что Луиза будет венчаться, пытается объясниться с ней, однако его арестовывают и приводят к Теодору. Тот предлагает учёному стать его тенью.
Негодующий и обманутый Христиан пытается доказать всем, что это всего лишь его собственная тень, но ему не верят, даже когда Теодор, повинуясь словам заклинания, возвращает прежний облик. Вернувшись через минуту в человеческое тело, он приказывает отрубить учёному голову, но сам также её лишается.
Все министры, испугавшись безголового правителя, вспомнили об источнике живой воды, воскрешающей хороших людей, и Аннунциата оживляет Христиана, так как воскресить мёртвого может лишь тот, кто любит его. Напуганная тень наконец понимает, что без хозяина она — никто, и просит Христиана остаться. Последний твёрдо отказывается занимать престол и покидает королевство вместе с любимой и любящей его Аннунциатой.
70 «Тропой бескорыстной любви» — художественный фильм режиссёра Агаси Бабаяна. Первый фильм тетралогии о ручной рыси по кличке Кунак. Фильм поставлен по мотивам повести Виталия Бианки «Мурзук», многие шокирующие моменты первоисточника изменены. В оригинале охотник Андреич сам убивает рысь ножом, а после оглушает и закапывает в могилу двух её рысят. Выживает случайно лишь третий, на которого рука Андреича уже не поднялась. (https://youtu.be/JlJRgk1muvc)
Спасая своё потомство от нападения медведя, самка рыси погибла, но защитила детёныша. Маленького несмышлёного рысёнка подобрал лесник Михалыч. Он принёс его к себе домой, выкормил и дал имя «Кунак». Котёнок начинает исследовать дом лесника, потом окрестности и лес. Познакомился и подружился с собакой. Прошёл год. Весть о том, что в доме у лесника выросла рысь, разнеслась по области. Михалычу предлагали за рысёнка большие деньги, но друзей не продают. Как-то раз Михалычу удалось задержать компанию опасных браконьеров. Один из них отправляется в тюрьму на год, но решил после выхода на волю отомстить принципиальному леснику. Бандитам удаётся проникнуть в сторожку лесника и украсть Кунака. Редкое животное они продали в цирк. Михалычу, тоскующему без друга, знакомые рассказывают, что видели его рысёнка в городе. Бандиты связывают Михалыча и оставляют в связанным в зимнем лесу, в расчете на то что он замерзнет или его растерзают волки. Но в нужный момент появляется сбежавший из зоопарка Кунак и освобождает Михалыча, перегрызя связывающие его веревки.
71 «Тростниковый лес» (латыш. Meldru mežs) — художественный фильм режиссёра Эрика Лациса, снятый по сценарию Эгона Ливса на Рижской киностудии в 1971 году. (https://youtu.be/5-FtsGBP8cI)
Небольшое колхозное рыбацкое судно «Альбатрос» в условиях зимней непогоды получило несколько пробоин и затонуло вблизи побережья. Из четырёх человек команды спасся только рыбак Степс, отважившийся прыгнуть в ледяную воду. В результате возникшего недоразумения товарищи подозревают его в малодушии. Ситуация усугубляется тем, что он и сам считает себя виновным. После ухода жены Степс уезжает в Ригу, перебиваясь случайным заработком. Некоторое время спустя водолазы повторно осмотрели место аварии. Найденные тела погибших рыбаков позволили снять со Степса обвинение в якобы совершённом им неблаговидном проступке.
72 «Ты и я» — художественный фильм режиссёра Ларисы Шепитько, снятый в 1971 году. (https://youtu.be/x4_jw8enrOI)
Подойдя вплотную к открытию, которое имело серьёзное значение в нейрохирургии, герой фильма Пётр оставляет научную работу, своего коллегу по эксперименту и лучшего друга и уезжает в Швецию работать врачом в посольстве. Спустя несколько лет неудовлетворённость работой заставляет его вернуться в Москву. Но там его не ждут, не принимают в научное сообщество, а лучший друг отказывается помочь, несмотря на просьбы жены Петра. Многочисленные встречи с различными людьми не помогают ему обрести мужество и преодолеть себя. Он так и не может вернуться к брошенной когда-то научной работе.
73 «Ход белой королевы» — советский полнометражный цветной художественный фильм по одноимённой повести Льва Кассиля, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссёром Виктором Садовским. (https://youtu.be/LWZEfZiFOgo)
Спортивная драма «Ход белой королевы» основана на одноименной повести Льва Кассиля и посвящается советским спортсменам-победителям чемпионата мира по лыжам в Высоких Татрах (конкретный прообраз: Кулакова, Галина Алексеевна). Помимо самой истории, в фильме «Ход белой королевы» можно увидеть и документальную хронику того легендарного соревнования. Степан Михайлович Чудинов, несмотря на свою основную профессию инженера, прославился как талантливый тренер по лыжному спорту. Однако череда локальных неудач, непонимание со стороны лучшей ученицы и разногласия с Федерацией спорта, не желающей менять методику подготовки спортсменов, заставляют тренера покинуть свой пост. Чудинов принимает предложение поработать на новостройке в далеком Зимогорске и не собирается менять своего решения. В таежном краю судьба сводит его с местной жительницей Натальей Скуратовой, недавно пережившей оглушительное поражение на всесоюзных соревнованиях. Степан Михайлович видит в девушке недюжинный талант, соседствующий с недостатком техники, что вновь пробуждает в нём страсть и тягу к тренировкам.
74 «Шельменко-денщик» — музыкальный художественный фильм, снятый по мотивам комедии классика украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. (https://youtu.be/imGty31bscM)
Сюжет типичен для европейских водевилей, только перенесён на украинскую почву. Помещики Шпак отказываются выдавать свою дочь Присиньку за любимого ею молодого капитана Скворцова. У стариков припасён для дочери более завидный жених, и они всячески стараются разлучить влюблённых. Но тут в дело вмешивается хитрый денщик Скворцова — Потап Шельменко, и, разумеется, находит способ устроить счастье молодых.
75 «Шутите?» — кинокомедия, вышедшая на экраны в СССР в 1971 году и состоящая из трёх киноновелл выпускников ВГИКа («Иначе мы пропали», «Вандербуль бежит за горизонт», «Шутите?»). (https://youtu.be/H7afv3U5TVA)
Студенты гостят в деревне и собирают народные частушки и юмор сельских жителей, но в избе, где остановились гости, течёт крыша и очень холодно. Председатель колхоза спел студентам смешную частушку и предложил построить тёплую печку в избе для гостей.
76 «Я, следователь…» — советский детективный художественный фильм режиссёра Георгия Калатозишвили, снятый в 1971 году на киностудии «Грузия-фильм» по сценарию Аркадия и Георгия Вайнеров. В основу фильма положены фактические события и документальные материалы уголовного дела. (https://youtu.be/O2YAFw7nH5Q)
Грузинская ССР. На военно-грузинской дороге найден тяжело раненый мужчина без денег и документов. По прогнозу врачей, шансов на выживание у него вероятнее всего нет. Следствие поручают следователю тбилисской милиции капитану Георгию Микеладзе.
В ходе следствия выясняется, что пострадавший — Евгений Корецкий, штурман таллинского пароходства, не явившийся своевременно на судно после очередного отпуска. По свидетельству капитана судна Астафьева, после ремонта судно на ходовое испытание вышло в море без штурмана. Капитан, в нарушение своих служебных обязанностей, не сообщил об этом инциденте пароходству.
Со слов Тамары, невесты Корецкого, он, находясь в отпуске в родном Ленинграде, получил в автомагазине новый автомобиль «Волга», на который у него подошла очередь, и поехал со своим новым знакомым Сабуровым обкатывать его в Тбилиси.
В Грузии неизвестный преступник смертельно ранит Корецкого в затылок из огнестрельного оружия, а автомашина пострадавшего бесследно исчезает. В деле появляется и вторая «Волга», угнанная у другого потерпевшего.
Уголовное дело становится запутанным, распадается на несколько эпизодов. Для раскрытия цепи преступлений следователю Микеладзе приходится побывать в нескольких городах большой страны — Таллине, Ленинграде, Москве, Риге, Юрмале — и даже спускаться по верёвочной лестнице с борта вертолёта на эстонское судно, идущее в открытом море. В результате кропотливой работы грузинский следователь справляется со своей задачей и выходит на след опасного преступника, промышляющего угонами автомобилей, а также вооружённым грабежом инкассаторов в Риге.
Находясь в служебной командировке в столице Латвийской ССР Георгий знакомится с красивой латышской девушкой Элгой, свидетелем по делу, и в конце фильма обретает свою любовь.